У С Т А Н О В И Л:
Чернышов Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ-************************ <адрес> о понуждении к назначению пенсии, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет 7 мес.12дней) он работал качестве водителя-испытателя МСЦ-№ ОАО «***». ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27п.1пп.2 ФЗ№173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях РФ». Решением ГУ-******** <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии, в его льготный стаж не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет 7 мес.12 дней), где он работал в качестве водителя-испытателя МСЦ-№ ОАО «***». Он полагает, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как его должность «работник, постоянно занятый на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях» предусмотрена Списком №, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, раздел 33 «Общие профессии». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его возраст составил 55 лет, он имеет льготный стаж - более необходимых 12 лет 6 месяцев, его страховой стаж составил более 25 лет. Считает, что решение ГУ-********** <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, существенно нарушает его права, так как вышеуказанный период работы должен быть включен в стаж и ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27п.1пп.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Просит суд признать незаконным решение № ГУ-*********** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии; включить в его стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет 7 мес.12дней) в качестве водителя-испытателя постоянно занятого на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях МСЦ-№ ОАО «***»; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.27п.1пп.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 05.05.2010 года.
В судебное заседание истец Чернышов Ю.А. не явился, извещен надлежащим образом.
Его представитель адвокат Илюшина Е.А. иск поддержала, указав, что в период работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был постоянно занят на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях более 80 процентов рабочего времени, испытывал техническое состояние автомашины в полевых и дорожных условиях ежедневно, испытывал автомашину во всех режимах работы.
Представитель ответчика ГУ-********** <адрес> Г. иск не признал по основаниям, изложенным в решении ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих его занятость 80% рабочего времени на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях.
. Представитель третьего лица ОАО «***********************» в суд не явился, извещен надлежащим образом, согласно заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей К. и Ю., изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту... и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.ст. 12, 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Согласно ст.27п.1пп.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 27 п.2 закона).
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.2 п.1 ст.27вышеуказанного закона, засчитывается работа в должностях, предусмотренных Списками №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.
Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 разделом XXXIII "Общие профессии" предусмотрены, работники, постоянно занятые на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях.
Согласно п.5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996г. №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996г. №29, и п.4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации.
В судебном заседании установлено следующее.
Чернышов Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал водителем-испытателем на ОАО «**********************», что подтверждается записями в трудовой книжке истца, а также личной карточкой №.
Из объяснений истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ГУ-********** <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27п.1пп.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Спорный период работы не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, по тем основаниям, что документы, подтверждающие постоянную занятость в течение полного рабочего дня на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях, представлены не были.
Решением ГУ-************************ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Чернышову Ю.А. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специально стажа.
Судья находит данное решение в части /решение фактически не оспаривается полностью/ отказа во включении в стаж работы Чернышова Ю.А., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №, периода его работы в качестве водителя - испытателя, постоянно занятого на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях МСЦ-№ ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № в соответствии с пп2 п1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 05.05.2010г. признать незаконным.
Согласно документации по аттестации рабочих мест и картам аттестации рабочее мест по условиям труда «водитель-испытатель» подлежит аттестации и попадает под льготное пенсионное обеспечение по Списку № (строка № Карты аттестации).
Из акта ОАО «***» о проверке занятости в течении полного рабочего дня водителей-испытателей МСЦ-№, занятых на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях с характеристикой выполняемых работ, следует, что в связи с тем, что машина проходит полный технический контроль по соответствию всех технических параметров, необходимых для нормального функционирования машины при эксплуатации, каждый водитель-испытатель, занятый на ходовых испытаниях бронетанковой техники, занят проведением испытаний бронированной машины полный рабочий день, полную рабочую неделю /основание: технологические паспорта на изделия, технически условия № и их модификации, технологическая карта №, технико-нормировочные карты, карта аттестации, производственная инструкция для водителей-испытателей цеха и БТК №/.
Согласно Акту документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, ГУ-********** <адрес> проведена проверка первичных документов, послуживших основанием для включения дополнений в «Перечень рабочих мест, профессий и должностей» профессии «водитель испытатель» от ДД.ММ.ГГГГ Для проверки были представлены документы: Устав ОАО «**************************» от ДД.ММ.ГГГГ №; Лицензия от ДД.ММ.ГГГГ. № на разработку вооружения и военной техники, лицензия от ДД.ММ.ГГГГ. № на производство вооружения и военной техники, лицензия от ДД.ММ.ГГГГ № на ремонт вооружения и военной техники; Штатная расстановка рабочих по ОАО «***» по цеху № - МСЦ-№ на №-№.; Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) работ и профессий рабочих ДД.ММ.ГГГГ издания (выпуск 02). По профессии «водитель-испытатель»: Приказ министра обороны СССР № 235 от 05.09.1967 г. «О введении в действие наставления по танко-техническому обеспечению войск»; справка от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости водителей-испытателей ОАО «***» механосборочного цеха № в ходовых испытаниях в дорожных условиях, изд. *******, ********, ********* и др., которые являются бронетанковой техникой»; технические условия на изделие № от ДД.ММ.ГГГГ.; технологический паспорт изготовления и контроля качества изделия № (за ДД.ММ.ГГГГ.); технология на деталь № «Предъявительские и приемо-сдаточные испытания»; карта аттестации рабочего места по условиям труда на водителя-испытателя от ДД.ММ.ГГГГ; инструкция для водителей-испытателей серийных автомобилей от №.; инструкция по охране труда для водителей-испытателей ИОТ №.; журнал регистрации инструктажей по технике безопасности и производственной санитарии (участок сборки и обкатки) за №-№.; путевые листы.
