Решение об отказе в выделении рабочих мест согласно квоте



Дело № 2-2390/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе

судьи Зотовой Т.А.

с участием прокурора Титова С.В.

при секретаре Ерёминой Е.В.

с участием представителя истца Арзамасского городского прокурора - Титова С.В., представителя ответчика ООО «******» по доверенности П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «******» о признании незаконным бездействия в части не выделения рабочих мест согласно квоте и наложении обязанности по выделению рабочих мест согласно квоте

Установил:

Арзамасский городской прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО «******» о признании незаконным бездействия в части не выделения рабочих мест согласно квоте и наложении обязанности по выделению рабочих мест согласно квоте.

В обосновании заявленных требований, ссылаясь на то, что Арзамасской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства о занятости населения в части выполнения требований о квотировании рабочих мест, по результатам которой в ООО «******» выявлены нарушения указанного законодательства.

Квотирование рабочих мест для определенных категорий граждан устанавливается в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Законом Нижегородской области от 26.12.2007 г. №191 «О квотировании рабочих мест».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другим мерам.

Размер квоты, порядок выделения (создания) рабочих мест и осуществления контроля за приемом на работу граждан в пределах установленной квоты регламентирован Законом Нижегородской области от 26.12.2007 г. № 191 «О квотировании рабочих мест».

Согласно приказу Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.04.2010 г. № 99 «Об утверждении перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2010 г.» ООО «******» является организацией, которой установлена квота и количество граждан, принимаемых в счет квоты на ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 30 указанного перечня ООО «******» установлено количество граждан, трудоустраиваемых в счет квот - 6 человек.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 г. № 191 «О квотировании рабочих мест» центры занятости населения формируют банки данных рабочих мест, выделенных (созданных) работодателями в счет квоты.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Нижегородской области № 191 работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня утверждения уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Согласно сведениям ГУ «******» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рабочие места в счет квоты не выделены, в связи с чем, ООО «******» не соблюдаются требования ч. 2 ст. 7 Закона № 191 - не выделяются рабочие места в счет квоты, определенной Управлением государственной службы занятости населения Нижегородской области.

Просит признать незаконным бездействие ООО «******» в части не выделения рабочих мест согласно квоте и обязать ООО «*****» выделить рабочие места согласно квоте.

В судебном заседании представитель истца Арзамасского городского прокурора Титов С.В. поддержал заявленные в интересах неопределённого круга лиц исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «******» по доверенности П. иск не признал, указывая на основания, изложенные в письменном отзыве.

Судья, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другим мерам.

Размер квоты, порядок выделения (создания) рабочих мест и осуществления контроля за приемом на работу граждан в пределах установленной квоты регламентирован Законом Нижегородской области от 26.12.2007 г. №191-3 «О квотировании рабочих мест».

Судом установлено, что согласно приказу Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.04.2010 г. № 99 «Об утверждении перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2010 г.» ООО «******» является организацией, которой установлена квота и количество граждан, принимаемых в счет квоты на ДД.ММ.ГГГГ., (л.д. №).

Пунктом 30 указанного перечня ООО «******» установлено количество граждан, трудоустраиваемых в счет квот - 6 человек, (л.д. №).

ООО «******» включено в отчёт об организациях, которыми не исполняются требования Закона НО «О квотировании рабочих мест» за январь-август ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. №).

ООО «******» производит упаковку из гофрокартона и оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, требующим высокого уровня внимания и образования. Единый цикл производственно-технологического процесса включает в себя эксплуатацию высокоскоростных конвейерных линий с повышенным уровнем травмоопасности и шума, транспортных средств (погрузчиков) и иного высокотехнологичного оборудования. Работа с оборудованием сопровождается значительными физическими нагрузками. Предприятие осуществляет деятельность в условиях трехсменного режима работы. К кандидатам предъявляются повышенные медицинские требования, указанные в картах аттестации рабочих мест по условиям труда. Более 70 % рабочих мест относятся к работам с тяжелыми или вредными условиями труда, на которых предприятие не вправе использовать труд инвалидов и несовершеннолетних.

Обществом принимались меры направленные на квотирование (создание) рабочих мест в пределах установленной квоты. В этой связи ***** <адрес> предлагалось предоставить обществу сведения об особенностях рабочих мест, подлежащих квотированию или созданию с целью комплектования инвалидами с учетом санитарно-технических требований и индивидуальных рекомендаций медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст. 24 закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В ответе ***** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлены сведения об общих рекомендациях медико-социальной экспертизы и противопоказаниях при трудоустройстве инвалидов, однако о действующих санитарно-технических требованиях по условиям и режимам труда для соответствующих категорий работников сведения не предоставлены, (л.д. №).

***** <адрес> не направлялись сведения о состоящих на учете в **** инвалидах для учета индивидуальных рекомендаций медико-социальной экспертизы при рассмотрении вопроса квотировании (создании) рабочих мест. ***** <адрес> данный запрос проигнорирован. Со стороны ЦЗН мер по направлению на предприятие граждан, подлежащих трудоустройству в счет квоты, не принималось.

Согласно ст. 23 закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарные правила СП 2.2.9.2510-09, которыми сформулированы гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Согласно п. 3.5 и 3.6 данных правил на работодателя при трудоустройстве инвалидов возложена обязанность по соблюдению ряда требований, в том числе:

3.5.1. создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством, общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов;

3.5.2. подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалидов и их профессиональных навыков и состояния здоровья;

3.5.3. разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

3.5.4. трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы;

3.5.5. организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

3.5.6. составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

3.5.7. производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов;

3.5.8. наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

3.5.9. принятие необходимых мер в случае возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащих мер по оказанию первой помощи.

3.6. При трудоустройстве инвалидов обеспечивается соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков. Предпочтительно сохранять профессию при облегченном режиме труда.

Правила СП 2.2.9.2510-09 предусматривают специальные требования к организации труда инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма вследствие заболевания туберкулезом легких, сердечно-сосудистой системы, нервно-психических заболеваний, заболеваний органов зрения, слуха.

В условиях отсутствия сведений об индивидуальных рекомендациях медико-социальной экспертизы, особенностях функциональных возможностей определенных инвалидов, их профессиях и квалификации создать универсальные рабочие места, подходящие одновременно для всех категорий инвалидов невозможно.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО «******» предпринимало меры к выполнению требований Закона НО «О квотировании рабочих мест», однако в результате отсутствия информации об особенностях рабочих мест, подлежащих квотированию или созданию с целью комплектования инвалидами с учетом санитарно-технических требований и индивидуальных рекомендаций медико-социальной экспертизы, которую ***** <адрес> отказалась предоставить ответчику, не представляется возможным создать квотированные рабочие места, а поэтому заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Доводы письменного отзыва о неправомерности обращения прокурора в интересах неопределённого круга лиц и необходимости определения конкретных лиц, в интересах которых предъявлен иск, судья находит несостоятельными, так как предъявление указанного иска в интересах неопределенного круга лиц обоснованно и правомерно.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Арзамасскому городскому прокурору в интересах неопределённого круга лиц к ООО «******» о признании незаконным бездействия в части не выделения рабочих мест согласно квоте и наложении обязанности по выделению рабочих мест согласно квоте, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Зотова Т.А.

и