решение от 18.10.2011 года по иску Поповой В.И. к ПФР по Арзгирскому району о включении определенных периодов работы в качестве медицинской сестры и обязании назначить досрочную трудовую пенсию (2-363/11)



Дело № 2 - 363 / 2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

                                                                                     

«18» октября 2011 года        с. Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Камышева В.В.,

с участием:

истца - Поповой В.И.,

представителя ответчика - Шарковой С.В., действующей на основании доверенности

при секретаре Мищенко Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой В.И. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании определенных периодов работы в качестве медицинской сестры в детском саду <адрес> для назначения досрочной трудовой пенсии, о включении этих периодов работы в специальный трудовой стаж и обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

установил:

Попова В.И. обратилась в Арзгирский районный суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием 25 летнего стажа работы в лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Однако из подсчета ее специального медицинского стажа УПФР исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры, осуществляющей деятельность по охране здоровья населения в детском саду <адрес> в сельской местности, со ссылкой на то, что учреждение «детский сад» и «колхозный детский сад» не предусмотрено Списками от 06.09.1991 года № 464, от 22.09.1999 года № 1066 и от 29.10.2002 года № 781. Истица просила признать периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в детском саду <адрес> для назначения досрочной трудовой пенсии, включить эти периоды работы в специальный трудовой стаж и обязать УПФР назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Попова В.И. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она работает в одной и той же должности «медицинская сестра»: с 13.07. 1982г. по ДД.ММ.ГГГГ - в Арзгирской райбольнице, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время медицинской сестрой детского сада <адрес> (ранее детский сад колхоза «Красный Октябрь»).

Стаж ее медицинской деятельности в сельской местности составляет в настоящее время 29 лет, т.е. более 25 лет, что ей мне право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ №173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ГУ управление ПФР по <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, ей было отказано в связи с тем, что из подсчета специального медицинского стажа для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время - в должностимедицинской сестры в детском саде <адрес>. Свой отказ пенсионный фонд мотивировал тем, что детский сад не входит в список учреждений, работа в которых входит в список учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, а именно, должность «медицинская сестра» соответствует для назначения досрочной пенсии, а наименование учреждения, в котором она работает - «детский сад», не соответствует. С ДД.ММ.ГГГГ она всегда исполняла свои функциональные обязанности как медицинская сестра и занималась деятельностью по охране здоровья     детей     в учреждении     детского сада в сельской местности в течении полного рабочего дня, полной рабочей недели, без прогулов и отпусков без сохранения заработной платы. В ДД.ММ.ГГГГ она перешла работать медицинской сестрой из <адрес> райбольницы в детский сад №13 при колхозе ФИО11. Достоверно знала, что ее право на льготную пенсию в должности медицинской сестры в детском саду будет сохранено. Штатное расписание по детскому саду содержит наименование должности «медицинская сестра». Она получала заработную плату по ставке медсестры, от размера которой начислялись доплаты за отдельные виды медицинской деятельности. Размер ставки в должности «медсестры» в детском саду соответствует размеру ставки медсестер, работающих в <адрес> ЦРБ. Согласно выписке из приказа министерства здравоохранения СК от 17.02.2009 года и в соответствии с Положением о порядке получения квалификационных категорий специалистам, работающим в системе здравоохранения РФ ей присвоена первая квалификационная категория по специальности сестринское дело в педиатрии. Должностные инструкции медсестры детского сада по своим функциональным, профессиональным и должностным обязанностям тождественны должностным инструкциям        медсестры, работающей в педиатрии в <адрес> ЦРБ. Это подтверждает, что она в должности «медицинская сестра» осуществляла в детском саду лечебную и иную деятельность по охране здоровья детского населения в сельской местности. На должность медицинской сестры она была назначена в связи с тем, что имела соответствующее среднее медицинское образование по специальности «медицинская сестра детских лечебно-профилактических учреждений». Считает, что исключив периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «медицинской сестры» детского сада <адрес> ГУ-УПФ РФ по <адрес> было нарушено ее конституционное право на пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> Шаркова С.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Попова В.И. обратилась в государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> СК Поповой В.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. Норма подпункта 20 пункта 1 статьи 27 не является самостоятельной, а действуют в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила. Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (медики), и в Правилах, утвержденных названным Постановлением, отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов работы в должности медицинской сестры в детском саду. Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие сферу пенсионных правоотношений медицинских работников - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066 не упоминают работу в должности медицинской сестры в детском саду. Положения постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 и постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066 не содержат условий, при которых вышеуказанные спорные периоды подлежали бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Согласно п. 1.3 «В соответствии с п.2 разъяснения Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 5 октября 1964 г. № 12/28 «о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в связи с повышением им заработной платы» пенсии за выслугу лет назначаются и выплачиваются после оставления работы независимо от занимаемой должности.» Разделом 4 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «Исчисление стажа» п. 4.5 указано: «работа по специальности в качестве члена колхоза не включаются в стаж для назначения пенсии за выслугу лет».

