13 октября 2011 года г.Асбест Судья Асбестовского городского суда Свердловской области Архипов И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора г.Асбеста Пугачева А.В. на постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Асбесте, п.Рефтинский, Белоярском районе и р.п. В.Дуброво Бородиной А.С.*Номер* от *Дата* о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Техно-сервис» Зайлер Е.Ю., <данные изъяты>. УСТАНОВИЛ: *Дата* постановлением и.о. начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво (далее по тексту - «Территориального отдела Роспотребнадзора») Бородиной А.С. *Номер* прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора г.Асбеста Пугачев А.В. обратился с протестом, в котором просит вышеуказанное постановление отменить как незаконное и необоснованное, дело об административном правонарушении возвратить в Территориальный отдел Роспотребнадзора для нового рассмотрения по существу. В обоснование своего протеста и.о. прокурора г.Асбеста Пугачев А.В. указал, что утверждение о том, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указаны конкретные должностные (служебные) обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых со стороны Зайлер Е.Ю. повлекло совершение административного правонарушения, является необоснованным. По мнению прокурора, Зайлер Е.Ю., являясь директором (руководителем) <данные изъяты> в силу трудового договора, будучи осведомленной о своих обязанностях, в том числе вытекающих из Устава <данные изъяты>, а также трудового договора, не обеспечила предоставление управляемой ею организацией потребителям услуг по горячему водоснабжению надлежащего качества. Таким образом, свои обязанности как директора <данные изъяты> Зайлер Е.Ю. исполнила ненадлежащим образом. Зайлер Е.Ю. была поставлена в известность о том, что вода в многоквартирном *Адрес* недостаточно горячая, поскольку в ее адрес поступали обращения жильцов указанного дома на ненадлежащее качество услуги по горячему водоснабжению. Несмотря на это, Зайлер Е.Ю., зная о ненадлежащем качестве оказываемых услуг, не принимала надлежащих мер по регулированию системы горячего водоснабжения, а управляемая ею организация продолжала оказывать услугу ненадлежащего качества. Необоснованным, по мнению и.о. прокурора г.Асбеста, является вывод и.о. начальника Территориального отдела Роспотребнадзора о том, что постановлением зам. прокурора г.Асбеста Зайлер Е.Ю. вменены в вину все возможные действия и квалифицирующие признаки, предусмотренные частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ. Также и.о. начальника Территориального отдела Роспотребнадзора допущены нарушения срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Материалы дела поступили в Территориальный отдел Роспотребнадзора *Дата*, однако постановление о прекращении производства по данному делу вынесено лишь *Дата*. Кроме того, определением начальника Территориального отдела Роспотребнадзора от *Дата* срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен на тридцать дней на основании ходатайства учредителя <данные изъяты> *ФИО1* По мнению и.о. прокурора г.Асбеста, выявленные нарушения являются длящимися и срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь со дня выявления таких нарушений, то есть с *Дата*, поэтому на данный момент срок давности привлечения директора <данные изъяты> к административной ответственности за указанные нарушения не истек (л.д. 1-4). В судебном заседании пом. прокурора г.Асбеста Красовский М.С. поддержал протест прокурора г.Асбеста, а также доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в полном объеме. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, директор <данные изъяты> Зайлер Е.Ю., в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, письменного мнению по протесту прокурора не представила. Заслушав объяснения пом. прокурора г.Асбеста, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему. Судом установлено, что прокуратурой г. Асбеста Свердловской области проведена проверка на основании коллективного обращения жильцов *Адрес*. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей, а именно: *Дата* в дневное время по адресу: *Адрес*, квартиры №№ *Номер*, *Номер*, *Номер*, *Номер*, потребителям *ФИО2*, *ФИО3*, *ФИО4*, *ФИО5*, соответственно, проживающим в перечисленных квартирах, <данные изъяты>, зарегистрированное и поставленное на налоговый учет ИФНС России по г.Асбесту по адресу: *Адрес* (<данные изъяты>), в лице директора Зайлер Е.Ю., которая в соответствии с п. 14.2.1, 14.2.3 Устава <данные изъяты> уполномочена осуществлять руководство текущей деятельностью общества, без доверенности действовать от имени общества, представлять его интересы, совершать сделки, обеспечивать выполнение текущих и перспективных планов общества, принимать решения и издавать приказы по оперативным вопросам деятельности общества, обязательные для исполнения работниками общества, в нарушение ст. 162 Жилищного кодекса РФ, согласно которой на основании заключенных с собственниками перечисленных квартир *Адрес* договоров управления многоквартирным домом <данные изъяты> обязалось предоставлять коммунальные услуги в жилое помещение по указанным адресам надлежащего качества, в нарушение ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям; в нарушение п. 2.2., 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года № 20, согласно которым горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность, температура горячей воды в местах водоразбора, независимо от применяемой системы теплоснабжения, должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С, директор <данные изъяты> Зайлер Е.