РЕШЕНИЕ дело №2-2546/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г.
при секретаре Савельевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя Ореховского В.И., его представителя по устному заявлению Раштановой Н.В., представителя администрации ***** сельсовета <адрес> по доверенности А. гражданское дело по заявлению Ореховского В.И. о признании распоряжения главы администрации ***** сельсовета <адрес> незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Ореховский В.И. обратился в суд с заявлением о признании распоряжения главы администрации ****** сельсовета <адрес> незаконным, понуждении администрации ***** сельсовета <адрес> поставить его, ветерана и участника Великой Отечественной войны, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указывая, что он является ветераном и участником Великой Отечественной войны. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки, а именно на обеспечение жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Он проживает <адрес>, общей площадью 28,4 кв.м., жилой - 23,2 кв.м. Указанный дом принадлежит на праве собственности Р. Ранее дом на праве собственности принадлежал ему. ДД.ММ.ГГГГ он подарил дом Р. В данном доме он проживает один и постоянно, после отчуждения дома с регистрационного учета не снимался, места жительства не менял. Другого жилья, в том числе принадлежащего на праве собственности, он не имеет. Применительно к ч. 1 ст. 31 ЖК РФ он не является членом семьи собственника жилого помещения Р. и, следовательно, он является нуждающимся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Он обратился в администрацию ***** сельсовета <адрес> с заявлением о постановке его, как участника Великой Отечественной войны, на учет нуждающихся в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ он получил распоряжение главы администрации ***** сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ему отказано в постановке на учет всоответствии со ст. 53 ЖК РФ и п.З ч.З ст.8 закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Согласно п.З ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-3 отказ в принятии граждан на учет в соответствии с ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если граждане с намерением приобрести право состоять на учетев течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий, он не совершал. В ДД.ММ.ГГГГ он не мог знать, что в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ветеранам ВОВ будет выделяться жилье по программе Президента и Правительства. К тому же дом, в котором он зарегистрирован и проживает, является неблагоустроенным: ему приходиться топить печь, носить воду, заготавливать дрова иуголь, а в силу болезненного состояния он этого делать неможет.
В судебном заседании заявитель и его представитель по устному заявлению Раштанова Н.В. заявление поддержали.
Представитель администрации ***** сельсовета <адрес> по доверенности А. с заявлением не согласен, так как в ДД.ММ.ГГГГ заявитель подарил принадлежавший ему на праве собственности дом <адрес>., чем ухудшил свои жилищные условия. Данное обстоятельство является препятствием для постановки на учет заявителя, как нуждающегося в жилом помещении, в течение 5 лет.
Выслушав объяснения заявителя, его представителя, представителя администрации ***** сельсовета <адрес>, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст.254ч1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.15п1п3 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения их за счет средств федерального бюджета жильем, если нуждаются в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 51 ЖК РФ:
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.52 ЖК РФ:
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст.54 ЖК РФ:
1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Согласно п3ч1ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» отказ в принятии граждан на учет в соответствии с ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если граждане с намерением приобрести право состоять на учетев течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено следующее.
Ореховский В.И. является ветераном - участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в администрацию ***** сельсовета <адрес> с заявлением о постановке на учет, как ветерана -участника Великой Отечественной войны, поскольку является нуждающимся в жилом помещении.
Распоряжением главы администрации ***** сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р Ореховского В.И. в удовлетворении заявления отказано, сославшись на ст.53 ЖК РФ и п3ч1ст.8 Закона НО от 16.11.2005г. №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Данное распоряжение является незаконным по следующим основаниям.
Ореховский В.И. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Данное обстоятельство не является спорным и подтверждается выписками из ЕГРП и домовой книги, согласно которым Ореховский В.И. не имеет какого-либо жилья в собственности, в упомянутом доме проживает один и соответственно не может быть членом семьи собственника <адрес> Р.
Из этого следует, что Ореховский В.И. является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Действительно, Ореховский В.И. являлся собственником дома с земельным участком № по <адрес>.
Договором от ДД.ММ.ГГГГ данный дом с земельным участком он подарил внуку Р., что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Данное обстоятельство и послужило основанием для отказа в постановке на учет заявителя, как нуждающегося в жилом помещении.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ и ст.8ч1п3 Закона НО №179-З от 16.11.2005г. ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Каких- либо доказательств, подтверждающих, что Ореховский В.И. подарил дом с земельным участком Р. умышленно и с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в учетном деле №, представленного администрацией ***** сельсовета <адрес>; а также в материалах дела отсутствуют.
Более того, отсутствие намерения такого приобретения подтверждается тем, что с ДД.ММ.ГГГГ и до внесения изменений в Указ Президента РФ №714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» Указом № от ДД.ММ.ГГГГ Ореховского В.И. заявлений не подавал о постановке на учет для улучшения жилищных условий.
Согласно п.12 постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Вышеуказанный дом имеет следующую характеристику: одноэтажный, бревенчатый, однокомнатный, общая площадь- 28.4 кв.м., жилая- 23.2., год постройки- ДД.ММ.ГГГГ, износ - 49%, что подтверждается справкой АФ ГП НО «Нижтехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ
Из акта проверки жилищных условий Ореховского В.И. от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений представителя заявителя следует, что благоустройство дома состоит из печного отопления, света и телефона; баня разрушена, туалет находится во дворе; колодец, из которого заявитель получает воду, находится на удалении более 1км. от дома / заявителю ДД.ММ.ГГГГ/.
В вышеуказанном акте комиссией отмечено, что Ореховский В.И. нуждается в выделении благоустроенного жилья.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель проживает в доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194,195,198,258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Распоряжение главы администрации ***** сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признать незаконным.
Обязать администрацию ***** сельсовета <адрес> поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Ореховского В.И., ветерана и участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.
Судья / Газимагомедов Б.Г./