Дело №2-564/2011
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Гульовской Е.А.
при секретаре Фоминой А.А.
с участием представителя истца Панковой А.Б. по доверенности Вороновой Л.А.,
представителя третьего лица *********** <адрес> по доверенности Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панковой А.Б. к администрации <адрес> сельсовета <адрес> об отмене распоряжения и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий
у с т а н о в и л:
Панкова А.Б. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> сельсовета <адрес> об отмене распоряжения и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований указывает, что она обратилась в администрацию <адрес> сельсовета <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением администрации <адрес> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ей ветерану- участнику Великой Отечественной Войны инвалиду 2 группы было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании того, что не соблюдаются требования части 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 16.11.2005г. №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма». Согласно справки №422 от 27.02.2010г. о технической характеристике жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процент износа составляет 62 %. В настоящее время дом находится в аварийном состоянии, фундамент просел, имеются частичные разрушения стен и кровли. При дальнейшем проживании в данном доме ее жизнь и здоровье подвергаются значительной опасности из-за ветхости как внешних так и внутренних конструкций дома. Считает, что отказ администрации Чернухинского сельсовета о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ограничивает ее права и свободы как ветерана- участника Великой Отечественной Войны.
В обоснование своих требований ссылается на ст. 49 Жилищного кодекса РФ, ст. 15 ФЗ «О ветеранах», Указ Президента РФ от 09.01.2010г. №30.
В судебное заседание истица Панкова А.Б. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы по доверенности Воронова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельсовета в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о получении судебной повестки.
Представитель 3-го лица *********** <адрес> по доверенности Б. с иском согласна.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 7 Конституции РФ-
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ- Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ-1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Из статьи 8 ФЗ «О ветеранах» усматривается, что государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
Статьей 15 Закона предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной Войны. Предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30): « В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю:
Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"…».
В судебном заседании установлено.
Панкова А.Б. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ветераном- участником Великой Отечественной Войны (л.д.№).
У истицы в собственности имеется 1/2 доля квартиры № в доме <адрес> (л.д.№), в которой она зарегистрирована и проживает (л.д.№-№).
ДД.ММ.ГГГГ Панкова А.Б., как участница Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию <адрес> сельсовета <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истице Панковой А.Б., зарегистрированной по адресу:с<адрес>, было отказано (л.д.№). В обоснование отказа в распоряжении администрации <адрес> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что Панкова А.Б. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и поставлена на учет, так как не соблюдаются требования ч.1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 16.11.2005г. №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Согласно ч.1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 16.11.2005г. №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»-
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Истица просит обязать администрацию <адрес> сельсовета поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что жилое помещение в котором она проживает не пригодно для проживания.
Уже после отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации <адрес> сельсовета <адрес>, было проведено обследование жилого помещения, занимаемого истицей (л.д.№-№).
В результате обследования выявлено, что в фундаменте имеются отставания части обшивки, незначительные трещины; наружные стены, рубленные из бревен, имеют незначительное поражение гнилью нижних венцов; кровля - железная, местами имеется ржавчина на поверхности кровли; обрешетка в удовлетворительном состоянии; полы досчатые - просадка отдельных досок, стертость в ходовых местах; проемы дверные- оседание полотен; инженерные системы находятся в удовлетворительном состоянии ( л.д. №-№).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ квартира № в доме № <адрес> признана пригодной для проживания (л.д.№).
Согласно сообщения *********** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ специалистами управления жилищной политики, опеки и попечительства администрации Арзамасского муниципального района проведен визуальный осмотр квартиры №, расположенной в 7-ми квартирном жилом доме № <адрес>, принадлежащей по праву общей долевой собственности ( 1/2 доля в праве) ветерану - участнику Великой Отечественной войны Панковой А.Б. В результате осмотра и непосредственного общения с Панковой А.Б. выявлено, что в квартире печное отопление ( 2 печки), кроме водопровода никаких удобств нет. Стены квартиры имеют глубокие трещины, в полу щели, имеются проседания некоторых досок, дверные проемы осели, в полу щели, имеются проседания некоторых досок, дверные проемы осели, двери плохо закрываются, за счет этого в квартире сквозняк и холодно, температура воздуха не поднимается выше 16 градусов ( на полу 6-7 градусов) (л.д.№).
Стороной истца в судебное заседание представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ
Из заключения эксперта усматривается, что конструктивные элементы жилого помещения обследовались на предмет их технического состояния каждый в отдельности. В результате обследования выявлено, что:
фундамент- выпучивание и искривление цоколя, сквозные трещины в фундаменте с развитием на всю поверхность, неравномерная осадка с общим прогибом стены;
стены- искривление горизонтальных линий фасада, следы увлажнения и гнили у карниза и под оконными проемами, трещины в бревнах наружных стен;
перегородки- множественные трещины и отслоение штукатурки, местами отставание, разрывы и загрязнение обоев;
перекрытия- зазоры и щели между досками наката, поражение верхних слоев древесины грибком, продольные трещины, частичное скалывание в узлах соединений балок с настилом, повреждение гнилью утеплителя;
кровля- следы протечек, прогиб несущих стропил- часть досок обрешетки имеет повреждение гнилью;
полы- просадка настила пола в местах примыкания к стенам, истирание в ходовых местах;
заполнения оконных проемов- оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, щели между рамами, повреждение окрасочного слоя, трещины в остеклении;
заполнения дверных проемов- дверные полотна осели или имеют неплотный притвор по периметру коробки, коробки перекошены, наличники повреждены;
отделочные- массовые пятна на стенах, отставание обоев от стен, разрывы обоев, множественные трещины, нарушение в штукатурном слое стен и потолка;
внутренние сантехнические и электротехнические устройства и коммуникации- электропроводка- частично наружная без изоляторов, частично внутренняя, множественные скрутки, повреждение изоляции, печное отопление- нарушены целостность кирпичной кладки и связующего раствора, частично разрушены основание печей, разрушение кладки во внутренней полости печи, повреждение дымохода;
отливы металлические повреждены коррозией, часть отливов нарушены, отмостка разрушена.
По результатам проведенных исследований и расчетов эксперт пришел к выводам: обследованное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не пригодно для проживания и не может использоваться в качестве жилья (л.д.№-№).
Не доверять данному заключению у суда оснований не имеется.
Из представленных документов по осмотру спорного жилого помещения межведомственной комиссией, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что осмотр указанного помещения проводился визуально.
Согласно п.33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
На основании изложенного, учитывая, что истица является участницей Великой Отечественной Войны, ее заслуги перед Родиной неоценимы, данная категория лиц находится под особой защитой государства, принимая во внимание возраст истицы ( 86 лет) и тот факт, что она, проживая в жилом помещении, находящемся в непригодном для проживания состоянии, нуждается в улучшении жилищных условий, судья находит отменить распоряжение администрации <адрес> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет Панковой А.Б. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и обязать ответчика поставить истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л:
Отменить распоряжение администрации <адрес> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Панковой А.Б. ДД.ММ.ГГГГ рождения в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и постановке на учет.
Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> поставить Панкову А.Б. ДД.ММ.ГГГГ рождения на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Арзамасского городского суда Е.В.Гульовская