Таким образом, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у Поповой В.И. составляет 1 год 6 месяцев 12 дней. Просит отказать в исковых требованиях Поповой В.И. в полном объеме.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что работает заведующей детским садом № 13 <адрес>. Совместно с Поповой В.И. проработала около 20 лет. Она как заведующая проверяла ее работу. В обязанности Поповой входит медицинское обслуживание детей, контроль за санитарным состоянием детского сада, обследование детей, делать им прививки. В детском саду 120 детей, есть изолятор, где Попова В.И. оказывает доврачебную помощь детям, проводит физиопроцедуры.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что работает врачом педиатром в <адрес> ЦРБ, Попову В.И. знает с 1984 года в качестве медицинской сестры детского сада <адрес>. Все медицинские сестры детских садов относились к здравоохранению, получали заработную плату в ЦРБ. Потом детские сады передали в ведение колхозам, а в настоящее время они находятся на балансе муниципального района. Попова В.И. выполняет лечебную профилактику, так же как и медицинские сестры ЦРБ, они получают одни и те же сертификаты и дипломы, разграничить их нельзя.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что работает медицинской сестрой в <адрес> ЦРБ. Считает, что Попова В.И. является медицинским работником, они начинали работать вместе. Функциональные обязанности медицинской сестры ЦРБ и медицинской сестры детского сада совпадают.

Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ).

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - УПФ РФ по <адрес> СК Поповой В.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В обосновании решения УПФР указано, что специальный медицинский стаж работы, дающий Поповой В.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на день обращения ДД.ММ.ГГГГ, составляет 1 год 6 месяцев 12 дней. Из подсчета специального медицинского стажа исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры, потому что учреждение «детский сад» и колхозный «детский сад» не предусмотрено действующим пенсионным законодательством, т.е. Списками от 06.09.1991 г. № 463, от 22.09.1999 г. № 1066 и от 29.10.2002 г. № 781 (л.д. 10-11).

Данный отказ суд считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с дипломом Попова В.И. имеет специальность медицинская сестра детских лечебно-профилактических учреждений (л.д. 21). Имеющиеся у Поповой В.И. сертификаты, выданные в подтверждение специальности «сестринское дело в педиатрии», свидетельства о повышении квалификации, удостоверения, выданные министерством здравоохранения, подтверждают ее медицинскую деятельность в должности «медицинской сестры», относящуюся к системе здравоохранения при осуществлении иной деятельности по охране здоровья детского населения (л.д.23-27, 51).

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка, согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555.

Трудовая деятельность Поповой В.И., согласно трудовой книжки, складывается из следующих периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медицинской сестры терапевтического отделения <адрес> райбольницы,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра детского сада колхоза «ФИО12»,

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает медицинской сестрой детского сада (л.д. 17-20).

