Решение по иску о переносе ограждения кладбища



Дело № 2-2509\2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Арзамас

Судья Арзамасского городского суда Нижегородской области Ионова Ю.М.

с участием прокурора Никитиной С.Н.

истца Бухваловой Г.Г.

представителя ответчика администрации ****** сельсовета Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Буланкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Бухваловой Г.Г. к администрации ****** сельсовета о переносе северного ограждения кладбища в <адрес> на 7 метров внутрь, до ближайшего захоронения, о понуждении администрации ****** сельсовета провести межевание земельного участка на котором расположено кладбище, о запрете администрации ****** сельсовета выдавать разрешение на захоронение за пределами вновь установленного ограждения кладбища,

установил:

Арзамасский городской прокурор обратился в суд в интересах Бухваловой Г.Г. с иском к администрации ****** сельсовета о переносе северного ограждения кладбища в <адрес> на 7 метров внутрь, до ближайшего захоронения, о понуждении администрации ****** сельсовета провести межевание земельного участка на котором расположено кладбище, о запрете администрации ****** сельсовета выдавать разрешение на захоронение за пределами вновь установленного ограждения кладбища.

В обоснование своих требований указывая, что Бухвалова Г.Г. обратилась в Арзамасскую городскую прокуратуру по факту расширения границ кладбища в <адрес>. В ходе проверки установлено, что весной ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола собрания граждан <адрес> по вопросу благоустройства кладбища от ДД.ММ.ГГГГ увеличена площадь земельного участка под захоронения в счет свободного места в сторону жилых домов в <адрес>, восстановлено ограждение.

Земельный участок, на котором в настоящее время расположено кладбище, не промежеван, на кадастровый учет не поставлен.

Арзамасской городской прокуратурой осуществлен выезд на кладбище <адрес>, при этом установлено, что северное ограждение кладбища расположено на расстоянии 31 м от жилого дома, принадлежащего Бухваловой Г.Г. Захоронений на расстоянии 7 метров внутрь кладбища от северного ограждения не имеется.

В соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12.01.1996 г., СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и сооружений и иных объектов», СНиП 2.07.01-89 «градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояние от кладбищ до стен жилого дома должно составлять не менее 300 метров, а в сельских поселениях данное расстояние может быть уменьшено до 100 метров.

В связи с тем, что дом <адрес>, принадлежащий Бухваловой Г.Г. находится вблизи сельского кладбища, прокурор полагает, что захоронения могут оказать негативное воздействие на ее здоровье.

В судебном заседании прокурор Никитина С.Н. доводы иска поддержала.

Истец Бухвалова Г.Г. исковые требования полностью поддерживает. В суде пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ он купила дом <адрес>. Дом расположен около кладбища, по счету второй дом. Кладбище находится в 32 метрах от ее дома, что причиняет ей неудобства. Кроме того, жители села самовольно расширили границы кладбища и стали хоронить ближе к ее дому. Когда она покупала дом, то часть захоронений уже была.

Представитель администрации ****** сельсовета Г. исковые требования не признает. В суде пояснил, что по существующей в России традиции сельское кладбище располагается в селе. Так в <адрес> кладбище расположено в селе. Дом Бухваловой Г.Г. находится около кладбища на расстоянии 32 метров. При покупке дома она должна была понимать, что близкое расположение кладбища для дома причиняет ряд неудобств. В настоящее время Бухвалова Г.Г. просит передвинуть границу кладбища на 7 метров внутрь с северной стороны. Это приведет к тому, что доступ к последней могиле будет ограничен. Кроме того, с северной стороны находятся ворота через которые заносят покойника. Если передвинуть забор, то заносит гроб с покойником будет крайне затруднительно.

Забор был поставлен на средства спонсоров, так как у администрации денег нет, ставили забор с помощью жителей села.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Цель погребения - не только обеспечить достойное отношение к телу покойного, к его личности после смерти, но и сохранить о нем память для потомков.

При этом значение имеет наличие особой похоронной культуры, как одной из форм общественной культуры.

В судебном заседании установлено, что в <адрес> кладбище расположено на территории села, вблизи жилых домов.

Бухваловой Г.Г. на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. По отношению к кладбищу жилой дом Бухваловой Г.Г. является вторым.

Жилой дом истицы Бухваловой Г.Г. расположен на расстоянии 32 метров от северного ограждения кладбища. Захоронений на расстоянии семи метров внутрь кладбища не имеется, что подтверждается объяснениями сторон, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ., составленным с участием главы администрации ****** сельсовета З., прокурора Никитиной С.А., ведущего инженера отдела архитектуры администрации Арзамасского района О., специалиста второго разряда территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Р.

