Дело №2-2051/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Арзамас Дата обезличена года
Арзамасский городской суд ... в составе председательствующего судьи Трухиной Ю.П.,
при секретаре Маркисосновой Е.Г.,
с участием помощника Арзамасского городского прокурора Родиной П.Н.,
представителя заинтересованного лица ****** ... Р., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к ***** ..., главе ***** ... о признании противоречащим закону административного регламента оказания муниципальной услуги в части,
УСТАНОВИЛ:
Арзамасский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился в суд с заявлением к ***** ..., главе ***** ... о признании противоречащим закону административного регламента оказания муниципальной услуги в части. В обоснование заявленых требований указал, что Арзамасской городской прокуратурой при осуществлении полномочий по проверке законности нормативно-правовых актов, изданных ***** ..., установлено, что постановлением мэра г.Арзамаса от Дата обезличена года Номер обезличен утвержден административный регламент оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного образования по основным общеобязательным программам на территории ... области». Данный акт содержит правовые нормы, которые распространяются и являются общеобязательными для неопределенного круга лиц. Регламент опубликован в газете «*****» Дата обезличена года Номер обезличен. В соответствии с разделом 2.2 регламента, учредитель закрепляет за образовательным учреждением микроучастки (за исключением школ повышенного статуса, ОСОШ, СКОШ) с целью учета всех детей, проживающих на определенной территории и имеющих право на получение общего образования. В образовательные учреждения (за исключением ОСОШ) принимаются все дети, не достигшие возраста 18 лет, проживающие на микроучастке, закрепленном за образовательным учреждением, и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Нормативными актами предусмотрено право граждан выбирать общеобразовательное учреждение. Прикрепление же конкретных школ к микроучасткам, которые определены ***** ..., лишает граждан права на свободный выбор образовательного учреждения, поскольку граждане проживающие на конкретной улице, прикреплены к одной школе, а не к нескольким. Закон «Об образовании» не дает определения понятию «определенной территории», однако с учетом принципа свободного выбора родителями образовательного учреждения не допускается ограничение их права прикреплением микрорайона к одной общеобразовательной школе. Одним из основных принципов получения гражданами РФ образования является возможность его получения независимо от места жительства. Арзамасский городской прокурор просит признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия административный регламент оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного образования по основным общеобразовательным программам на территории ... области», утвержденный постановлением мэра г.Арзамаса от дата обезличена г. Номер обезличен, в части закрепления за образовательным учреждением микроучастков, а также в части нормы, устанавливающей прием детей, не достигших возраста 18 лет, проживающих на мироучастке, закрепленном за образовательным учреждением, и имеющие право на получение образования соответствующего уровня в образовательные учреждения.
В судебном заседании помощник Арзамасского городского прокурора заявленные требования уточнила. Просит признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия административный регламент оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории г.Арзамаса Нижегородской области», утвержденный постановлением администрации ... от дата обезличена г Номер обезличен, в части закрепления за образовательным учреждением микроучастков, а также в части нормы, устанавливающей прием детей, не достигших возраста 18 лет, проживающих на мироучастке, закрепленном за образовательным учреждением, и имеющих право на получение образования соответствующего уровня в образовательные учреждения.
Представитель ***** ... против удовлетворения требований Арзамасского городского прокурора возражает. Указала, что правила приема граждан в образовательные учреждения определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в Уставе образовательного учреждения. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. СанПиН установлен радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений. При отсутствии закрепленности за общеобразовательными учреждениями микроучастков будет нарушено право ребенка и его родителя на обучение ребенка в школе в пределах шаговой доступности, т.е. в школе, расположенной рядом с домом, где проживает ребенок. Нормы закрепления за образовательным учреждением определенных микроучастков установлены в распоряжении ***** ... от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении микроучастков города, закрепленных за школами», которым закрепляются конкретные улицы, проезды и т.д. за конкретными образовательными учреждениями. Указанный акт не отменен, не изменен, не признан не действующим. Все нормативные правовые акты проходят предварительную правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству. Проект постановления администрации ... «Об утверждении административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории города Арзамаса Нижегородской области» и сам административный регламент прошли правовую экспертизу в Арзамасской городской прокуратуре. Дата обезличена года ******* ... получено от прокуратуры положительное заключение.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право выбора образовательного учреждения.
Статьей 12 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» закреплено, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для государственных и муниципальных образовательных учреждений типовые положения носят обязательный характер, а для негосударственных - примерный.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании» общие требования к приёму граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии со ст. 52 Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные право и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Согласно п.46 указанного положения правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
В соответствии с п. 59 положения родители (законные представители) обучающихся имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования.
