Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-136/2011 г. 20 апреля 2011 года с. Арзгир Арзгирский районный суд, Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Камышева В.В. с участием: представителя заявителя Прынь Е.Н., действующего на основании доверенности представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета - Головань В.В., действующего на основании доверенности при секретаре Мищенко Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Прынь Н.К. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета, Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л: Прынь Н.К. обратился в Арзгирский районный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета, Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Заявитель Прынь Н.К. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие, равно как и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. При изложенных обстоятельствах, суд, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя. В судебном заседании представитель заявителя Прынь Е.Н., действующий на основании доверенности, в обоснование заявленных требований пояснил, что его отец Прынь Н.К. является ветераном Великой Отечественной войны и в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем. Постановлением главы администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета, Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ Прынь Н.К. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает данное постановление не законным, поскольку его родители: отец Прынь Н.К. и мать ФИО6, проживают принадлежащем ему домовладении, своего жилья не имеют. При расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения был включен двухэтажный дом, который еще недостроен и не сдан в эксплуатацию, а также не оформлен. Имеются только документы о выделе земельного участка под его строительство. Его родители проживают в кухне, а в старый дом находится в аварийном состоянии. Просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать устранить допущенные нарушения. Представитель администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края по доверенности Головань В.В. пояснил, что на основании постановления администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю Прынь Н.К. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что действующее жилищное законодательство РФ, регулирующее вопросов обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в том числе Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1991-1945 годов» определяет, что право на получение субсидии на приобретение жилья имеют не все ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а только те, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, вне зависимости от их имущественного положения и вопрос о признании ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не рассматривается, с учетом положений ст.51 Жилищного кодекса РФ и ст.31 Семейного кодекса РФ. Прынь Н.К. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, поскольку он и его жена прописаны в домовладении принадлежащем их сыну Прынь Е.Н. и обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы на 1 члена семьи, которая согласно решения Совета депутатов Арзгирского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> кв. метров на 1 члена семьи, а именно, обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи Прынь Н.К. на 1 члена семьи составляет <данные изъяты> кв. метра. Заявитель Прынь Н.К. проживает в домовладении сына и является членом семьи собственника. Комиссией было проведено обследование домовладения, принадлежащего ФИО2 по <адрес> в <адрес>, в ходе которого были произведена замеры и составлен акт. Было установлено, что домовладение состоит из трех строений, старого дома, кухни и двухэтажного дома и общая их площадь составляет более <данные изъяты> кв. метров. По данному адресу прописано 5 человек, расчет нормы обеспеченности общей площади жилого помещения на 1 члена семьи производился исходя из этих данных. Обмеры проводились и двухэтажного дома, поскольку в нем проживает собственник и не важно зарегистрирован он или нет, а также введен в эксплуатацию или нет, поскольку регистрация проходит по желанию собственника. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке. Дела по жалобам лиц, которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года» (в ред. 09.01.2010 г. № 30) предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно удостоверению серии № № выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> (л.д. 16) Прынь Н.К. является ветераном участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.ст.14,15 Федерального закона «О ветеранах». Федеральным законом РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 09.12.2010 № 351-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны предоставлены меры социальной поддержки. В п.п.3 п. 1 ст.15 данного закона предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 09.12.2010 № 351-ФЗ) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В соответствии со ст.ст. 50, 51, 52,54 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Перечень документов, подтверждающих право граждан на получение жилых помещений, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 05 сентября 2006 года № 126-п. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 52 ЖК РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий) срок. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Как установлено судом и следует из представленных материалов, исследованных в судебном заседании, Прынь Н.К. обратился в администрацию муниципального образования Арзгирского сельсовета с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу ст. 53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Согласно договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Прынь Н.К. подарил домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, своему сыну Прынь Е.Н, который является собственником домовладения (л.д.23). В собственности самого заявителя Прынь Н.К. и его жены ФИО6, в соответствии со справками Арзгирского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» (л.д.17-20) объектов недвижимости нет. В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Головань В.В. пояснил, что в соответствии с решением Совета депутатов Арзгирского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма обеспеченности общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составляет <данные изъяты> кв. метров. Заявитель Прынь Н.К. и его супруга ФИО6 являются членами семьи собственника жилого помещения, а именно их сына Прынь Е.Н. и обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Согласно акта обследования обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи Прынь составляет <данные изъяты> кв. метра, при этом в расчет брались три жилых строения, находящиеся по адресу <адрес>. Суд не может согласиться с такими доводами представителя администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района, поскольку из имеющейся в материалах дела технической документации следует, что по адресу <адрес> расположено два жилых дома и общая площадь их составляет <данные изъяты> кв. метра. Кроме этого имеется постановление главы Арзгирской сельской администрации о разрешении Прынь Е.Н. строительства жилого дома по месту жительства по <адрес> в <адрес>. Жилой дом был возведен, однако, до настоящего времени он не введен в эксплуатацию и не прошел регистрацию в государственных органах, следовательно, не может и учитываться при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения. Более того, в соответствии с ч.3 ст. 50 ЖК РФ федеральными закона, указами Президента Российской Федерации закона субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч.3 ст.49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категория граждан могут быть установлены иные норма предоставления. Исходя из положении данной нормы, суд считает, что при расчете нормы обеспеченности общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи участника Великой Отечественной войны Прынь Н.К. необходимо руководствоваться установленной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года» (в ред. 09.01.2010 г. № 30) нормой общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. В п.п.3 п. 1 ст.15 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 09.12.2010 № 351-ФЗ) предусмотрено, что участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В судебном заседании было достоверно установлено, что заявитель Прынь Н.К. впервые обратился в администрацию муниципального образования Арзгирского сельсовета используя свое право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Таким образом, у администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края для отказа Прынь Н.К. в постановке на учет в качестве нуждающегося жилом помещении не было оснований. В соответствии с п. 1 ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Прынь Н.К. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необоснованным, в связи с чем, заявленные требования Прынь Н.К. подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Прынь Н.К. - удовлетворить в полном объеме. Признать постановление администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета, Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Прынь Н.К. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - необоснованным. Обязать администрацию муниципального образования Арзгирского сельсовета, Ставропольского края принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранить препятствия к их осуществлению, приняв Прынь Н.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента его обращения. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в 10 дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме через Арзгирский районный суд, т.е. с 26 апреля 2011 года. Председательствующий - ...... ...... ...... ...... ...... ...... ......