Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Арзамас Дата обезличена года
Арзамасский городской суд ... в составе председательствующего судьи Трухиной Ю.П.,
при секретаре ***,
с участием помощника Арзамасского городского прокурора Романовой С.В.,
заявителя М.,
представителя администрации г. Арзамаса Р.Е., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года,
представителя МУ «***» П., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействительным постановления администрации г. Арзамаса от Дата обезличена года Номер обезличен «Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг с Дата обезличена года», приведении методики по оплате тепловой энергии в соответствие с современным опытом других регионов и возможностями современной вычислительной техники,
УСТАНОВИЛ:
М. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Арзамаса от Дата обезличена года Номер обезличен «Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг с Дата обезличена года», приведении методики по оплате тепловой энергии в соответствие с современным опытом других регионов и возможностями современной вычислительной техники. В обоснование заявленных требований указал, что в п.2 приложения №4 к постановлению администрации г.Арзамаса от 26.12.2003 года №77 «Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг» указано, что плата за центральное отопление взимается в течение всего года ежемесячно. Данный пункт постановления нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя в области защиты прав потребителей (коммунальных услуг). Ежегодно администрацией г.Арзамаса издаются документы, регламентирующие конкретные даты начала и окончания отопительного сезона (средняя продолжительность отопительного сезона – семь месяцев), что является фактом, подтверждающим конкретное начало и окончание соответствующими организациями оказания услуг по тепловому отоплению квартир. Размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из рекомендуемого объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых из нормативов. Разделение платы предполагаемого годового потребления тепловой энергии равномерно, по всем месяцам года незаконно, поскольку в период отсутствия отопления квартир средства, собранные от населения за отопление, являются оплатой за неоказанные услуги в течение расчетного месяца, что способствует необоснованной выгоде обслуживающих организаций, ведет к безответственному их отношению к исполнению своих обязанностей, препятствует комфортному и безопасному проживанию граждан в квартирах, нарушает законодательство в области защиты прав потребителей. Получая от населения плату за неоказанные услуги по отоплению жилья в летний период, обслуживающие организации фактически беспроцентно кредитуются , что противоречит ст. 37 Закона РФ №121 от 03.06.2009 года «О защите прав потребителей», позволяет обслуживающим организациям не соблюдать сроки и температуру теплоносителя без ущерба их финансовой деятельности, поскольку оплата за тепловую энергию производится ежемесячно. В связи с тем, что рекомендуемый объем тепловой энергии рассчитывается на один год вперед и является прогнозным, законодательство допускает производить коррекцию ее с фактически выработанной и поданной потребителям. М. просит отменить оспариваемое постановление администрации г.Арзамаса, как противоречащее законодательству и интересам заявителя, обязать администрацию г.Арзамаса привести методику по оплате тепловой энергии в соответствие с современным опытом других регионов и возможностями современной вычислительной техники.
Определением Арзамасского городского суда от Дата обезличена года в качестве заинтересованных лиц привлечены МУ «******», МУ «***», ООО «***» и ОАО «***».
В судебном заседании заявитель М. заявленные требования поддержал. Пояснил, что по постановлению администрации г.Арзамаса от Дата обезличена года Номер обезличен «Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг с Дата обезличена года» плата за центральное отопление взимается в течение всего года ежемесячно по утвержденным на соответствующий период времени ставкам, учитывающим норматив годовой потребности в тепловой энергии на отопление жилых зданий, разложенный на 12 месяцев. Считает, что он не должен, как потребитель, покупать тепловую энергию у МУ «***» по тем же тарифам в течение 12 месяцев. Следует производить корректировку потребляемых услуг по тепловой энергии. Органы местного самоуправления вмешиваются в деятельность хозяйствующего субъекта, в результате чего население кредитует организации. Права заявителя нарушены, поскольку он оплачивает в течение всего года услуги, которые в летний период не оказываются.
Представитель заинтересованного лица - администрации г.Арзамаса Р.Е. с заявлением М. не согласна. Указала, что в момент принятия обжалуемого постановления администрация г.Арзамаса осуществляла контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного и нежилого фондов, объектов коммунального хозяйства, обеспечивала устойчивую работу водо-, газо- тепло- и энергоснабжения, коммунальное обслуживание населения, принимала меры по обеспечению населения топливом. Согласно действующему Уставу, к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Администрация самостоятельно решает вопрос о том, как организовать теплоснабжение на территории городского округа. Размеры платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления. У заявителя нет прибора учета тепловой энергии, поэтому он оплачивает тепловую энергию исходя из нормативов потребления. М. должен оплачивать оказанные ему услуги по теплоснабжению в отопительный период. Ему предоставляется рассрочка по оплате указанной услуги, поскольку оплата населением услуг по отоплению производится ежемесячно равными долями в течение календарного года. Доводы М. о том, что обслуживающие организации могут не соблюдать сроки и температуру подачи теплоносителя и при этом могут брать плату без перерасчета не соответствуют действительности, поскольку в случае подачи тепла ниже установленной нормы, в соответствии с п.60 постановления Правительства от 23.05.2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению.
Представитель заинтересованного лица МУ «***» П. с заявлением не согласна. Указала, что плата за услуги вносится равномерно в течение года. Порядок внесения платы определяется в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом между управляющей организацией и сособственниками этого многоквартирного жилого дома.
