решение от 09.08.2011 по иску Моисеенко Т.Н. к ГУ УПФ РФ по Арзгирскому району об обжаловании действий должностных лиц (2-283)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                                                Дело № 2-283/2011 год

09 августа 2011 года                                                                    с. Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                      Чернышевой В.В.

единолично

с участием истицы                                           Моисеенко Т.Н.

представителя ответчика                                Дробязко Е.Н.

при секретаре                                                   Данченко Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Моисеенко Т.Н. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району Ставропольского края об обжаловании действий должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Моисеенко Т.Н. обратилась в Арзгирский районный суд с исковым заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району Ставропольского края об установлении периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Истица Моисеенко Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что она достигла возраста 50 лет, её страховой стаж более 25 лет, она имеет
соответствующий специальный стаж работы, что дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

ДД.ММ.ГГГГ решением начальника ГУ УПФ РФ по Арзгирскому району Ставропольского края за ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, и не законно не засчитаны в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 11 месяцев 27 дней) в выборной должности секретаря Арзгирского РК ВЛКСМ; ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 02 месяцев 27 дней) в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Арзгирского РК КПСС.

С отказом из ГУ УПФ РФ по Арзгирскому району Ставропольского края вынуждена не согласиться. Считает, что указанное решение начальника ГУ УПФ РФ по Арзгирскому району Ставропольского края нарушает ее конституционное право на пенсионное обеспечение.

Ее трудовой стаж составляет свыше 29 лет (с15.08.1981 г. по настоящее время). ГУ УПФ РФ по Арзгирскому району Ставропольского края не включает вышеуказанные периоды работы в специальный стаж и признаёт специальный стаж (стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии) лишь 21 год 1 месяц 20 дней.

На момент её работы секретарем РК ВЛКСМ и инструктором РК КПСС за периоды ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в СССР». В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. "а" п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах;

В силу п. 4 данного Положения время работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях засчитывалось в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях и должностях, трудовая деятельность в которых давала учителям право на пенсию за выслугу лет.

Её трудовой стаж соответствует указанному Положению (21 года 01 месяцев 20 дней - специальный стаж и 06 года 02 месяцев 24 дней - стаж выборной комсомольской и партийной работы), а то обстоятельство, что на момент возникновения её права на пенсию законодательство изменилось, не должно ставить её в неравное положение с другими работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, что противоречит конституционному принципу правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Период её работы в качестве секретаря РК ВЛКСМ и инструктора РК КПСС относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Работая на данных должностях, она не предполагала, и не должна была предполагать, что в будущем её работа в качестве секретаря РК ВЛКСМ и инструктора РК КПСС Арзгирского района СК не будет включаться в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью. Законодатель не принял мер для правовой определенности, в результате чего она не могла предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа данного периода своей трудовой пенсии.

Конституционный суд РФ вынес Постановление -П от ДД.ММ.ГГГГ, в котором высказал свою позицию по данному вопросу, суть ее сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление -П от ДД.ММ.ГГГГ стало возможным применение Постановления СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ , а значит её работа в РК ВЛКСМ и РК КПСС (06 года 02 месяцев 24 дней) должна включаться в стаж для назначения досрочной пенсии.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О «По запросу Сормовского районного суда <адрес> о проверке конституционности п.п. 2 п.1, п.2 и 3 статьи 27 и п.1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным законодательством.

Это согласуется с правовой позициейВерховного Суда РФ, выраженной в абз. 3 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», о том, что по волеизъявлениюи в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Считает, что указанный период работы должен быть включен в специальный педагогический стаж, в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

В письме министерства здравоохранения и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ №МЗ-637 Пенсионному фонду РФ «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П» отмечается, что «при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату)».