В справке, уточняющей характер работы Поповой В.И. указано, что она работает в должности медицинской сестры детского сада <адрес> полный рабочий день, полную рабочую неделю, постоянно и получает заработную плату по ставке медсестры (л.д. 9).

Истицей представлены должностные инструкции медицинской сестры детского сада, из которых следует, что ее должностные обязанности связаны с лечебной деятельностью по охране здоровья (л.д. 45-49).

Имеющимися в материалах дела копиями штатного расписания детского сада <адрес> подтверждается, что должность медицинской сестры ими предусмотрена (л.д.29-36), вследствие чего и трудовой договор с Поповой В.И. был заключен для выполнения работы по должности «медицинская сестра» (л.д.37-38).

В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Исследованными в судебном заседании должностными инструкциями медицинской сестры <адрес> ЦРБ и медицинской сестры детского сада <адрес> Поповой В.И. (л.д.44-50) судом было установлено, что они по своим функциональным, профессиональным и должностным обязанностям тождественны, это было подтверждено и свидетельскими показаниями, следовательно, по роду своей деятельности Попова В.И., занималась лечебной работой в сельской местности, связанной с охраной здоровья населения и деятельность истицы бесспорно должна быть признана как лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности.

В связи с чем, исключение оспариваемого истицей периода из специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, нарушает права Поповой В.И. предусмотренные ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях установленных законом.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона № 173-ФЗ, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отсутствует наименование учреждения «колхозный детский сад» и «детский сад», и предусмотрено наименование должности, в которой работала истица - медицинская сестра.

Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 03.06.2004 N 11-П, согласно которой высший орган конституционного контроля признал не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 и п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливающие для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения..., в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения..., периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами, в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что право на досрочную пенсию не зависит от наименования учреждения, основным критерием для решения данного вопроса является осуществление лечебной и иной деятельности.

Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.

Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как следует из материалов дела, в спорный период действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Указанный перечень относил детские сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства, работа в которых в должности медсестры давала право на пенсию по выслуге лет.

Кроме того, в соответствии с положениями п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" от 20.12.2005 г. N 25, предусмотрено, что само по себе то обстоятельство, что учреждение не предусмотрено Списками, не может являться основанием для исключения данного периода работы из специального стажа, поскольку действующее законодательство в качестве правового основания для назначения досрочной трудовой пенсии предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Следовательно, само по себе отсутствие в Списках данного вида учреждения, где работала истица Попова В.И., не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности медицинских работников и не свидетельствует о существовании таких различий, в связи с чем, отказ зачесть данный период работы в специальный стаж противоречит конституционным нормам, гарантирующим социальное обеспечение граждан по установленным законом основаниям и равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации (ч. 1 ст. 39, ст. 19 Конституции РФ).

Разрешая спор по существу, проанализировав действующее законодательство, и представленные доказательства, суд находит необоснованным исключение из подсчета специального медицинского стажа Поповой В.И. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и приходит к выводу о необходимости включения спорного периода в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности.

Поскольку с учетом установленных протоколом комиссии УПФР специального стажа работы истицы в сельской местности и подлежащим включению в специальный стаж периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы Поповой В.И. предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности превышает 25 лет, истица получила право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от возраста, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ.

Учитывая, что факт работы Поповой В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры детского сада <адрес> подлежащий включению в специальный стаж для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости устанавливается настоящим решением, суд считает требование Поповой В.И. об обязании ГУ Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> СК в назначении ей досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента первоначального обращения в ГУ Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> СК не подлежащим удовлетворению.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что исковые требования Поповой В.И. подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Поповой В.И. удовлетворить частично.

Установить подлежащим включению в трудовой стаж Поповой В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в детском саду <адрес>.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в трудовой стаж Поповой В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в детском саду <адрес>.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить Поповой В.И. трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности со дня вынесения решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Поповой В.И. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 24 октября 2011 года.

Председательствующий - .......

.......

.......

.......

.......

.......

.......о