Дело №2-87/2011
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Гульовской Е.А.
с участием адвоката адвокатской конторы Арзамасского района Нижегородской области Спиридонова В.В., предоставившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Фоминой А.А.
с участием представителя ответчика ******** <адрес> по доверенности Б.,
представителя ответчика администрации ******** сельсовета по доверенности М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ведешиной Т.А. к ******* <адрес>, администрации ******* сельсовета о признании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий
у с т а н о в и л:
Ведешина Т.А. обратилась в суд с иском к ******* <адрес>, администрации ******* сельсовета о признании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ скончался ее муж В., который являлся участником Великой Отечественной войны. В настоящее время она является вдовой участника Великой Отечественной войны. С самого своего рождения она проживает в доме <адрес> общей площадью 49 кв.м., в том числе жилой 35 кв.м совместно с внуком Л. и правнуком А. Её дом не имеет никаких удобств. При этом она берет воду из колонки на расстоянии около 100 м от ее дома и вода в колонку подается в течении 2-х часов в сутки. Однако она является инвалидом первой группы и имеет преклонный возраст в 96 лет, нуждается в постоянном постороннем уходе и проживать в указанном домовладении для нее практически невозможно. По причине этого в марте ДД.ММ.ГГГГ она представила необходимый пакет документов в администрацию ****** сельского совета <адрес> с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации ****** сельского совета <адрес> № она была принята на учет и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно ст. 51 ЖК РФ. Между тем по представлению прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации ****** сельского совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой отечественной войны было отменено по причине того, что она якобы умышленно ухудшила свои жилищные условия, оформив регистрацию в своем доме ДД.ММ.ГГГГ своих внука и правнука Л. и А.. Однако вывод об умышленном ухудшении ею своих жилищных условий не соответствует действительности, поскольку она умышленно своих жилищных условий не ухудшала, а зарегистрировала внука и правнука в своем доме лишь в силу крайней необходимости, поскольку она нуждается в постоянном постороннем присмотре, в заготовке дров, уборки в доме, ремонте дома и постоянном систематическом лечении, для чего её родственники Л. и А. оказывают ей постоянную помощь в решении вышеуказанных проблем. Ее дом является ветхим и с ДД.ММ.ГГГГ требует капитального ремонта. Без получения регистрации в ее доме Л. и А. отказались предоставлять ей помощь. Считает, что в связи с этим ухудшение ее жилищных условий было вовсе не умышленным. Она обращалась в администрацию <адрес> с просьбой о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но в этом ей было отказано. О наличии распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ
Просит признать распоряжение главы администрации ******* сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны незаконным и обязать ответчика восстановить ее на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание истица Ведешина Т.А. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы по доверенности адвокат Спиридонов В.В. исковые требования своей доверительницы поддержал.
Представитель ответчика ****** <адрес> по доверенности Б. в судебном заседании с иском не согласна.
Представитель ответчика администрации ****** сельсовета по доверенности М. в судебном заседании с иском не согласна.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, свидетелей А., Л., Н., С., изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 7 Конституции РФ-
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ- Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ- Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ-1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Из статьи 8 ФЗ «О ветеранах» усматривается, что государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
Статьей 21 Закона предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий:
1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30): « В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю:
Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"…».
В судебном заседании установлено.
Ведешина Т.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.№), она является вдовой участника Великой Отечественной войны В. (л.д.№, №, №).
Ее супруг В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Истица зарегистрирована в доме <адрес>, указанный дом имеет общую площадь 49 кв.м, жилую- 35 кв.м (л.д. №, №-№).
С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> зарегистрированы также Л. и А. (л.д. №-№).
Ведешина Т.А., как вдова участника Великой Отечественной Войны, обратилась в администрацию ****** сельсовета <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением администрации ****** сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ведешина Т.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на соответствующий учет (л.д.№).
Распоряжением администрации Бебяевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном на основании протеста Арзамасского городского прокурора, распоряжение администрации ****** сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменено (л.д.№).
В своем протесте Арзамасский городской прокурор указывает на то, что жилищные условия Ведешиной Т.А. были ухудшены регистрацией Л. и А. и в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ у администрации ******* сельсовета отсутствовали основания для постановки Ведешиной Т.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.№-№).
Истица обратилась в суд с иском о признании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Оценив и проанализировав все представленные по делу доказательства, судья приходит к следующему.
Истица Ведешина Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом 1-й группы (л.д.№).
Согласно выписки из медицинской карты, истица нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д.№).
В <адрес> медицинское учреждение фельдшерско- акушерский пункт отсутствует, медицинскую помощь жителям <адрес> оказывает фельдшер <адрес>, которая один раз в неделю выезжает в <адрес> и оказывает медицинскую помощь жителям на дому, путем проведения подворных обходов (л.д.№).
Подача воды в <адрес> осуществляется 2 раза в день по 1 часу (л.д.№).
Из акта обследования жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и заключения, данного межведомственной комиссии на основании данного акта, дом, в котором зарегистрирована истица признан пригодным для проживания, однако, нуждается в ремонте (л.д.№, №).
Какого- либо иного жилья истица Ведешина Т.А. не имеет (л.д.№, №).
Из показаний свидетеля Н., данных ею в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Ведешина Т.А. является ее матерью, в зимний период времени мать живет у нее <адрес>, однако, весной, летом и осенью мать предпочитает жить у себя в <адрес>. Мать вполне адекватна, но в силу своего возраста не вполне физически здорова, имеет большой вес, сама не способна себя обслуживать. В марте ДД.ММ.ГГГГ мать вынуждена прописать к себе внука Л. и правнука А., чтобы те имели возможность осуществлять уход за ней.
Свидетель Л. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ показал, что Ведешина Т.А. его бабушка, ей 97 лет, нуждается в постоянном уходе, одна она проживать не может, в связи с чем бабушка была вынуждена прописать у себя в <адрес> в <адрес> его и А., который является ей правнуком.
Свидетель А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ показал, что Ведешина Т.А. его прабабушка, в марте ДД.ММ.ГГГГ она его прописала у себя в доме в <адрес>. Бабушка вынуждена была так поступить, поскольку нуждается в уходе, а он без прописки проживать с ней и ухаживать за ней отказался.
Свидетель С. в судебном заседании показала, что является соседкой дочери Ведешиной Т.А.- Н.. Ведешину Т.А. в настоящее время живет у своей дочери, а летом - у себя в <адрес>. Самостоятельно Ведешина Т.А. не передвигается, на улицу ее выносят ее внук Л. и правнук.
На основании изложенного судья не усматривает в действиях истицы Ведешиной Т.А. по регистрации внука Л. и правнука А. намеренного ухудшения своих жилищных условий, данные действия имели вынужденный характер, поскольку как установлено в судебном заседании одна истица проживать не может.
На основании изложенного, учитывая, что истица является вдовой участника Великой Отечественной Войны, данная категория лиц находится под особой защитой государства, принимая во внимание возраст истицы (97 лет), ухудшение истицей своих жилищных условий носит вынужденный характер, судья находит признать постановление администрации Бебяевского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Ведешиной Т.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать ответчика восстановить истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л:
Признать постановление главы администрации ******** сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Ведешиной Т.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника Великой отечественной войны незаконным.
Восстановить Ведешину Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Арзамасского городского суда Е.В.Гульовская