Решение о понуждении к постановке на учёт в качестве лица.



Дело № 2-931/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе

судьи       Зотовой Т.А.

с участием адвоката Спиридонова В.В.

при секретаре     Ерёминой Е.В.

с участием представителя истца Захаровой А.И. по доверенности Спиридонова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой А.И. к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании протокола жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, о понуждении к постановке на учёт в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны

Установил:

Захарова А.И. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании протокола жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, о понуждении к постановке на учёт в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

В обосновании заявленных исковых требований, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны.

С начала 60-х годов прошлого века проживала в доме <адрес> общей площадью 31,6 кв. м, в том числе жилой 16,5 кв. м.

Однако, по состоянию на середину ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный дом стал ветхим, вследствие чего проживать в нём стало невозможно.

ДД.ММ.ГГГГ продала указанный дом К.

После продажи дома стала проживать в доме по улице <адрес>, который принадлежит на праве собственности правнучке - Д., где также проживают: её дочь - А. и супруг дочери В.. Общая площадь дома составляет 36,9 кв. м, жилая площадь 29 кв. м.

В связи с этим она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет преклонный возраст - 90 лет и нуждается в постоянном постороннем уходе.

В начале ДД.ММ.ГГГГ с необходимым пакетом документов обратилась в администрацию <адрес> сельского совета <адрес> с заявлением о постановке на учёт как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия <адрес> сельского совета <адрес> отказала в постановке на учёт на улучшение жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны по причине того, что в августе ДД.ММ.ГГГГ она продала дом.

Вывод об умышленном ухудшении жилищных условий не соответствует действительности, поскольку она умышленно свои жилищные условия не ухудшала, так как продала дом по причине того, что в нём было невозможно проживать.

О наличии протокола жилищной комиссии <адрес> сельского совета <адрес> ей стало известно в начале января ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать протокол жилищной комиссии <адрес> сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны незаконным, и обязать ответчика поставить её на учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Захарова А.И., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, направила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, иск поддерживает.

Представитель истца Захаровой А.И. по доверенности адвокат Спиридонов В.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, мотивируя тем, что на момент продажи дома Указа Президента РФ, позволяющего улучшение жилищных условий для вдов участников Великой Отечественной войны, не было, а поэтому при продаже дома Захарова А.И. не преследовала цели ухудшения жилищных условий. Продажа дома была вызвана тем, что к этому времени Захарова А.И. по состоянию здоровья не могла проживать одна, а также тем, что дом находился в состоянии непригодном для проживания.

Ответчик - администрация <адрес> сельсовета <адрес>, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чём в деле имеется расписка о получении повестки о явке, в судебное заседание не явился, обратился с письменным заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судья, выслушав объяснения представителя истца, свидетелей П., К., И., М., А., изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах», вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах".

Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. № 135 - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона «О ветеранах», действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В 2008 году на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений до 1 марта 2005 г. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», которым поставлена задача до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

В целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 122, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.

Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 135 увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно, исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и части шестой статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5 «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильём, отсутствует.

Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

Согласно данному Указу Президента Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах».

В Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» внесены изменения, исключены из пункта 1 слова «до 1 мая 2010 г.» и «и вставших на учет до 1 марта 2005 г.».

Судом установлено, что Захарова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является женой умершего участника Великой Отечественной войны - Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Захарова А.И. пользуется льготами, установленными статьёй 21 Федерального закона «О ветеранах», согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. ).

Захарова А.И. проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>.

Указанный дом имеет общую полезную площадь 36,9 кв. м, из них жилую - 29,0 кв. м, что следует из справки ГП НО «Нижтехинвентаризация» о техническом состоянии жилого дома на ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. ).

Собственником домовладения является Д., по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству Главного управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

По данному адресу состоят на регистрационном учетеи проживают дочь истца А. и её зять В..

В начале 2010 года истец обратилась с заявлением в администрацию <адрес> сельского совета <адрес> с просьбой поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшение жилищных условий.

