Решение о признании права на улучшение жилищных условий как участнику и инвалиду ВОВ.



Дело № 2-95/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе

судьи Зотовой Т.А.

при секретаре Ерёминой Е.В.

с участием истца Денисенко В.И., представителя истца Денисенко В.И. по доверенности Соболь П.А., представителя ответчика ******* <адрес> по доверенности Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисенко В.И. к ****** <адрес>, ******** <адрес> о признании участником и инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета

Установил:

Денисенко В.И. обратился в суд с иском к ****** <адрес>, ******* <адрес> о признании участником и инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета.

В обосновании заявленных требований, указывая на то, что он является участником и инвалидом Великой Отечественной войны.

Постановлением ******* <адрес> он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В октябре ДД.ММ.ГГГГ получил письмо из ******** <адрес> Управления жилищной политики, в котором указано, что ему не могут предоставить жилое помещение. Отказ мотивирован тем, что ветеранам Великой Отечественной войны, имеющим право на льготы согласно статьям 17 и 19 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются в случае выселения их из служебного помещения.

С данным отказом он не согласен.

ДД.ММ.ГГГГ он был призван на фронт, в возрасте 17,5 лет. Прошел подготовку на водолаза <адрес>, и служил на аварийно-спасательных кораблях в должности водолаза там, где было приказано командованием штаба <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он был уволен в запас по сокращению вооруженных сил.

Является инвалидом ВОВ второй группы и на него распространяется действие ст. 2 пункт 1 «з» и п. 1 ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), имеет право на улучшение жилищных условий.

Просит признать его, Денисенко В.И., участником и инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий (обеспечение жильем), за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30).

В судебном заседании истец Денисенко В.И. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель истца по доверенности Соболь П.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования своего доверителя, мотивируя тем, что Денисенко В.И. является ветераном Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы, установленные ст. ст. 17, 14 Федерального закона «О ветеранах», поскольку он проходил службу в аварийно-спасательном учебном отряде <адрес> в период с 1944 по 1945 год, который входил в состав действующей армии в <адрес> войск №, № и № армий.

Представитель ответчика ****** <адрес> по доверенности Р. иск не признала, указывая на то, что ****** <адрес> является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с действующим законодательством к их компетенции не отнесены вопросы о признании граждан участниками и инвалидами Великой Отечественной войны. Денисенко В.И. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Ответчик - ******** <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чём в деле имеется почтовое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о вручении повестки о явке в суд, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, с заявлением об отложении дела не обратился.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного права объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. ст. 34, 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Судья, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах», вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 135 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 186 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах».

Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. № 135 - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона «О ветеранах», действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В ДД.ММ.ГГГГ на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений до 1 марта 2005 г. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», которым поставлена задача до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Позже в целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 122, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.

Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 135 увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно, исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, должен определяться объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и части шестой статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде, компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе, инвалидов войны, определяется, исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие, иные, определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, категории граждан, иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан, определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5 «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильём, отсутствует.

Правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

Согласно данному Указу Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах».

В Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» внесены изменения, исключены из пункта 1 слова «до 1 мая 2010 г.» и «и вставших на учет до 1 марта 2005 г.».

Судом установлено, что, согласно удостоверению серии №, выданному Управлением социальной защиты населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Денисенко В.И. является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. №).

Согласно удостоверению серии №, выданному в городе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Денисенко В.И. является инвалидом второй группы (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в органы местного самоуправления <адрес> с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшение жилищных условий, (л.д. №).

Постановлением ******** <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Денисенко В.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (л.д. №).

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714, в сентябре ДД.ММ.ГГГГ для улучшения жилищных условий и предоставлении жилья все необходимые документы были переданы в ********* <адрес>, Управление жилищной политики.

В октябре ДД.ММ.ГГГГ. пришло письмо из ********* <адрес> Управление жилищной политики, в котором было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Отказ мотивирован тем, что ветеранам Великой Отечественной войны, имеющим право на льготы, согласно статьям 17 и 19 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются в случае выселения их из служебного помещения.

При составлении отказа в предоставлении мер социальной поддержки ******** <адрес> не было принято во внимание то обстоятельство, что в удостоверении, выданном истцу, указывается на то, что он имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

В письменном отзыве ******** <адрес> Денисенко В.И. отнесён к ветеранам Великой Отечественной войны указанным в подпункте «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» - к военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев.

Данный вывод ответчика является неправильным и противоречит представленным в ходе судебного заседания документам.

Денисенко В.И., призванный ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, проходил службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в аварийно-спасательном учебном отряде <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по июнь ДД.ММ.ГГГГ в № аварийно-спасательном отряде <адрес>, что подтверждается архивной справкой <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ.

№ аварийно-спасательный отряд <адрес> входил в состав действующей армии <адрес> №, № и № армий в соответствии с Перечнем № управлений, соединений, кораблей, частей и учреждений <адрес>, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны.

В удостоверении ветерана Великой отечественной войны № указаны льготы по предоставлению жилья предусмотренные статьями 14 и 17 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5.

Для инвалидов боевых действий предусмотрены свои меры социальной поддержки, закрепленные в Федеральном законе от 12.01.95 № 5 «О ветеранах», в том числе и по обеспечению жильем (п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона). Таким образом, положенные Денисенко В.И. льготы на получение жилья, предусмотрены ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (как указано в удостоверении ветерана Великой отечественной войны), и, соответственно, на него распространяются меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренные вышеуказанной статьей.

К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; п. 1 ст. 4 Федерального закона «О ветеранах».

Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки пообеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

При изложенных обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования к ******** <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В исковых требованиях к ******* <адрес> следует отказать, поскольку ******* <адрес> в пределах предоставленных ей полномочий приняла решение о постановке истца на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Включение истца в списки на предоставление мер государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий, за счёт средств федерального бюджета, не входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Денисенко В.И. удовлетворить

Признать Денисенко В.И. участником и инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В исковых требованиях Денисенко В.И. к ****** <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через городской суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения.

Судья Зотова Т.А.

и