Ю. в результате ненадлежащего исполнения требований Устава <данные изъяты>, а также трудового договора между <данные изъяты> и Зайлер Е.Ю., согласно которому на Зайлер Е.Ю. возложены обязанности осуществлять руководство деятельностью предприятия, координировать работу предприятия по эффективному сотрудничеству с иными предприятиями и организациями, своевременному выполнению договоров, заключенных предприятием, и т.п., выполнять другие обязанности, обусловленные ее правовым статусом, допустила предоставление услуг по горячему водоснабжению с нарушением требований санитарных правил, а именно: предоставило услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, в том числе: - в квартире *Номер* температура горячей воды составила 38,8°С; - в квартире *Номер* температура горячей воды составила 26,0°С; - в квартире *Номер* температура горячей воды составила 25,3°С; - в квартире *Номер* температура горячей воды составила 36,6°С. *Дата* по данному факту постановлением заместителя прокурора г. Асбеста Пугачевым А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Зайлер Е.Ю., которая на момент опроса и в ходе дальнейшего разбирательства от дачи объяснения отказалась. *Дата* в Территориальный отдел Роспотребнадзора поступило постановление зам.прокурора г.Асбеста Пугачева А.В. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Зайлер Е.Ю., *Дата* определением главного Государственного санитарного врача Территориального отдела Роспотребнадзора Кабановым И.П. указанное постановление было возвращено прокурору для устранения выявленных недостатков и неполноты представленных материалов. *Дата* для рассмотрения по существу дело об административном правонарушении в отношении Зайлер Е.Ю. вновь поступило в Территориальный отдел Роспотребнадзора., в этот же день определением начальника Территориального отделения Роспотребнадзора Кабанова И.П. разбирательство дела было назначено на *Дата*. *Дата* определением начальника Территориального отдела Роспотребнадзора Кабанова И.П. срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен в связи с поступившим ходатайством учредителя <данные изъяты> *ФИО1*, рассмотрение дела отложено на *Дата*, *Дата* по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом. Частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных указанной статьей, являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. При этом в целях данного Закона под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а к факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. <данные изъяты> осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда, в том числе многоквартирным жилым домом по адресу: *Адрес*, на основании заключенных с собственниками помещений договоров, т.е. является управляющей организацией. Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, установлено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В соответствии с пунктом 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. По мнению суда, доводы, изложенные в постановлении и.о. начальника Территориального отдела Роспотребинадзора А.С. Бородиной от *Дата*, о том, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указаны конкретные должностные (служебные) обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых со стороны Зайлер Е.Ю. повлекло совершение административного правонарушения, являются необоснованными. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях. Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества: 1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; 2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; 3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; 4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от *Дата* следует, что директором <данные изъяты> является Зайлер Е.Ю., что также подтверждается трудовым договором от *Дата*, приказом о приеме на работу от *Дата* *Номер*, копии перечисленных документов имеются в материалах дела об административном правонарушении. Таким образом, Зайлер Е.Ю., являясь директором <данные изъяты>, была осведомленной о своих обязанностях, в том числе вытекающих из п.5.1 трудового договора, положений раздела 11 Устава <данные изъяты>. Зайлер Е.Ю. была поставлена в известность о том, что вода в многоквартирном доме *Адрес* недостаточно горячая, поскольку в ее адрес поступали обращения жильцов указанного дома на ненадлежащее качество услуги по горячему водоснабжению. Несмотря на это, Зайлер Е.