Протоколом администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Захаровой А.И. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано.

Необходимым условием для обеспечения жильем, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 734 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также отнесения его к соответствующей категории граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Захарова А.И. относится к соответствующей категории граждан, имеющих право на социальную поддержку, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

На основании ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, что осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона.

Согласно ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия пообеспечению жильем, в соответствии со статьями 14.15, 17 - 19 и 21 Федеральногозакона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании вышеуказанных норм полномочиями по обеспечению жильем, в том числе и данной категории граждан, к которой относится истец, наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ кполномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится: ведение, в установленном порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальногонайма.

В соответствии с ч. 1 со ст. 51 Жилищного кодекса РФ «Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы».

        По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области у Захаровой А.И. не имеется объектов недвижимого имущества.

        По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.И. продала принадлежащий ей дом , расположенный по улице <адрес>, П. за ******** рублей.

        По справке ГП НО «Нижтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ проданное Захаровой А.И. домовладение было оценено в ценах на ДД.ММ.ГГГГ в ****** рублей и имело процент износа 50 %.

        Из показаний свидетелей установлено, что проданное домовладение было в состоянии, непригодном для проживания, так как дом был очень ветхим, отопления в доме практически не было, дом нуждался в капитальном ремонте.

        Согласно выписке из медицинской амбулаторной карты Захарова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится под наблюдением с января ДД.ММ.ГГГГ, страдает артериальной гипертензией с подъемом АД более 200/110 мм.рт.ст, За 2005 г. больная обращалось за медицинской помощью по поводу артериальной гипертензии с гипертоническими кризами 8 раз. Проходила амбулаторное лечение. Постоянный прием гипотензивных препаратов. С октября 2005 г. ДОА коленных суставов, выраженный болевой синдром. Лечение амбулаторное. С ноября ДД.ММ.ГГГГ. стабильная стенокардия напряжения 2 фк. С мая 2007 г. ХИБС с нарушением ритма по типу параксизмальной тахикардии и экстрасистолии.Нк 2-3 ст. Постоянный прием сердечных, противоаритмических и гипотензивных препаратов. Получает верапамил 40 мг х 2 раза, конкор 2.5 мг. в день, эфокс 20 мг. х 2 раза, тромбо АСС 50 мг. в бетасерк 24 мг. х раза в день.

В связи с вышеизложенным доводы ответчика о том, что администрация <адрес> сельского совета <адрес> при принятии решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, руководствовалась нормами Федерального закона применительно к объективной стороне совершённых Захаровой А.И. действий (действия и гражданско-правовая сделка с жилым помещением, совершение которой привело к умышленному отчуждению занимаемого жилого помещения) несостоятельны.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Однако ответчиком не приняты во внимание те обстоятельства, что Захарова А.И. страдает медицинскими заболеваниями и по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе.

Таким образом, поводом для продажи дома явились вынужденные жизненные обстоятельства, вызванные невозможностью проживать в ветхом доме по состоянию здоровья. Намерений со стороны Захаровой А.И. продать дом с целью включения ёё в списки очередников по улучшению своих жилищных условий, судом не установлено.

Более того, Указ Президента РФ, от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и изменения, исключающие из пункта 1 слова «до 1 мая 2010 г.» и «и вставших на учет до 1 марта 2005г.», регламентирующий предоставление и обеспечение жильём участников Великой Отечественной Войны был издан через несколько лет после того, как Захарова А.И. совершила сделку купли-продажи.

        Кроме того, Захарова А.И. проданный ею дом от государства по социальному найму не получала, поэтому суд приходит к выводу о том, что положения статьи 53 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие временной ценз продолжительностью в пять лет со времени отчуждения жилой площади, после чего она могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, на неё распространяться не могут.

       При изложенных обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

        Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Исковые требования Захаровой А.И. удовлетворить.

Признать протокол жилищной комиссии администрации <адрес> сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учёт Захаровой А.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным.

Обязать администрацию <адрес> сельского совета <адрес> поставить Захарову А.И. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья         Зотова Т.А.

и