Дело № 12-91/2011 Р Е Ш Е Н И Е 07 октября 2011 года город Асбест Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Мансурова С.А., при секретаре Кочелаевой М.А., c участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Исакова Ш.А., рассмотрев жалобу Исакова Ш.А. на постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата* о привлечении Исакова Ш.А., <данные изъяты>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, У С Т А Н О В И Л : *Дата* постановлением начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата* Исаков Ш.А. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанным постановлением Исаков Ш.А. был признан виновным в том, что *Дата*, являясь гражданином <данные изъяты>, нарушил правила въезда в Российскую Федерацию, что выразилось в не предоставлении при въезде в РФ полиса медицинского страхования, действительного на территории РФ, чем нарушил положения пп 5 ст.27 ФЗ-№114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Не согласившись с данным постановлением, Исаков Ш.А. обжаловал его в Асбестовский городской суд, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, считая его незаконным (л.д.1). В судебном заседании Исаков Ш.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе, указал, что в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как он, являясь гражданином <данные изъяты>, приехал в Российскую Федерацию в целях поиска работы, трудоустроился в г.Асбесте поваром у ИП *ФИО1*. При въезде в РФ он не знал о необходимости предоставления полиса, кроме того, данный документ при пересечении границы у него не требовали, потребовав лишь его паспорт и заполненную миграционную карту и *Дата* на пограничном пункте *Адрес* ему разрешили въезд в РФ в целях поиска работы. После прибытия в город Асбест, он зарегистрировался по месту пребывания по адресу: *Адрес* в отделе УФМС в г.Асбесте, сроком пребывания до *Дата*. При регистрации ему так же не разъяснялось о необходимости получения полиса медицинского страхования. Так же он получил и разрешение на работу. Так же при пересечении границы ни какой информации о необходимости наличия полиса не имелось, соответствующих пунктов где бы можно было получить полис на границе не было. После того, как в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, он получил полис медицинского страхования. Ранее он не обращался за медицинской помощью на территории РФ Представитель УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Богомаз Я.В. в судебном заседании указала, что Исакова Ш.А. нарушил правила въезда на территорию РФ, о том как он смог пересечь границу РФ ей ничего не известно, считает, что сотрудники пограничной службы РФ незаконно не истребовали у Исакова Ш.А. полис медицинского страхования при пересечении границы, объясняет это отсутствием согласования по данному вопросу между пограничной службой РФ и УФМС России. О том, имелась ли у Исакова Ш.А. информация о необходимости наличия полиса при пересечении границы, а так же о возможности получения указанного полиса при пересечении границы РФ, ей ничего не известно, соответствующих данных в УФМС г.Асбеста нет. Считает, что Исаков Ш.А., пересекая границу РФ должен был самостоятельно изучить законодательство РФ, в том числе положения об обязательном наличии полиса медицинского страхования. С учетом исследованного в судебном заседании полагает, что жалоба Исакова Ш.А. может быть удовлетворена, а постановление отменено, с его направлением на новое рассмотрение. Заслушав показания Исакова Ш.А., пояснения Богомаз Я.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд считает, что постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата*, подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст.30.6 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, является административным правонарушением, предусмотренным ст.18.8 ч.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан. В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Из протокола об административном правонарушении *Номер* от *Дата* следует, что Исаков Ш.А. - гражданин <данные изъяты>, *Дата* нарушил правила въезда в РФ, что выразилось в не предоставлении при въезде в РФ полиса медицинского страхования, действительного на территории РФ, чем нарушил положения пп 5 ст.27 ФЗ-№114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Исаков Ш.А. указал, что в переводчике не нуждается, объяснение прилагается, каких-либо ходатайств и замечаний на протокол не представил. В объяснении, отобранном *Дата* оперативным дежурным ДЧ ММО МВД РФ «Асбестовский» *ФИО2*, Исаков Ш.А. указал, что *Дата* прибыл в Россию, зарегистрировался по адресу *Адрес* и устроился на работу к *ФИО1* поваром, о том, что нужно иметь при себе медицинский полис не знал, при въезде на границе полис у него не спрашивали. Рапортом от *Дата* полицейским ДРППСП *ФИО3* доложено, что *Дата* в 18:20ч., по адресу: *Адрес*, напротив завода АТИ, в ходе операции «нелегальный мигрант» выявлены гр-не <данные изъяты> Исаков Ш. А. и *ФИО4*, у которых в нарушение п.5 ст.27 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» отсутствуют полиса медицинского страхования, действительные в РФ. Эти граждане были доставлены в ДЧ ММО «Асбестовский» для привлечения к ответственности по ч.1 ст.18.8 ч.1 КоАП РФ. Согласно паспорту *Номер* Исаков Ш.А. является гражданином <данные изъяты>. В миграционной карте *Номер*, выданной на имя Исакова Ш.А., указано, что он прибыл на территорию РФ *Дата*. Согласно отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания установлено, что Исаков Ш.