Закон, на который ссылается государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району, отказывая ей в назначении трудовой пенсии, обратной силы не имеет и не может регулировать те правоотношения, которые имели место ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, изменение условий установления пенсии в данном случае не может быть оправдано указанным в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека, гражданина. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных случаях и. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом указанных обстоятельств период ее работы в качестве секретаря РК ВЛКСМ и инструктора РК КПСС Арзгирского района СК подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Считает, что судебное решение станет юридическим основанием для досрочного назначения ей трудовой пенсии как педагогическому работнику. Данное право на обращение в суд вытекает из общего конституционного права на судебную защиту, представленное каждому в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району СК от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости.

Признать ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в комсомольских и партийных организациях.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району СК включить в специальный (педагогический) стаж для начисления досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выборной должности секретаря Арзгирского РК ВЛКСМ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Арзгирского РК КПСС продолжительностью 06 (шесть) года 02 (два ) месяца 24(двадцать четыре) дней.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району СК назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Дробязко Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Моисеенко Т.Н. обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Норма подпункта 19 пункта 1 статьи 27 не является самостоятельной, а действуют в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила.

Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (педагоги), и в Правилах, утвержденных названным Постановлением отсутствуют какие-либо условия о возможности включении в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , не упоминают выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Положения постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанные спорные периоды подлежали бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Периоды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4)., т.е. при наличии 16 лет и 8-ми месяцев педагогического стажа на ДД.ММ.ГГГГ.

У истицы Моисеенко Т.Н. на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж составляет менее 16 лет и 8 месяцев, следовательно период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве секретаря РК ВЛКСМ и инструктора РК КПСС не включается в специальный педагогический стаж.

Таким образом, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у Моисеенко Т.Н. составляет 21 год 1 месяц 20 дней. В удовлетворении искового заявления Моисеенко Т.Н. просит отказать.

Обсудив доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что факты, изложенные в заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании, заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Спорным по настоящему делу является лишь период работы истицы на выборных и ответственных должностях в комсомольских и партийных органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 11 месяцев 27 дней) в выборной должности секретаря Арзгирского РК ВЛКСМ; ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 02 месяца 27 дней) в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Арзгирского РК КПСС, всего 6 лет 02 месяца 24 дня.

Моисеенко Т.Н. обоснованно ссылается, что Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшим в период ее работы в указанных должностях, было предусмотрено включение учителям и другим работникам просвещения выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах в стаж работы по специальности. При этом оговаривалось условие, что такая работа не должна была превышать 1/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Постановлением за выслугу лет. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отмечено, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Кроме того, исходя из содержащегося в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ запрета издавать законы, отменяющие или умиляющие права и свободы граждан, в т. ч. право на социальное обеспечение по старости (ст. 39 Конституции РФ), новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может. Моисеенко Т.Н., работая в комсомольских и партийных органах, знала, исходя из действующего на то время пенсионного законодательства, что этот стаж будет засчитан, как дающий право ей на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Потому лишение ее этого права противоречит основным конституционным принципам. Нарушенное право истицы подлежит судебной защите. Ей должна была быть назначена досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, как имеющей выслугу не менее 25 лет, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ. Подлежит она назначению в соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ по Арзгирскому району Ставропольского края, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что требуемые не менее 16 лет и 8 месяцев педагогического стажа Моисеенко Т.Н. должна иметь по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, так как Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшее в период работы истицы в указанных должностях, такого требования не содержало.

С учетом вышеизложенных как устных, так и письменных относимых и допустимых доказательств суд приходит к убеждению, что требования Моисеенко Т.Н. основаны на законе, нашли свое подтверждение в судебном заседании, а поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Моисеенко Т.Н..

Признать право Моисеенко Т.Н. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лица, осуществляющего педагогическую деятельность с учетом работы в комсомольских и партийных организациях.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району Ставропольского края включить Моисеенко Т.Н. в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выборной должности секретаря Арзгирского РК ВЛКСМ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Арзгирского РК КПСС.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Арзгирскому району Ставропольского края назначить Моисеенко Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, с момента обращения в ГУ УПФ РФ по Арзгирскому району Ставропольского края - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в 10 дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 15 августа 2011 г. через Арзгирский районный суд.

Председательствующий -