Решение об отказе в предоставлении жилого помещения либо выделении денежной суммы на приобретение жилья, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт.



Дело № 2-188/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе

судьи Зотовой Т.А.

при секретаре Ерёминой Е.В.

с участием истца Тишиной Е.И., представителей истца Тишиной Е.И. по устному ходатайству Михайлова Ю.Т., Тишиной Т.Н., представителя ответчика ********* <адрес> по доверенности Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тишиной Е.И. к ******* <адрес> о предоставлении жилого помещения либо выделении денежной суммы на его приобретение, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт

Установил:

Тишина Е.И. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения либо выделении денежной суммы на его приобретение, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт.

Свои исковые требования мотивировала тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения, который воевал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ****************, имеет правительственные награды. Т. умер в ДД.ММ.ГГГГ.

Сын А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, работал инженером-физиком *******************************. Трагически погиб в ДД.ММ.ГГГГ.

Она является ветераном труда, тружеником тыла, инвалидом 2 группы. Здоровье сильно ослаблено, нужен покой. Имеет регистрацию в однокомнатной квартире дочери. Дом панельный, квартира угловая, холодная, нуждается в жилье, так как своей собственности не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в жилищный отдел ******* <адрес> - о постановке на учёт в качестве нуждающейся на улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ получила отказ. В выписке из постановления администрации <адрес> отсутствовала подпись.

В середине апреля ДД.ММ.ГГГГ Государственная Дума РФ приняла поправки к закону об обеспечении всех ветеранов и вдов жильем независимо от общей площади.

Просит обязать ******** <адрес> предоставить жильё или сумму для его приобретения.

Основывает свои требования на Федеральном законе № 327 от 21.12.2009 года и Указе Президента № 714 от 07.05.2008 года.

Тишина Е.И. уточнила поданные исковые требования, просит обязать ******** <адрес> признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт.

В судебном заседании истец Тишина Е.И. и её представители по устному ходатайству Михайлов Ю.Т. и Тишина Т.Н. в судебном заседании просили удовлетворить заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснили о том, что об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий истцу стало известно в апреле ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в направленном в её адрес отказе не были указаны сроки, в которые может быть обжалован отказ, а поэтому истец не обратилась в суд в трёхмесячный срок с момента получения отказа за защитой своего нарушенного права. Отказ в постановке на учёт считают незаконным, норму жилой площади для постановки на учёт, принятую Арзамасской городской Думой, не соответствующей требованиям федерального законодательства. В апреле ДД.ММ.ГГГГ истец подарила принадлежащую ей квартиру дочери, при этом она не преследовала цели ухудшения жилищных условий, продолжает проживать в указанной квартире и нуждается в постороннем уходе.

Представитель ответчика ******** <адрес> по доверенности Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, мотивируя основаниями, указанными в письменных возражениях. Кроме того, просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском трёхмесячного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Судья, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах», вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 135 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 186 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах».

Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. № 135 - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона «О ветеранах», действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В 2008 году на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет нуждающихся в получении жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», которым поставлена задача до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

В целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 122, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.

Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 135 увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно, исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и части шестой статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года № «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильём, отсутствует.

Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

Согласно данному Указу Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах».

Так же внесены в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» изменения, исключены из пункта 1 слова «до 1 мая 2010 г.» и «и вставших на учет до 1 марта 2005 г.».

Судом установлено, что Тишина Е.И. является женой участника Великой Отечественной войны Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Тишина Е.И. пользуется льготами, установленными статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Территориальным органом Министерства социальной политики Нижегородской области Управление социальной защиты населения города Арзамаса, (л.д. №).

Тишиной Е.И. по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета Арзамасского городского совета народных депутатов была предоставлена квартира <адрес>.

Тишина Е.И. проживает и состоит на регистрационном учете по указанному адресу. По данному адресу состоит на регистрационном учетеи проживает дочь истца - Тишиной Т.Н..

Тишина Е.И. ДД.ММ.ГГГГ подарила указанную квартиру Тишиной Т.Н. и перестала быть собственником указанной квартиры. Переход права собственности на квартиру зарегистрирован на основании договора дарения на Тишину Т.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ.

В марте ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в органы местного самоуправления г. Арзамаса с просьбой поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Тишиной Е.И. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано.

Необходимым условием для обеспечения жильем, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 734 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также отнесения его к соответствующей категории граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Тишина Е.И. относится к соответствующей категории граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, что осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона.

Согласно ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия пообеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федеральногозакона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании вышеуказанных норм полномочия по обеспечению жильем, в том числе и данной категории граждан, к которой относиться истец, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, полномочиями пообеспечению жильем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714, органы местного самоуправления не наделены.

Органы местногосамоуправления исполняют свои полномочия в рамках полномочий определенных Федеральным законом РФ от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» либо в рамках наделенных отдельных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ кполномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальногонайма.

Следовательно, правовые основания для обеспечения жильем члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, у ******* <адрес> отсутствуют.

******* <адрес> является ненадлежащим ответчиком по иску о предоставлении жилого помещения либо выделении денежной суммы на его приобретение.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ «Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Арзамасской городской Думы от 27.04.2005 г. № 73 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в г. Арзамасе» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет - 10 кв.м. общей площади на одного человека.

Тишина Е.И. состоит на регистрационном учете по вышеуказанному адресу с дочерью, площадь данной квартиры - 39 кв.м. Следовательно, на одного члена семьи приходится - 19,5 кв.м.

Таким образом, Тишина Е.И. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Доводы представителей истца о том, что учётная норма, установленная Арзамасской городской Думой не должна приниматься во внимание, поскольку она не соответствует федеральному законодательству, не могут быть положены в основу для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку Законом предоставлено право устанавливать учётную норму органам местного самоуправления.

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 135 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» увеличена норма предоставления жилья для членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны для определения объем средств для компенсации на приобретение жилья с 22 до 36 кв. метров.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся: отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещенияв государственную или муниципальную собственность.

В письме Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/ФИО31, связаннымс обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в том числе в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» ветеранов Великой Отечественной войны, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

До истечения указанного срока, указанные граждане не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Дарение Тишиной Е.И. квартиры в ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий с целью принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Ввиду чего, принятие её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не может быть осуществлено ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом доказательств, свидетельствующих о дарении квартиры по заслуживающим внимание обстоятельствам, связанным с состоянием здоровья истца либо носившим вынужденный характер по каким-либо обстоятельствам, в суде не представлено.

Доводы ответчика об отчуждении квартиры с намерением приобретения права состоять на очереди на улучшение жилищных условий остались не опровергнутыми.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно статье 254 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему».

Согласно статье 256 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Истец Тишина Е.И. обратилась в суд за защитой нарушенного права ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит, что истцом срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине в силу её престарелого возраста, незнания установленных сроков для обращения в суд, отсутствия у неё надлежащим образом оформленного постановления об отказе в постановке на учёт, которое ей было направлено без подписи должностного лица, при отсутствии доказательств о дате вручения постановления истцу.

При изложенных обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях Тишиной Е.И. к ****** <адрес> о предоставлении жилого помещения либо выделении денежной суммы на его приобретение, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через городской суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения

Судья Зотова Т.А.

и