Из объяснений лиц представителя ****** сельской администрации следует, что кладбищу в <адрес> более 400 лет. Каких-либо документов о выделении земельного участка под кладбище, о границах данного кладбища не имеется.

Существующий забор был установлен в ДД.ММ.ГГГГ на средства спонсоров, общими силами жителей села. От забора до ближайшего захоронения ( до могилы) расстояние 7 метров.

Старый забор давно сгнил, кладбище было не огорожено. В связи с этим жители села производили захоронения постепенно расширяя кладбище во все стороны. Таким образом, за границей старого забора оказалось 46 захоронений, большинство из которых произведено до ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленного представителем ответчика списком захоронений и не отрицается истицей Бухваловой Г.Г. То есть, при покупке дома в ДД.ММ.ГГГГ границы кладбища были расширены в сторону жилых домов в том числе и по ул.<адрес>.

Из представленных фотографий и объяснений сторон следует, что вход на кладбище расположен в северной части забора. Представитель ответчика пояснил, что при удовлетворении требований Бухваловой Г.Г. о переносе северной стороны ограждения на 7 метров внутрь кладбища до последней могилы приведет к тому, что гроб с телом умершего будет невозможно пронести на кладбище, люди, провожающие в последний путь умершего не смогут зайти на кладбище, так как забор будет стоять вплотную к могилам. Доступ к последней могиле будет ограничен.

Кроме того, перенос северной стороны ограждения кладбища на 7 метров внутрь не приведет к тому, что нормы СНиП, Сан ПиН будут соблюдены.

Приобретая жилой дом вблизи существующего кладбища, границы которого не были определены, с имеющимися захоронениями в непосредственной близости от жилого дома, Бухвалова Г.Г. должна была учесть те неудобства, которые могут быть причинены существованием в непосредственной близости от жилого дома действующего кладбища.

Представитель ответчика ****** сельсовета Г. представил в суд решение администрации ****** сельсовета о том, что при погребении умершего следует представить заявление на погребение, разрешение, выданное администрацией ***** сельсовета на выделение земельного участка для захоронения. При этом жители <адрес> предупреждены о том, что самовольное погребение и установка ограждений запрещены.

Указанное объявление имеется на воротах кладбища. Ворота кладбища в настоящее время закрыты на замок, ключи от ворот находятся у ответственного за захоронения Н. Таким образом, захоронения на расстоянии 7 метров от последней могилы до северного ограждения запрещены. По решению сельской администрации территория на расстоянии 7 метров от последнего захоронения до северного ограждения будет являться технической.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Бухваловой Г.Г. о переносе северной стороны ограждения до ближайшей могилы на 7 метров удовлетворению не подлежат.

Отказывая в удовлетворении данного требования суд исходит также и из ст. 4 ФЗ№ 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» о том, что создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Также суд отказывает в удовлетворении требований Арзамасского городского прокурора о понуждении ******** сельской администрации провести межевание земельного участка, на котором в настоящее время расположено кладбище <адрес> и поставить его на кадастровый учет в пределах границ земельного участка, на котором в настоящее время расположены захоронения. При этом прокурор в иске и в объяснениях ссылается ст. 16 ФЗ « О погребении и похоронном деле», которая определяет требования к выбору земельного участка для размещения места погребения, то есть для создания нового кладбища. Действующее законодательство не устанавливает обязанности органа местного самоуправления провести межевание и поставить на кадастровый учет существующие кладбища.

Кроме того, в материалы дела представлены документы о том, что в настоящее время выделен земельный участок для размещения кладбища в 300 м <адрес>.

Требования Арзамасского городского прокурора запретить администрации ****** сельсовета <адрес> выдавать разрешения на захоронения за пределами вновь установленного ограждения кладбища удовлетворению не подлежат.

Как указано выше суд отказывает в иске прокурору о переносе северного ограждения кладбища на 7 метров внутрь, до последней могилы. То есть, ограждение остается на прежнем месте. администрация ****** сельсовета приняла решение не производить захоронения без разрешения, выданного ею на выделение земельного участка для захоронения.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона.

Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Таким образом, обязанность администрации поселения выдавать разрешения на захоронения только в местах, отведенных для этих целей, предусмотрена законодательством и у суда нет оснований запретить ответчику делать то, что запрещено законом.

руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В иске Арзамасскому городскому прокурору в интересах Бухваловой Г.Г. к администрации ****** сельсовета о переносе северного ограждения кладбища в <адрес> на 7 метров внутрь, до ближайшего захоронения, о понуждении администрации ***** сельсовета провести межевание земельного участка на котором расположено кладбище, запретить администрации ****** сельсовета выдавать разрешение на захоронение за пределами вновь установленного ограждения кладбища отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.М.Ионова