Дело № 2-2722/ 2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Зотовой Т.А.
с участием адвоката Бажановой И.В.
при секретаре Ерёминой Е.В.
с участием представителя истца Курганова Л.И. по доверенности Курганова А.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курганова Л.И. к администрации <адрес> об отмене постановления - об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий
Установил:
Курганов Л.И. обратился в суд с иском к администрации <адрес> об отмене постановления - об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивировал тем, что постановлением администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ ему - участнику Великой Отечественной войны, инвалиду 1 группы, было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Считает, что данное решение вынесено неправомерно и незаконно, поскольку при решении вопроса о постановке его на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищная комиссия ссылается на то, что нет оснований, предусмотренных статьей 52 Жилищного кодекса РФ.
Однако, с выводом жилищной комиссии не согласен, так как является инвалидом первой группы, за ним нужен постоянный посторонний уход, имеет заболевание, дающее право на постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В статье 51 Жилищного кодекса РФ указывается, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
В настоящее время дом, в котором он проживает, находится в аварийном состоянии, процент износа на ДД.ММ.ГГГГ составил 65 %, коммуникации полностью отсутствуют, в силу своего состояния здоровья не имеет возможности - их возвести, а они ему необходимы, так как жизнь и здоровье при проживании в таких условиях подвергаются опасности.
Просит постановление администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе - в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отменить; обязать администрацию <адрес> поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец Курганов Л.И., извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чём в деле имеется расписка о вручении повестки о вызове, не явился.
Представитель истца по доверенности Курганов А.Л. в судебном заседании поддержал требования своего доверителя по основаниям, изложенным в исковом заявлении, ссылаясь на то, что доверитель имеет право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны. Является инвалидом первой группы, нуждается в постороннем уходе, правом на получение жилья никогда не пользовался, проживает в доме без удобств, находящемся в аварийном состоянии.
Ответчик, администрация <адрес>, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чём в материалах дела имеется почтовое уведомление, в судебное заседание не явился, обратился с письменным заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В письменном заявлении указали, что иск не признают, истец не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 52 Жилищного кодекса РФ.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного права объема процессуальных прав, неявку в судебное заседание лиц, перечисленных в ст. 34-35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Выслушав лиц, участвующих по делу, свидетеля К., адвоката Бажанову И.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно статье 254 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему».
В судебном заседании установлено: Курганов Л.И. является участником Великой Отечественной войны и пользуется правом на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников ВОВ, что подтверждается удостоверением серия И № от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. №).
Согласно справке серии № Курганов Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, которая установлена бессрочно, нуждается в постороннем уходе, (л.д. №).
По архивным данным БТИ на ДД.ММ.ГГГГ за Кургановым Л.И. в <адрес> право собственности не зарегистрировано, в соответствии со справкой ГП НО «НижТехИнвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. №).
В соответствии с уведомлением Арзамасского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ за № сведения о регистрации объектов недвижимости за истцом отсутствуют, (л.д. №).
Курганов Л.И. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, (л.д. №).
Указанный жилой дом, постройки ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью *** кв. м, жилой -*** кв. м, выполнен из бревен и гипсоблоков, имеет процент износа - 65 %, по справке ГП НО «НижТехИнвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ о технической характеристике жилого дома на ДД.ММ.ГГГГ.
Курганов Л.И. обратился с заявлением в администрацию <адрес> о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Постановлением администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, (л.д. №).
Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1).
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5 «О ветеранах», вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 135 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 186 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах».
Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 135 - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.
Согласно редакции Федерального закона «О ветеранах», действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В 2008 году на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений до 1 марта 2005 года. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», которым поставлена задача до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Чуть позже, в целях финансового обеспечения решения данной проблемы, был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 122, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.
Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).
Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 135 увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и части шестой статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде, компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).
Между тем, решение вопросов о признании граждан нуждающимися в улучшении жилья, а так же постановка на жилищный учёт осуществляет в соответствии с Жилищным кодексом РФ органами местного самоуправления.
Жилищным кодексом РФ определяются основания и порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан о принятии на учёт, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Одновременно с заявлением о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане; лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5 «О ветеранах».
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.
Согласно данному Указу Президента Российской Федерации(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5 «О ветеранах».
Так же внесены в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» изменения, исключены из пункта 1 слова «до 1 мая 2010 г.» и «и вставших на учет до 1 марта 2005 г.».
Суд приходит к выводу о том, что не включение Курганова Л.И. в списки очередников на улучшение жилищных условий способствует ограничению прав и свобод, как инвалида, так и ветерана Великой Отечественной Войны наравне с другими гражданами.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования Курганова Л.И. удовлетворить.
Постановление администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Курганова Л.И. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отменить.
Обязать администрацию <адрес> поставить Курганова Л.И. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Зотова Т.А.
и