Согласно ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что распоряжением мэра города Арзамаса Номер обезличен от Дата обезличена года утверждены микроучастки города, закрепленные за школами, по приложению с Дата обезличена года, согласно которым закрепляются конкретные улицы, проезды и т.д. за конкретными образовательными учреждениями г.Арзамаса.
Дата обезличена года Арзамасским городским прокурором утверждено Заключение на проект постановления ***** ... «Об утверждении административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории г.Арзамаса Нижегородской области». Согласно Заключению, проект постановления разработан в пределах предоставленных полномочий и соответствует федеральному законодательству, внутренних противоречий не содержит.
Постановлением ***** ... Номер обезличен от Дата обезличена года утвержден административный регламент оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории г.Арзамаса Нижегородской области» (далее по тексту - административный регламент).
Дата обезличена года указанное постановление в полном объеме опубликовано в газете «Арзамасские новости» Номер обезличен л.д.Номер обезличен-Номер обезличен), то есть населению города Арзамаса обеспечена возможность ознакомления с его содержанием, нормы постановления применяются на территории города Арзамаса л.д.Номер обезличен-Номер обезличен).
Дата обезличена года заместителем Арзамасского городского прокурора принесен протест на административный регламент.
Дата обезличена года ****** ... в ответ на протест прокурора сообщено, что администрация, устанавливая норму о закреплении за образовательным учреждением микроучастков, основывалась на рекомендациях Министерства образования Нижегородской области л.д.Номер обезличен).
Согласно сообщению Министерства образования Нижегородской области от Дата обезличена года, закрепление в муниципальных правовых актах микроучастков за образовательными учреждениями является обоснованным.
Оспариваемый Арзамасским городским прокурором акт является нормативным правовым, поскольку содержащиеся в нем нормы распространяются на территории г.Арзамаса и являются общеобязательными для неопределенного круга лиц.
***** ... является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в пределах своих полномочий, определенных в Уставе, принимает нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения на всей территории города, и иные правовые акты, носящие индивидуальных характер.
Постановления администрации города, носящие нормативный характер, вступают в силу после их официального опубликования в печати, если в них не определено иное.
К полномочиям ***** ... в области социально-культурного обслуживания населения является организация, анализ, планирование, прогнозирование, координация, контроль деятельности муниципальных образовательных учреждений по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего образования.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Действующие на территории Российской Федерации правила приема в образовательные учреждения на ступени начального, основного и среднего (полного) общего образования определяются учредителем образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ, закрепляются в уставе и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Исходя из требований Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от «19» марта 2001 года №196, лицам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
Закрепление за образовательными учреждениями микроучастков не содержит запрета гражданам, проживающим на территории, не прилегающей к общеобразовательному учреждению, в приеме в общеобразовательное учреждение. В то же время отсутствие закрепления микроучастков предполагает зачисление всех, подавших заявления в первую очередь, как проживающих, так и не проживающих на закрепленной территории. Указанное обстоятельство, по мнению суда, может привести к нарушению прав граждан, проживающих вблизи образовательного учреждения, на посещение указанного учреждения.
Принцип безопасной физической досягаемости образования либо посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, установленный Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, полностью согласуется с положениями Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», где установлен радиус обслуживания обучающихся от дома до образовательного учреждения, предельное расстояние транспортной доступности и шаговая доступность образовательных учреждений.
Суд полагает, что не закрепление за общеобразовательными учреждениями микроучастков при отсутствии в образовательном учреждении свободных мест, занятых теми, кто подал заявление ранее, повлечет за собой нарушение прав ребенка и его родителя на обучение в школе в пределах шаговой доступности, то есть физической досягаемости образования.
Доказательства того, что оспариваемый прокурором нормативно-правовой акт лишил конкретного гражданина права на свободный выбор образовательного учреждения, в материалах дела отсутствуют. Протокол судебного заседания по делу Номер обезличен о направлении в ЦВИНГ несовершеннолетнего, в котором законный представитель пояснила, что ходила в Департамент образования г.Арзамаса, просила помочь устроить сына в школу, на никакой помощи мне не оказали, т.к нет регистрации в г.Арзамасе, не может быть принят судом во внимание, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих указанные объяснения, суду не предоставлено, проверка по указанному факту прокуратурой не проводилась.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный регламент оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории г.Арзамаса Нижегородской области», утвержденный постановлением ****** ... от Дата обезличена года Номер обезличен, в части закрепления за образовательным учреждением микроучастков, а также в части нормы, устанавливающей прием детей, не достигших возраста 18 лет, проживающих на мироучастке, закрепленном за образовательным учреждением, и имеющих право на получение образования соответствующего уровня в образовательные учреждения, закону не противоречит, в связи с чем, на основании ст.253 ГПК РФ, в удовлетворении соответствующего заявления прокурора следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к ******* ..., главе ******* ... о признании противоречащим закону административного регламента оказания муниципальной услуги в части отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: Трухина Ю.П.