Решение об отказе в постановке на учет к вачестве нуждающегося в жилом помещении



Дело №2-2718/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арзамас ДД.ММ.ГГГГ

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Трухиной Ю.П.,

при секретаре Маркисоновой Е.Г.,

с участием представителя истца Кошкарихина Н.А. - адвоката Птицына С.Е., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица - ***** <адрес> Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошкарихина Н.А. к администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Кошкарихин Н.А. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указывает, что является ветераном и участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом второй группы. Вместе с супругой, К., проживает <адрес>. Указанный дом принадлежит внучке Кошкарихиных - Н. В указанном доме Кошкарихины проживают одни, самостоятельно ведут хозяйство, своего жилья не имеют. В начале ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное постановление Кошкарихин Н.А. считает незаконным, поскольку необходимость признания ветеранов, инвалидов и участников Великой отечественной войны малоимущими в целях обеспечения их жильем отсутствует. Ветераны подлежат обеспечению жильем независимо от их имущественного положения. Просит признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании Кошкарихина Н.А. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию <адрес> принять Кошкарихина Н.А. на учет со дня подачи заявления.

В судебном заседании представитель истца Кошкарихина Н.А. - адвокат Птицын С.Е. исковые требования поддержал. Пояснил, что истец проживает в не принадлежащем ему жилом помещении, своего жилья не имеет.

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указал, что с иском Кошкарихина Н.А. не согласен, поскольку последний может быть признан нуждающимся в жилом помещении не ранее, чем ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица - ***** <адрес> Б. считает иск Кошкарихина Н.А. не подлежащим удовлетворению, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ истец подарил принадлежавший ему на праве собственности жилой дом внучке, чем ухудшил свои жилищные условия. Данное обстоятельство является препятствием для постановки на учет заявителя, как нуждающегося в жилом помещении, в течение 5 лет.

Выслушав объяснения представителя истца и представителятретьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения их за счет средств федерального бюджета жильем, если нуждаются в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.53Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст.54Жилищного кодекса РФотказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Согласно п.3 ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 79-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» отказ в принятии граждан на учет в соответствии с ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если граждане с намерением приобрести право состоять на учетев течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что Кошкарихин Н.А. является ветераном - участником Великой Отечественной войны (л.д.№).

ДД.ММ.ГГГГ Кошкарихин Н.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет, как ветерана - участника Великой Отечественной войны, поскольку является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кошкарихин Н.А. не признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как не истек срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса РФ.

Указанное постановление, по мнению суда, является законным по следующим основаниям.

Согласно справке администрации <адрес>, Кошкарихин Н.А. вместе с супругой, К., зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.№).

Собственником *** доли указанного жилого дома, а также земельного участка является внучка истца - Н., которая приобрела право собственности на основании договора дарения доли жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кошкарихиным Н.А. и Н. (л.д.№-№).

Сособственниками дома являются А. - в размере *** доли, Е. - в размере **** доли и Я. - в размере **** доли.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на объекты недвижимого имущества за истцом Кошкарихиным Н.А. не зарегистрировано.

Из материалов дела следует, что Кошкарихин Н.А. до ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В указанном жилом доме истец зарегистрирован и проживает по настоящее время. Дом имеет общую площадь *** кв.м., жилую площадь - *** кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, принадлежавшая истцу, была подарена последним внучке Н., что послужило основанием для отказа в постановке на учет заявителя, как нуждающегося в жилом помещении.

По смыслу ст.53 Жилищного кодекса РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Жилищного кодекса РФ, устанавливаемые этим кодексом жилищные правоотношения, распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.

Действия Кошкарихина Н.А. по совершению сделки дарения принадлежавшей ему доли в праве собственности на жилое помещение свидетельствуют о совершении им добровольных и сознательных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве такового.

При таких обстоятельствах, Кошкарихин Н.А. может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд полагает в удовлетворении требований Кошкарихина Н.А. к администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Кошкарихина Н.А. к администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

Судья: Трухина Ю.П.