По результатам проверки дополнение от ДД.ММ.ГГГГ к «Перечню рабочих мест…» (профессия «водитель-испытатель»), представленное в ************** <адрес> признано достоверным, рабочее место «водитель-испытатель» включается в «Перечень рабочих мест…» по ОАО «***» на ДД.ММ.ГГГГ
Работодателем Чернышову Ю.А. были выданы справки № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющие особый характер работы в качестве рабочего (водителя-испытателя), постоянно занятого на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях в спорный период.
Справка ОАО от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждает особый характер работы истца в качестве водителя-испытателя бронетанковой техники, занятого на ходовых испытаниях изделия БТР-80А, БТР 80 в течение 80% рабочего времени согласно технологического процесса и данных технико-нормировочных карт.
Из представленных в материалы дела справок о заработной плате и других доходов истца от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ., за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. видно, что в спорные периоды работы истец получал заработную плату в полном объеме.
Каких-либо приказов ОАО «***» об ограничении рабочего дня предоставлено не было.
Из технико-нормировочных карт цеха МСЦ-№ видно, сколько время водитель-испытатель затрачивает на испытание автомобиля в дорожных условиях.
Из пояснительной записки ОАО «***» следует, для выполнения требований технических условий № в процессе изготовления изд.№ и мод (БТР-80 и мод.) проходят предъявительские и приемо-сдаточные испытания на заводе изготовителе. Предъявительские испытания - 100 км пробега и 0,5 ч. плава на воде; приемо-сдаточные испытания - 50 км пробега и 0,5 ч. плава на воде. Управление изделиями производится водителями-испытателями цеха. Представитель заказчика и водитель-испытатель ОТК осуществляют контрольные функции на партии машин в количестве 2-3 штук. Занятость водителей-испытателей цеха в процессе пробеговых испытаниях составляет не менее 80% трудоемкости испытаний. Дополнительно водители-испытатели цеха проводят периодические и типовые испытания машин на полигонах в объемах, указанных согласно ТУ.
Данные обстоятельства также подтверждаются объяснениями свидетелей.
Так свидетели К. и Ю. пояснили, что работали водителями-испытателями БТК МСЦ-№ ОАО «***» вместе с истцом, в частности К. работал совместно с истцом с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Их работа сводилась к следующему: они получали задание - БТР с конвейера, проверяли комплектацию, наличие жидкостей, совершали пробег внутри цеха для проверки работоспособности, предъявляли БТР контролерам ОТК, и если обнаруживались недостатки, то водители-испытатели устраняли их. Затем выезжали на пробег в 100 км. в полевых условиях, где на определенных участках (8-10 км.) с целью проверки скорости БТР управлял контролер ОТК. Контролеры записывали неисправности, обнаруженные во время пробега, которые водители-испытатели исправляли, после чего вновь предъявляли машину в ОТК. Если в БТР менялся агрегат, тогда проводился повторный пробег, например на 50 км., в зависимости от агрегата. Затем БТР предъявляли заказчикам, с которыми водитель вновь выезжал на пробег на расстояние в 50 км. Если заказчик обнаруживал дефекты, водитель-испытатель их устранял и повторно выезжал на пробег. Испытания связаны с вредным воздействием на здоровье человека: шум, вибрация, сквозняк и температурный режим. За вредность им давали молоко и прибавляли дни к отпуску. К. ранее была назначена ответчиком досрочная пенсия, но она была приостановлена. В настоящее время им назначена досрочная пенсия по решению суда, однако решения пока не вступили в законную силу.
У судьи нет оснований не доверять объяснениям указанных свидетелей, поскольку из представленных ими трудовых книжек видно, что они работали на одном производстве с истцом водителями-испытателями.
Изложенное также подтверждается комплектом документов на технологический процесс групповой № «предъявительские и приемо-сдаточные испытания» от ДД.ММ.ГГГГ
При изложенных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что перечисленные обстоятельства в своей совокупности подтверждают работу истца в качестве водителя-испытателя, постоянно занятого на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе МСЦ-№, в связи с чем, находит включить указанный период в специальный стаж и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по Списку №2 в соответствии с пп2 п1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 05.05.2010г.
Руководствуясь ст.ст. 194,195,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Чернышова Ю.А. удовлетворить частично.
Решение № ГУ- ********************** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж работы Чернышова Ю.А., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №, периода его работы в качестве водителя - испытателя, постоянно занятого на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях МСЦ-№ ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № в соответствии с пп2 п1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 05.05.2010г. признать незаконным.
Включить в стаж работы Чернышова Ю.А., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №2, период его работы в качестве водителя-испытателя, постоянно занятого на ходовых испытаниях бронетанковой техники в дорожных условиях МСЦ-№ ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ- ************************ <адрес> назначить Чернышову Ю.А. досрочную трудовую пенсию по старости по Списку №2 в соответствии с пп2 п1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Арзамасский городской суд в течение 10дней со дня его составления в окончательной форме.
Судья / Газимагомедов Б.Г./