Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-190/2011 г. 12 июля 2011 года с. Арзгир Арзгирский районный суд, Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Чернышевой В.В. с участием: истца Тимошенко И.Д. третьего лица Ищенко В.В. представителя ответчика администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета - Головань В.В., действующего на основании доверенности при секретаре Данченко Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Тимошенко И.Д. к администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Тимошенко И.Д. обратилась в Арзгирский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления. В судебном заседании истец Тимошенко И.Д., в обоснование заявленных требований пояснила, что постановлением главы Арзгирского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ её семья в составе трех человек была включена в общий список очереди на улучшение жилищных условий, при этом изначально по просьбе работников Сельского совета заявления на постановку на учет ею и её мужем подавались в двух вариантах: с указанием членом семьи её матери ФИО2 и без неё, поскольку в данном вопросе четкой определенности не было. В конечном итоге за основу был взят вариант без включения ФИО2, а её мужу было отказано в постановке на учет по той причине, что за ним числится квартира по <адрес>. Постановлением Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета №-п от ДД.ММ.ГГГГ её семья в составе уже четырех человек, совместно с дочерью Ангелиной, родившейся в 2007 году, была снята с учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи, которая согласно решения Совета депутатов Арзгирского Сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 14 кв.м. на одного члена семьи, а именно: обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи Тимошенко И.Д. на одного члена семьи в 2011 году составила 18,4 кв.м. Считает, что в данном случае, при расчете общей площади жилого помещения на одного члена её семьи, состоящей из четырех человек, были допущены следующие нарушения: в связи с неправильным толкованием и применением правовых норм жилищного и семейного законодательства ответчиком, её мама ФИО2 была необоснованно включена в состав её семьи и как следствие, площадь принадлежащего ей домовладения была включена в суммарную общую площадь; по той же причине в общую суммарную площадь была включена площадь всей квартиры ее мужа и его бывшей жены по <адрес>, хотя законный режим совместной собственности супругов предусматривает их доли равными по 1/2 в праве вне зависимости от того, на кого из них фактически оформлено имущество, брак их расторгнут и у них достигнуто соглашение о разделе имущества. Более того, при расчете уровня обеспеченности жилой площадью на одного члена её семьи учитывались совершенно посторонние лица, проживающие и зарегистрированные в квартире по <адрес>, в частности бывшая жена и дети её мужа от первого брака. Таким образом, сам механизм расчета Арзгирского сельсовета по обеспеченности членов её семьи жилой площадью был не правильным. Далее, в своем постановлении №-п от ДД.ММ.ГГГГ ответчик при мотивировке оснований снятия её семьи с учета и исключения из списка участников целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ссылается на ст. 56 ЖК РФ, а именно: утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данная ссылка необоснованна, так как основания, указанные в ст. 51 ЖК РФ, дающие право признать её семью нуждающейся в жилом помещении на протяжении с 2006 года по 2011 годы не изменились, и, следовательно, не утратились, а ст. 56 ЖК РФ приводит исчерпывающий список оснований снятия граждан с учета, который расширенному толкованию не подлежит. Ни одного документа, не соответствующего действительности она не предоставляла. Диспозиция ст. 13 ГК РФ прямо указывает, что в случае несоответствия акта органа местного самоуправления закону или иным правовым актам и нарушающий права и законные интересы гражданина, последний может быть признан судом недействительным с последующим восстановлением нарушенного права граждан. Поэтому в данном конкретном случае, с учетом приведенных ею доводов просит суд отменить постановление администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия её семьи с учета и как результат, восстановить статус её семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и восстановить в списках участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках реализации ФЦП - «Социальное развитие села до 2012 года» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Представитель администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета <адрес> по доверенности Головань В.В. исковые требования в части признания семьи Тимошенко И.Д. нуждающейся в жилом помещении признал, в остальной части исковые требования не признал и пояснил, что Тимошенко И.Д. согласно постановления главы Арзгирского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке в общий список в очередь на улучшение жилищных условий в администрации Арзгирского сельсовета» была включена в общий список очереди на улучшение жилищных условий на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания комиссии по учету и распределению жилой площади на территории Арзгирского сельсовета. При проведении перерегистрации граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений, было выявлено, что муж Тимошенко И.Д., Ищенко В.В., имеет в собственности квартиру по адресу <адрес>, согласно договору о продаже квартиры в личную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заверенного нотариально и зарегистрированного в порядке, не противоречащем положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, согласно справки администрации Арзгирского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № домовладение, расположенное по адресу <адрес>, принадлежит Ищенко В.В.. При постановке на учет семьи Тимошенко И.Д. факт наличия жилья в собственности ее мужа Ищенко В.В. был не известен, в связи с чем считает, что истицей были предоставлены недостоверные сведения для постановки ее семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно постановления администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания комиссии по жилищным вопросам Арзгирского сельсовета семья Тимошенко И.Д. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как члены её семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи, которая согласно решения Совета депутатов Арзгирского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № составляет 14 кв. метров на 1 члена семьи, а именно, обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи Тимошенко И.Д. на одного члена семьи составляет 18,4 кв. метров (суммарная общая площадь вышеуказанных жилых домовладений составляет - 147,2 кв.м., всего прописано в данных домовладениях - 8 человек). В домовладении по <адрес>, № <адрес> проживает сын Ищенко В.