Дело № 2- 343/2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 ноября 2011 года с. Арзгир Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Камышева В.В., при секретаре Мищенко Л.Н., с участием: представителя истца - заместителя прокурора Арзгирского района Ставропольского края Тедеева Е.Б., представителей ответчика администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края Погребняк М.В. и Лисовиной И.И., третьего лица Пальок А.Ю.. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах Пальок А.Ю. к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края и Министерству финансов Ставропольского края об обязании приобретения вне очереди благоустроенного жилого помещения за счет средств краевого бюджета, УСТАНОВИЛ: Прокурор Арзгирского района Ставропольского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Пальок А.Ю. к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, в котором просит обязать приобрести Пальок А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств краевого бюджета. В дальнейшем исковые требования уточнены. По ходатайству истца к делу привлечено в качестве соответчика Министерство финансов Ставропольского края. В обоснование исковых требований прокурор Арзгирского района указал, что в ходе проведения проверки было установлено, что Пальок А.Ю. относится к категории детей оставшегося без попечения родителей. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном несовершеннолетней Пальок А.Ю. была назначена ФИО4 Постановлением главы администрации Арзгирского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Пальок А.Ю. была поставлена на очередь на внеочередное получение жилого помещения. В настоящее время она состоит в списке лиц из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в обеспечении жильем в Арзгирском муниципальном районе за номером 23. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Пальок А.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Таким образом, Пальок А.Ю. имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств краевого бюджета. В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Арзгирского района Ставропольского края Тедеев Е.Б. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что Пальок А.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения и состоит в списке лиц, нуждающихся в обеспечении жильем в Арзгирском муниципальном районе, за номером 23. До настоящего времени жильем не обеспечена. Просит суд обязать администрацию Арзгирского муниципального района, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края приобрести Пальок А.Ю.. вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств краевого бюджета. Третье лицо Пальок А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края по доверенности Лисовина И.И. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что на ДД.ММ.ГГГГ в список нуждающихся в предоставлении жилья включены 77 человек. Средств, выделяемых министерством финансов Ставропольского края на обеспечение жильем детей - сирот недостаточно, поэтому жильем обеспечиваются в первую очередь лица из числа детей-сирот, которые наиболее остро в нем нуждаются. В настоящее время администрация Арзгирского муниципального района может приобрести жилье на имеющиеся средства субвенций на сумму 3290220 рублей. Представитель ответчика администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края по доверенности Погребняк М.В. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, в 2011 году на приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей всего было выделено - 6785420 рублей, израсходовано - 3495200 рублей. Остаток средств составляет 2504410 рублей из федерального бюджета и 785810 рублей из краевого бюджета, всего 3290220 рублей. Администрация Арзгирского муниципального района готова приобрести жилье детям -сиротам, однако, тех средств, которые имеются в наличии, недостаточно для покупки жилья 77 человекам, состоящим в списке. Более того, исходя из установленных социальных норм жилой площади и стоимости 1 квадратного метра жилья в Арзгирском муниципальном районе, стоимость жилья на 1 ребенка-сироту составляет 350000 рублей, тогда как реально за такую цену жилье приобрести невозможно, поскольку его стоимость гораздо выше. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко С.И. в судебное заседание не явилась, предоставив письменные возражения, в которых указано, что администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края были перечислены денежные средства, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просила исключить министерство строительства и архитектуры из числа ответчиков, поскольку обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления, и рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель соответчика министерства финансов Ставропольского края Филатов Д.В. в судебное заседание не явился, предоставив письменные возражения в которых указано, что министерство финансов Ставропольского края не является надлежащим ответчиком, просил в иске отказать и рассмотреть дело в ее отсутствие. С учетом поступивших ходатайств и при отсутствии возражений присутствующих участников процесса, с учетом правил ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц. Выслушав стороны, исследовав и проанализировав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Данный иск подан в защиту жилищных прав Пальок А.Ю. что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ. В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя данное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления. Так, в частях 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Анализ норм Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает основания признать, что Пальок А.Ю. относится к категории лиц, право которых на льготное обеспечение жильем предусмотрено. В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с абзацем вторым статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа и так далее по тексту. Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма, в том числе и внеочередном порядке, урегулированы законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к одной из категорий граждан, которым жилое помещение по договору социального найма предоставляется за счет средств краевого бюджета, относятся дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение субсидии имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой - (попечительством), в семье патронатного воспитателя или приемной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края. Согласно материалам дела, мать Пальок А.Ю. - ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Пальок А.Ю. с момента рождения дочери с семьей не проживал и воспитанием дочери не занимался, в связи с чем, постановлением главы Чограйского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Пальок А.Ю. А.М. был назначен опекун ФИО4 (л.д.8). Судом также установлено, что закрепленного жилого помещения Пальок А.Ю.. не имеет, в очереди, нуждающихся в жилом помещении, состоит в администрации Арзгирского муниципального района как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей. На момент рассмотрения данного спора Пальок А.Ю. достигла возраста 20 лет, однако она не утратила своего права на льготное обеспечение жильем в соответствии с ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ. Ранее названное право Пальок А.Ю. не реализовывалось. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что она относится к числу граждан, на которых распространяется действие указанного Федерального закона, и имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям. В списке администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ № Пальок А.Ю.. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, под номером 23 (л.д.9). Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок записи о регистрации прав Пальок А.Ю. отсутствуют (л.д.11). Согласно сообщения от ДД.ММ.ГГГГ №, Арзгирский филиал ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не располагает сведениями о наличии на праве собственности у ФИО1 недвижимого имущества (л.д.12). Таким образом, на основании исследованных доказательств следует признать, что ФИО1 обладает правом получения денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, как лицо, не имеющее жилья. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (ред. от 04.06.2010 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований ст. 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 данного ФЗ РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти Субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств Субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий Субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз наделен Арзгирский муниципальный район. В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года № 330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п внесены изменения, в соответствии с которыми министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. В силу приложений 3,5 к Закону Ставропольского края от 07.12.2010 года № 103-кз «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» министерство строительства и архитектуры Ставропольского края входит в состав главных администраторов доходов краевого и местных бюджетов. В соответствии с приложением 10 к указанному закону министерству строительства и архитектуры Ставропольского края по коду бюджетной классификации 133 10 03 5053600 выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Исходя из того, что процесс предоставления субсидии для покупки либо строительства жилья в целом выглядит так: - направление заявки органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти для получения денежных средств; - выделение денежных средств уполномоченным органом; - предоставление субсидии, и учитывая, что министерство финансов в данном процессе участия не принимает, то суд приходит к выводу, что требования прокурора Арзгирского района к нему предъявлены неправомерно и удовлетворению не подлежат. С учетом доводов представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, изложенных в возражениях на рассматриваемый иск, суд приходит к выводу, что в связи с передачей полномочий и финансирования администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в исковых требованиях к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края следует отказать. Таким образом, заявленные исковые требования могут быть удовлетворены только по отношению к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края, а в отношении других ответчиков в иске следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах Пальок А.Ю. удовлетворить частично. Обязать администрацию Арзгирского муниципального района Ставропольского края предоставить Пальок А.Ю. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В остальной части исковых требований прокурора Арзгирского района Ставропольского края - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд ... Председательствующий - ..... ..... ..... ..... ..... ..... .....