ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата обезличена г. Арзамасский городской суд ... в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г.,
при секретаре Савельевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Волжанкиной И.Е. о понуждении к установке пандуса и расширению входа в здание,
У С Т А Н О В И Л :
Арзамасский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Волжанкиной И.Е. о понуждении к установке пандуса при входе в здание, расположенное по адресу: ...; понуждении ее к расширению входа в здание, расположенное по адресу: ..., до размера не менее 0.9 м., указывая, что Дата обезличенаг. в аптеке ООО «****», расположенной по адресу ... сотрудниками прокуратуры была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что входная дверь в аптеку шириной 77 см., перед дверью имеются 2 ступеньки, одна из которых высотой 14 см., другая -15 см. Пандус перед входом не установлен, что затрудняет инвалидам-колясочникам свободный доступ в аптеку. ООО «****» арендует данное помещение по договору аренды от дата обезличена г. у ИП Волжанкиной И.Е. В соответствии с п. 2.1. договора аренды от Дата обезличенаг. арендодатель обязуется передать указанное помещение в состоянии, обеспечивающим его использование для размещения арендатора. Однако эксплуатация данного помещения без установки пандуса незаконна, поскольку затрудняет инвалидам-колясочникам, в том числе детям-инвалидам, использующим инвалидные коляски, свободный доступ в аптеку. В соответствии со ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Поскольку аптека является общественным местом, арендатор должен был сдать в аренду помещение с входом, оборудованным пандусом. В соответствии со ст. 3 Конвенции по правам ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии со ст. 23 вышеуказанной конвенции государства -участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. В соответствии со ст. 7 Конституции в Российской Федерации
охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с преамбулой ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 вышеуказанного закона реабилитация инвалидов -система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социо- культурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В соответствии со ст. 15 вышеуказанного закона правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В соответствии с СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения от дата обезличена г. п. 3.13 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. В соответствии с п. 3.23 вышеуказанного СНиП ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
В судебном заседании представитель Арзамасского городского прокурора Титов С.В. иск поддержал.
Ответчик в суд не явилась, извещена надлежащим образом, согласно заявлению просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Ее представитель по доверенности Зубатов Д.С. иск не признал, указывая, что Волжанкина И.Е. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: .... Право собственности на него зарегистрировано за ней в дата обезличена г.В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).Таким образом, федеральный законодатель прямо не предусмотрел обязанность физических лиц - собственников жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, спортивных сооружений, мест отдыха, культурно-зрелищных и других учреждений по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 вышеназванного федерального закона, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, применяя данные положения указанного федерального закона в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод о том, что физические лица - собственники существующих жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, спортивных сооружений, мест отдыха, культурно-зрелищных и других учреждений собственники зданий, строений, в случае, когда действующий объект невозможно приспособить для нужд инвалидов, не обязаны производить реконструкцию существующих зданий, а должны по согласованию с общественными объединениями инвалидов осуществлять иные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии с письмом от 02.07.2010г. №344, председатель правления Арзамасской городской организации инвалидов "Всероссийского общества инвалидов" в ответ на ее запрос согласовал возможность удовлетворения потребностей инвалидов в обеспечении лекарственными средствами путем бесплатной доставки их силами аптечной сети "****".
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Волжанкина И.Е. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от дата обезличена г.
дата обезличена г. Волжанкина И.Е. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРИП.
дата обезличена г между ИП Волжанкиной И.Е. и ООО «****» заключен договор, согласно которому первая передала второму в аренду нежилое здание, расположенное по адресу: ....
Постановлением мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... от дата обезличена г. ИП Волжанкина И.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере дата обезличена г рублей за то, что она не выполнила требования действующего законодательства об обеспечении условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в аптеке ООО «****», расположенной по адресу:. ..., ..., а именно отсутствует пандус, что затрудняет инвалидам доступ в аптеку.
Исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчиком по данному делу Арзамасским городским прокурором указана Волжанкина И.Е., как физическое лицо.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" именно Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Из этого следует, что данным законом на физические лица, в том числе на Волжанкину И.С., не возложена обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно договору аренды от дата обезличена г. Волжанкина И.Е. передала указанное нежилое помещение в аренду ООО «***», как ИП.
Как ИП, она постановлением мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... от Дата обезличенаг. привлечена к административной ответственности.
Необходимо также отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 вышеназванного федерального закона, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с письмом от дата обезличена г. Номер обезличен председатель правления Арзамасской городской организации инвалидов "Всероссийского общества инвалидов" в ответ на запрос директора ООО «****» /было также указано, что нежилое здание - аптека «****»- невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов/ согласовал возможность удовлетворения потребностей инвалидов в обеспечении лекарственными средствами путем бесплатной доставки их силами аптечной сети "****".
Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Арзамасскому городскому прокурору в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Волжанкиной И.Е. о понуждении к установке пандуса при входе в здание, расположенное по адресу: ...; понуждении Волжанкиной И.Е. к расширению входа в здание, расположенное по адресу: ..., до размера не менее 0.9 м. отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.
Судья / Газимагомедов Б.Г./
.