решение о признании права на постановку на учет в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий



Дело №2-2233/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Гульовской Е.А.

при секретаре Фоминой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокаревой М.И. к ******* сельской администрации о признании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий

у с т а н о в и л:

Бокарева М.И. обратилась в суд с иском к ****** сельской администрации с иском о признании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований указывает, что постановлением администрации ****** сельсовета Арзамасского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей- вдове инвалида Великой Отечественной войны было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Считает, что данное решение вынесено неправомерно и незаконно, поскольку при решении вопроса о постановке ее на учет, жилищная комиссия рассматривала лишь соответствие учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением ****** сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ с площадью ее жилого помещения.

В обоснование своих требований ссылается на ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой основанием постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является проживание лица в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Указывает, что согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции являются деревянные дома и дома из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

В настоящее время ее дом находится в аварийном состоянии, фундамент просел, имеются частичные разрушения стен и кровли, ее жизнь и здоровье при проживании в таких условиях значительно подвергаются опасности из-за ветхости как внешних так и внутренних конструкций дома.

В ее доме полностью отсутствуют коммуникации, а в силу тяжелого материального положения и преклонного возраста она не имеет возможности их возвести вновь, указывает, что предстоящей зимой она будет проживать при минусовой температуре помещения, что недопустимо по всем нормам и правилам.

Она является вдовой инвалида ВОВ и в настоящее время вынуждена не жить, а существовать в доме и в связи с изложенным считает, что должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истица Бокарева М.И. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы по доверенности адвокат Воробьев Е.В. в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ****** сельской администрации в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о получении судебной повестки.

Изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 7 Конституции РФ-

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ- Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ-

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Из статьи 8 ФЗ «О ветеранах» усматривается, что государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

Статьей 21 указанного Закона предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий:

1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30): « В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю:

Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"…».

В судебном заседании установлено.

Бокарева М.И. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.№), она является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны Б. (л.д.№, №, №, №).

Ее супруг Б. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).

У истицы в собственности имеется ***** доля дома <адрес>, указанный дом имеет общую площадь ***** кв.м (л.д. №,№), в этом же доме истица зарегистрирована и проживает.

Бокарева М.И., как вдова инвалида Великой Отечественной Войны, обратилась в администрацию ****** сельсовета Арзамасского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истице Бокаревой М.И., зарегистрированной по адресу: <адрес>, было отказано по причине превышения учетной нормы площади жилого помещения (л.д.№).

Однако, истица обратилась в суд с иском о признании данного отказа незаконным по тем основаниям, что она проживает в жилом помещении, которое не пригодно для жилья.

Уже после обращения истицы в суд с настоящим иском, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, созданная постановлением администрации ******* сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, провела обследование жилого помещения, занимаемого истицей (л.д.№ -№).

Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования <адрес> было установлено: жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ. Стены выполнены из шлакоблоков, оштукатурены; фундамент из бутобетона, крыша шатровая, крытая железом, водопровод и канализация отсутствуют, площадь *** кв.м, имеется отопительный котел, дымоход. При обследовании помещения было выявлено: фундамент частично имеет трещины, отмостка вокруг дома отсутствует, наружные стены видимых трещин не имеют, имеются незначительные трещины и разрушения штукатурного слоя, крыша покрыта железом, местами в соединительных швах железо проржавело, имеются сквозные отверстия, чердачное помещение покрыто копотью от дымохода соседней квартиры, стропила и обрешетка покрыты сажей, при визуальном осмотре гнили не обнаружено. Деревянные полы следов разрушения не имеют, но имеют уклон, стены и потолки в кухне и спальной имеют наличие трещины штукатурного слоя. Монтаж электропроводки выполнен удовлетворительно, однако в связи с длительной эксплуатацией электропроводка требует замены. Отопительный котел в квартире исправен, однако, дымоход котла выполнен асбестоцементной трубой, что не соответствует требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к отопительным приборам на твердом топливе. По заключению межведомственной комиссии обследованное жилое помещение признано пригодным для проживания в условиях неканализованного и необорудованного водопроводом населенного пункта. (л.д.№).

По ходатайству представителя истицы адвоката Воробьева Е.Б. назначалась строительно- техническая экспертиза, на разрешение эксперта были поставлены вопросы: Пригоден ли для проживания дом <адрес> ? Может ли использоваться данный дом в качестве жилья?

Из заключения эксперта усматривается, что конструктивные элементы жилого помещения обследовались на предмет их технического состояния каждый в отдельности. В результате обследования выявлено, что:

фундамент- цоколь по периметру дома разрушен, отсырение цоколя, разрушение кирпичной кладки;

стены- вертикальные трещины в простенках, разрушение и расслоение кладки стен местами, нарушение связи отдельных участков кладки;

перегородки- зыбкость, отклонение от вертикали, щели и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями;

перекрытия- прогиб несущей поперечной балки, поражение жуком, ощутимая зыбкость, диагональные трещины на потолке;

кровля- следы протечек, прогиб несущих стропил- подпорки, часть досок обрешетки имеет повреждения после пожара;

полы- просадка настила пола в местах примыкания к стенам, стирание досок в ходовых местах, сколы досок местами, повреждения отдельных досок;

стены- трещины штукатурного слоя;

заполнения оконных проемов- оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, часть приборов повреждена или отсутствует, трещины в остекленении;

заполнения дверных проемов- деревянные полотна осели или имеют неплотный притвор по периметру коробки, приборы частично утрачены или неисправны, дверные коробки перекошены, наличники повреждены;

отделочные- окрасочный слой местами потемнел и загрязнился, в отдельных местах поврежден;

внутренние сантехнические и электротехнические устройства и коммуникации- повреждение дымохода, капельные течи в отопительных приборах и местах их врезки, следы протечек в отопительных приборах, следы их восстановления;

электропроводка- скрутки, повреждения;

туалет на улице.

В итоге проведенных исследований и расчетов эксперт пришел к выводам: 1. Дом <адрес> для проживания не пригоден. 2. Данный дом в качестве жилья использоваться не может (л.д.№-№).

Не доверять данному заключению у суда оснований не имеется.

Ответчиком в судебное заседание не представлено никаких возражений, свидетельствующих об их несогласии с указанным заключением эксперта.

Из представленных документов по осмотру спорного жилого помещения межведемственной комиссией, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что осмотр указанного помещения проводился визуально.

Согласно п.33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

На основании изложенного, учитывая, что истица является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны, данная категория лиц находится под особой защитой государства, принимая во внимание возраст истицы (94 года) и тот факт, что она, проживая в жилом помещении, находящемся в непригодном для проживания состоянии, нуждается в улучшении жилищных условий, судья находит признать постановление администрации ******* сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет Бокаревой М.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, и обязать ответчика поставить истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л:

Признать постановление администрации ******* сельсовета Арзамасского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет Бокаревой М.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать администрацию ****** сельсовета Арзамасского района Нижегородской области поставить Бокареву М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Арзамасского городского суда Е.В.Гульовская