Постановление от 24.05.2011



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

24 мая 2011 года                                                               город Асбест

Судья Асбестовского городского суда Свердловской области Чечулина Л.В., рассмотрев административное дело в отношении

Кострова В.В., <данные изъяты>,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Как следует из материала об административном правонарушении в период с *Дата* по *Дата* <данные изъяты>, зарегистрированное и поставленное на налоговый учет по адресу: *Адрес* (<данные изъяты>), являясь организацией, осуществляющей операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, являясь в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» терроризма, в лице директора Кострова В.В., фактически осуществляя деятельность по адресу: *Адрес*, связанную с совершением сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не исполнило законодательство в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно:

- в указанный период времени субъектом противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансировании <данные изъяты> в лице директора Кострова В.В. в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не разработало согласно п. 2 раздела 1 Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203, не разработало перечень работников общества, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, исходя из их должностных обязанностей, а также не разработало и не утвердило в соответствии с п. 14 раздела 3 указанного Положения программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, <данные изъяты>, в лице директора Кострова В.В., в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не выполнило нормативные положения в части квалификационных требований к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций -Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций -Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнениемобязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

Требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

В нарушение перечисленных норм <данные изъяты> в лице директора Кострова В.В., утвердив приказом от *Дата* без номера ответственным за правила внутреннего контроля директора Кострова В.В., не обеспечило соответствующее образование ответственного лица и прохождение им обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Также, <данные изъяты>, в лице директора Кострова В.В., не разработало перечень работников общества, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, исходя из их должностных обязанностей. Утвердив программу подготовки и обучения сотрудников <данные изъяты>, данная организация, в лице директора Кострова В.В., не привела его в соответствие с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Своими действиями и бездействием директор <данные изъяты> Костров В.В. не исполнил Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации и осуществления внутреннего контроля, что выразилось в отсутствии соответствующего по квалификационным требованиям должностного лица в организации, отвечающего за соблюдения правил внутреннего контроля, в отсутствии перечня работников общества, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия отмыванию доходов, в отсутствии соответствующей законодательству программы подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Перечисленные недостатки фактически привели к осуществлению бесконтрольных (с точки зрения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма) сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в *Дата*, в том числе: по договорам купли-продажи драгоценных камней от *Дата* *Номер* и от *Дата* *Номер* <данные изъяты> приобретены драгоценные камни у <данные изъяты>. Сделка имеет признаки необычной (совершены в один день, расчет осуществлен одновременно по обеим сделкам, общая цена договоров превысила <данные изъяты>), однако <данные изъяты> не осуществлено документальное фиксирование и предоставление в Росфинмониторинг сведений по этой сделке.

Своими действиями и бездействиями директор <данные изъяты> Костров В.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ- неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

*Дата* заместителем прокурора г. Асбеста Пугачевым А.В. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и в соответствии с требованиями ст. ст. 23.62, 29.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «Малышевский ювелирный завод» Кострова В.В. в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу для рассмотрения по существу.

*Дата* заместителем руководителя межрегионального управления Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу В.И. Евдокимовым вынесено определение о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении *Номер* и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в Асбестовский городской суд Свердловской области ввиду ошибочного их поступления в межрегиональное управление Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу, поскольку рассмотрение данного дела не относится к компетенции межрегионального управления Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу ввиду отнесения Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации права рассмотрения дел об административном правонарушении, возбужденных по ст. 23.54 КоАП РФ ( в редакции Федерального закона от 23.07.2010 года № 176- ФЗ ), вступившем в силу с *Дата*, к компетенции руководителей соответствующих надзорных органов- государственных инспекций пробирного надзора, а также судов.

В судебном заседании Костров В.В. вину признал полностью, пояснив, что он работает директором <данные изъяты> с *Дата*. <данные изъяты> осуществляет сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязано осуществлять внутренний контроль и участвовать в противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В *Дата* года на него возложены полномочия ответственного лица за осуществление правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. На тот момент стаж его деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма был менее 2 лет. В настоящее время он более двух лет. Высшего образования он не имеет, имеет среднее образование. Обучался в УПИ два курса, но был вынужден оставить учебу. Специальную подготовку в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не проходил. Правила внутреннего контроля разрабатывались в *Дата* и в *Дата* года направлялись в Уральскую инспекцию пробирного надзора, однако к тому моменты произошли изменения в законодательстве. В связи с чем, инспекция пробирного надзора не согласовала эти правила. В связи с большим объемом работы он забыл о необходимости справить и согласовать правила. Вместе с тем, <данные изъяты> деятельность осуществляло, в том числе: сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями. В *Дата* в <данные изъяты> была проведена проверка, и эти недостатки: отсутствие правил внутреннего контроля, непрохождение обучения ответственных лиц, вскрылись. В организации имеется бухгалтер, контролер, который является материально ответственным лицом за сохранность драгоценных камней и драгоценных металлов на складе. После данной проверки Костровым были направлены в Уральскую инспекцию пробирного надзора новые правила внутреннего контроля, но они не были согласованы в связи с недостатками. Указанные недостатки исправлены и правила внутреннего контроля вновь направлены в Уральскую инспекцию пробирного надзора, но до сих пор не вернулись. Программы подготовки и обучения сотрудников, перечень сотрудников будут подготовлены в соответствии с законодательством, обучение сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма будут проведены.

Вина Кострова В.В. в совершении административного правонарушения по ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нашла свое подтверждение в судебном заседании и подтверждается следующими доказательствами: Справкой от *Дата* о проведении проверки в <данные изъяты> совместно прокуратурой и Уральской инспекцией пробирного надзора; копиями устава <данные изъяты>, выпиской из ЕГРЮЛ, протокола общего собрания участников <данные изъяты> *Номер* от *Дата*, приказа о приеме на работу директора общества, которыми подтверждаются статус и виды деятельности <данные изъяты>, обязанности и права его руководителя, личность руководителя; копией приказа об определении ответственного лица за правила внутреннего контроля, перечня работников <данные изъяты>, которые должны проходить обязательную подготовку и обучения в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма, Программы подготовки и обучения сотрудников <данные изъяты>, которые не в полной мере соответствуют действующему законодательству.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Кострова В.В., изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о доказанности вины Кострова В.В. в не исполнении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации и осуществления внутреннего контроля, что выразилось в отсутствии соответствующего по квалификационным требованиям должностного лица в организации, отвечающего за соблюдения правил внутреннего контроля, в перечня работников общества, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия отмыванию доходов, в отсутствии соответствующей законодательству программы подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Таким образом, в судебном заседании установлено и доказано, что своими действиями и бездействием директор <данные изъяты> Костров В.В. не исполнил Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации и осуществления внутреннего контроля, что выразилось в отсутствии соответствующего по квалификационным требованиям должностного лица в организации, отвечающего за соблюдения правил внутреннего контроля, в перечня работников общества, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия отмыванию доходов, в отсутствии соответствующей законодательству программы подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, ответственность за нарушение которого предусмотрена ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ст.15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

1. Нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей

Учитывая, что Костров В.В. ранее к административной ответственности не привлекался за совершение аналогичного правонарушения, характер и общественную опасность совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела и личность правонарушителя, наличие постоянного места жительства и место работы, признание вины Костровым В.В., суд приходит к выводу подвергнуть его минимальной мере наказания, предусмотренной ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации, судья

             П О С Т А Н О В И Л:

Кострова В.В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.

          Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней.

Судья Асбестовского городского суда        Л.В.Чечулина