А. гражданин <данные изъяты> в установленном порядке уведомил отдел УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе о прибытии в место пребывания по адресу *Адрес*, поставлен данным органом на учет до *Дата*. Таким образом, судом установлено что до Исакова Ш.А.ограничения, установленные пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», на момент оформления документов при въезде на территорию в РФ, доведены не были, полис медицинского страхования у Исакова Ш.А. во исполнение указанного пункта Закона, истребован также не был, иного органом, привлекающим Исакова Ш.А.к административной ответственности - не доказано. Исходя из наличия у Исакова Ш.А.документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, подтверждающих легальность въезда на территорию РФ Исакова Ш.А., суд считает, что должностным лицом органа, привлекающего Исакова Ш.А. к административной ответственности не представлено достаточно доказательств наличия в действиях Исакова Ш.А.состава административного правонарушения, а именно не доказана вина Исакова Ш.А.. При этом обстоятельства пересечения границы РФ Исаковым Ш.А.не установлены, должностным лицом органа, привлекающего Исакова Ш.А.к административной ответственности они не исследовались, равно как и причина, по которой пограничная служба РФ разрешила Исакову Ш.А.въезд на территорию РФ. Кроме того, как следует из положений п.5 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», обязанность наличия полиса имеет исключения, в частности указано, что указанное требование не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан. Согласно пункту 3 Положения о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации", медицинское страхование граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), временно находящихся в Российской Федерации, производится на основе международных договоров Российской Федерации с этими государствами. В числе указанных международных договоров - Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 года. В соответствии с вышеуказанным Соглашением от 27 марта 1997 года, скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе. Оказание плановой медицинской помощи гражданам на территории государства временного пребывания осуществляется на платной основе с проведением взаиморасчетов по договорным ценам или действующим прейскурантам. Основанием для предоставления того или иного вида плановой медицинской помощи является наличие соответствующих медицинских документов и гарантийное обязательство направляющей страны об оплате фактической стоимости медицинской помощи. При отсутствии указанных документов плановая медицинская помощь оказывается после осуществления предоплаты в размере не менее ориентировочной стоимости лечения с проведением последующих взаиморасчетов по фактическим затратам между ЛПУ и пациентом или юридическим (физическим) лицом, его представляющим. В отдельных случаях, по договоренности Сторон, гражданам, страдающим тяжелыми заболеваниями, плановая консультативная и лечебно-диагностическая медицинская помощь может быть оказана на иных условиях. Так же в ст.7 указанного Соглашения определено, что плановая медицинская помощь гражданам, работающим по контракту (трудовому договору) в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных контрактом, либо за счет личных средств граждан; оплата лечения профессиональных заболеваний или производственных травм, связанных с трудовой деятельностью граждан в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством этого государства. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Как указано в статьях 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться; участник данной Конвенции не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора. В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вместе с тем, учитывая изложенное выше о месте и роли международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что, включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений внутреннего законодательства. На этом основании представляется, что решение вопроса о мерах ответственности за совершенное иностранным гражданином административного правонарушения в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация. Таким образом, постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. *Дата* было вынесено в отношении Исакова Ш.А.без учета положений актов международного права, участником которых является Российская Федерация, в том числе Соглашения от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников СНГ», а также не получили всесторонней оценки конкретные обстоятельства совершения Исаковым Ш.А.правонарушения, анализ действующим международно-правовым актам, регулирующим сферу медицинского страхования иностранных граждан, так же не дан. Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При таких обстоятельствах постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата* в отношении Исакова Ш.А.подлежит отмене, а дело - направлению в УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе на новое рассмотрение. При новом рассмотрении следует принять меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному рассмотрению дела. На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ Постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата* о привлечении Исакова Ш.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, отменить, направить дело в УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе на новое рассмотрение. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Решение вынесено в совещательной комнате в печатном виде с использованием компьютерной техники. Судья Асбестовского городского суда Мансуров С.А.