Представители заинтересованных лиц ООО «***» и МУ «***» в судебное заседание не явились. Представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменном отзыве на заявление МУ «***» указало, что является ресурсоснабжающей организацией. Законодательство не предусматривает заключение договора энергоснабжения с гражданами-потребителями, не имеющими непосредственного присоединения к сетям энергоснабжающей организации. Обязанность по заключению договоров на приобретение энергоресурсов гражданам лежит на управляющей организации. Органы местного самоуправления уполномочены разрабатывать и утверждать нормативы оказания услуг гражданам.
В отзыве на заявление ООО «***» указало, что общество осуществляет деятельность по расчету стоимости жилищно-коммунальных услуг, оказываемых предприятиями населению, на основании договоров возмездного оказания услуг информационно-расчетного обслуживания. При начислении стоимости услуг организация руководствуется тарифами и ценами, утвержденными общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирных домах, органами местного самоуправления, органами государственной власти Нижегородской области и РФ.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу ставить без удовлетворения, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определятся законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст.779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п.1 ст.781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно п.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно п.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации г.Арзамаса от Дата обезличена года Номер обезличен «Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг» утверждены ставки оплаты за центральное отопление жилых помещений для граждан, проживающих в жилых домах (квартирах всех форм собственности, согласно приложению №4.
Согласно п.2 примечания к приложению №4 указанного постановления, плата за центральное отопление взимается в течение всего года ежемесячно по утвержденным на соответствующий период времени ставкам, учитывающим норматив годовой потребности в тепловой энергии на отопление жилых зданий, разложенный на 12 месяцев л.д.Номер обезличен).
Заявитель М. полагает, что указанный пункт постановления администрации г.Арзамаса противоречит п.5 ст.2, ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.779, п.1 ст.781 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 л.д.3-7, 37-40).
Анализ названных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что порядок расчета за услуги центрального отопления, предусмотренный обжалуемым постановлением, в данном случае п.2 примечания к приложению №4, не противоречит действующему законодательству, в том числе Закону РФ «О защите прав потребителей», поскольку порядок расчета за тепловую энергию устанавливается нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также другими правовыми актами или соглашением сторон.
Постановление администрации г.Арзамаса, утвердившее ставки оплаты за центральное отопление и период его оплаты, относится к таким правовым актам.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Осуществляя организацию в границах г.Арзамаса теплоснабжения населения топливом, администрация г.Арзамаса установила размер и порядок оплаты соответствующих услуг. Расчетным периодом для оплаты услуг установлен один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа следующего за истекшим месяца.
Руководствуясь положениями п.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрация г.Арзамаса, организуя в границах городского округа теплоснабжение населения, установила нормативы потребления коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 38 Закона РФ «О защите прав потребителей» правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Исходя из положений ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку наряду с оплатой энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета в ст.544 ГК РФ предусмотрен и иной порядок оплаты, предусмотренный законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, нельзя согласиться с доводами М. о незаконности оспариваемого им положения.
Довод заявителя о том, что это положение обязывает его производить оплату за отопление и в летние месяцы, когда отопление отключается, не может служить основанием для удовлетворения его заявления.
Оспариваемое положение не нарушает права потребителя, поскольку потребителю услуг предоставлено право не производить оплату услуг на время перерывов сверх установленных договором. Оплата за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии возможна лишь при наличии соответствующих приборов учета энергии. При отсутствии таких приборов в соответствии с требованиями ст.57 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) взимается по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Внесение платы равномерно в течение года обусловлено необходимостью оплаты тепловой энергии по нормативу, определяющему расход теплоэнергии на отопление жилых зданий, рассчитываемому с учетом совокупности различных критериев и включающего исчисление потребления теплоэнергии за год. В расчеты оплаты пользования потребителем центральным отоплением включается также особенность режима предоставления тепловой энергии - сезонный характер его предоставления, поскольку тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в который проводится подготовка к новому отопительному сезону.
Действующим законодательством потребителю услуг предусмотрена возможность устанавливать порядок оплаты услуги по соглашению сторон. Однако заявитель в администрацию г.Арзамаса с заявлением об установлении данного порядка оплаты тепловой энергии не обращался.
Не принимаются во внимание доводы заявителя о том, что в период отсутствия отопления квартир средства, собранные от населения за отопление, являются оплатой за неоказанные услуги в течение расчетного месяца, что способствует необоснованной выгоде обслуживающих организаций. Исходя из оспариваемого заявителем постановления, взимаемая с населения плата за центральное отопление учитывает норматив годовой потребности в тепловой энергии, разложенный на 12 месяцев. Таким образом, услуги по отоплению жилых зданий фактически оказываются потребителям ранее, чем взимается за них плата.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку при рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, при наличии которых оспариваемые положения постановления администрации г.Арзамаса могут быть признаны недействительными, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление М. о признании недействительным постановления администрации г.Арзамаса от Дата обезличена года Номер обезличен «Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг с Дата обезличена года, приведении методики по оплате тепловой энергии в соответствие с современным опытом других регионов и возможносями современной вычислительной техники оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: Трухина Ю.П.