Ю., зная о ненадлежащем качестве оказываемых услуг, как следует из предоставленных суду материалов дела, не принимала мер по регулированию системы горячего водоснабжения, а управляемая ею организация продолжала оказывать услугу ненадлежащего качества. Не смотря на социальную значимость вышеуказанной проблемы и обоснованность доводов прокурора, каких-либо объяснений по данным фактам Зайлер Е.Ю. не дала ни прокурору г. Асбеста, ни лицу, ведущему производство по административному делу, ни суду. Нарушение вышеуказанных Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09, а также других санитарных правил, действующих в сфере оказания услуг, в данном случае коммунальных услуг, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.4 КоАП РФ. Таким образом, вывод и.о. начальника Территориального отдела Роспортебнадзора А.С. Бородиной, изложенный в постановлении от *Дата*, о том, что постановлением заместителя прокурора г. Асбеста Зайлер Е.Ю. вменены в вину все возможные действия и квалифицирующие признаки, предусмотренные частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, не основан на законе. В резолютивной части постановления о возбуждении дела об административном правонарушении приводится дословное содержание диспозиции указанной статьи, описание же объективной стороны правонарушения приведено в описательно-мотивировочной части постановления заместителя прокурора г. Асбеста в полном объеме. Утверждение о недопустимости в качестве доказательств материалов, приложенных к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, не соответствует действительности. Как установлено в судебном заседании, осмотр жилого дома произведен в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с соблюдением всех требований, установленных данной статьей. Документы, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, являются доказательствами в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ. Судом также установлено, что и.о. начальника Территориального отдела Роспотребнадзора допущено нарушение срока рассмотрения дела об административном правонарушении, установленного частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4 п. 2 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Зайлер Е.Ю., поступили в Территориальный отдел Роспотребнадзора *Дата*, однако дело рассмотрено по существу только *Дата* - вынесено постановление о прекращении производства по делу. Из материалов дела усматривается, что определением начальника Территориального отдела Роспотребнадзора Кабанова И.П. от *Дата* удовлетворено ходатайство учредителя <данные изъяты> *ФИО1* об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении директора <данные изъяты> Зайлер Е.Ю. и продлении срока рассмотрения дела на 30 дней. Однако срок рассмотрения дела может быть продлен только в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Учредитель <данные изъяты> *ФИО1*, равно как и само <данные изъяты>, не является участником производства по делу, от иных лиц ходатайств о продлении срока рассмотрения дела не поступало. Ссылок на необходимость выяснения каких-либо дополнительных обстоятельств дела в определении от *Дата* также не имеется. Следовательно, 15-дневный срок рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Зайлер Е.Ю. продлен при отсутствии на то законных оснований. Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей может быть вынесено (а лицо привлечено к административной ответственности) в течение одного года со дня совершения правонарушения. В данном случае выявленные нарушения являются длящимися, и согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь со дня выявления таких нарушений, то есть с *Дата*, в связи с чем срок давности привлечения директора <данные изъяты> Зайлер Е.Ю. к административной ответственности за указанные нарушения не истек. Данные обстоятельства суд считает имеющими существенное значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принимая во внимание, что срок давности привлечения директора <данные изъяты> Зайлер Е.Ю. к административной ответственности за нарушение прав потребителей в соответствии с ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год, с учетом изложенных обстоятельств, постановление и.о. начальника Роспотребнадзора *Номер* от *Дата* о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения подлежит отмене, а дело - направлению в Территориальный отдел Роспотребнадзора на новое рассмотрение. При новом рассмотрении следует принять меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному рассмотрению дела. На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.9 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Постановление и.о. начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Асбесте, п.Рефтинский, Белоярском районе и р.п. В.Дуброво А.С. Бородиной *Номер* от *Дата* о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора <данные изъяты> Зайлер Е.Ю., отменить, направить дело в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Асбесте, п.Рефтинский, Белоярском районе и р.п. В.Дуброво на новое рассмотрение. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Решение вынесено в совещательной комнате в печатном виде с использованием компьютерной техники. Судья И.В. Архипов