В., но официально он не передал сыну жилье, не распорядился квартирой, собственником которой является. В соответствии с п.6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в предоставленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. В соответствии с положениями постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года», приложения № к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на основании имеющихся документов об изменении учетных данных и постановления администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п семья Тимошенко И.Д. исключена из списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», так как её семья была снята с очереди нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Арзгирского сельсовета <адрес>. С учетом вынесения решения Арзгирского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен юридический факт проживания в домовладении, расположенном в <адрес> двух семей: семьи Тимошенко И.Д. в составе 4 человек и семьи ФИО2, семья Тимошенко И.Д. может быть признана нуждающейся в жилом помещении. На момент вынесения оспариваемого постановления указанный факт проживания двух семей в одном домовладении не был установлен, в связи с чем остальные исковые требования удовлетворению не подлежат. Третье лицо Ищенко В.В. в судебном заседании поддержал доводы истца и пояснил, что в 2006 году зарегистрировал брак с Тимошенко И.Д., от совместного брака имеют дочь ФИО6. Проживают совместно с ФИО2, матерью жены Тимошенко И.Д. в домовладении по <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО2. Проживают как две разные семьи: их семья из 4 человек и семья ФИО2 из одного человека, ведут раздельное хозяйство. Их семья живет на заработные платы его и жены, ФИО2 на свою пенсию. Коммунальные услуги оплачивают порознь. Проживать двум семьям в одном доме невозможно. Просил удовлетворить исковые требования Тимошенко И.Д. в полном объеме. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке. Дела по жалобам лиц, которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ. В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В соответствии со ст.ст. 50, 51, 52,54 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Перечень документов, подтверждающих право граждан на получение жилых помещений, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 52 ЖК РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий) срок. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Как установлено судом и следует из представленных материалов, исследованных в судебном заседании, Тимошенко И.Д. согласно постановления главы Арзгирского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке в общий список в очередь на улучшение жилищных условий в администрации Арзгирского сельсовета» была включена в общий список очереди на улучшение жилищных условий на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания комиссии по учету и распределению жилой площади на территории Арзгирского сельсовета. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу ст. 53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Головань В.В. пояснил, что в соответствии с решением Совета депутатов Арзгирского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма обеспеченности общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составляет 14 кв. метров. Истица Тимошенко И.Д. и её семья являются членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Согласно акта обследования обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи Тимошенко составляет 18,4 кв. метра, при этом в расчет брались жилые строения, находящиеся по адресу <адрес>, № и <адрес>. Площадь жилого помещения по адресу <адрес>, № не будет учитываться после вынесения решения суда об установлении юридического факта проживания двух семей по указанному адресу, в связи с чем семья Тимошенко И.Д. в настоящее время может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд не может согласиться с такими доводами представителя администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района, поскольку решением Арзгирского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что муж и дети Тимошенко И.Д., являющиеся соответственно зятем и внуками собственнику жилого помещения ФИО2, не вселялись последней в качестве членов ее семьи. Суд посчитал доказанными доводы заявителя Тимошенко И.Д. о том, что выйдя замуж, она прекратила семейные отношения со своей матерью ФИО2 и создала свою семью. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В судебном заседании было достоверно установлено, что истица Тимошенко И.Д. обратилась в администрацию муниципального образования Арзгирского сельсовета используя свое право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. На основании протокола заседания комиссии по учету и распределению жилой площади на территории Арзгирского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Семья Тимошенко И.Д. из 3 человек поставлена на общую очередь на улучшение жилищных условий. Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что при постановке на учет Тимошенко И.Д. были предоставлены недостоверные сведения, что было не известно о наличии жилья у ее мужа Ищенко В.В.. Данные доводы опровергаются содержанием указанного протокола заседания комиссии по учету и распределению жилой площади на территории Арзгирского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 2 которого принято решение об отказе в постановке на учет Ищенко В.В. по причине наличия у него квартиры по <адрес> №, <адрес>. Учитывая признание исковых требований в части, что семья Тимошенко И.Д., без учета жилой площади ее матери ФИО2 по адресу <адрес>, №, может быть признана нуждающейся в жилом помещении, суд считает, что у администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края для снятия с учета семьи Тимошенко И.Д. в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена не было оснований. В соответствии с п. 1 ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия семьи Тимошенко И.Д. с учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи, является незаконным, в связи с чем, исковые требования Тимошенко И.Д. подлежат удовлетворению. Руководствуясь 194 - 199, 264 ч.2 п. 10, 268 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Тимошенко И.Д. - удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным Постановление администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке в очередь нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Арзгирского сельсовета» в части п. 6.1 - снятия с учета семьи Тимошенко И.Д. в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи. Признать семью Тимошенко И.Д. в количестве 4-х человек нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию Арзгирского сельсовета принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав истца, включить семью Тимошенко И.Д. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию с восстановлением ее в очередности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в 10 дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме через Арзгирский районный суд, т.е. с 18 июля 2011 года. Председательствующий - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>а