ДД.ММ.ГГГГ Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г., при секретаре Савельевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Янбиковой И.С. о признании отказа ******************** <адрес> /***************** <адрес>/ незаконным, понуждении к назначению жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, У С Т А Н О В И Л : Янбикова И.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа ******************* <адрес> /********************** <адрес>/ в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понуждении *********************** <адрес> /******************* <адрес>/ к назначению жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указывая, что у нее в собственности имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В данной квартире она проживает с несовершеннолетней дочерью с ДД.ММ.ГГГГ. По указанному адресу она и ее дочь зарегистрированы временно. Адрес их постоянной регистрации - <адрес>. По адресу в городе <адрес> они не проживают, квартира принадлежит третьему совершенно постороннему лицу, квартира им была предоставлена по договору коммерческого найма. Таким образом, она, являясь собственником квартиры в <адрес>, пользуясь своей квартирой, производит оплату за коммунальные услуги из расчета фактически проживающих членов семьи (она и дочь). Ее средняя заработная плата (среднемесячный доход) составляет ниже прожиточного минимума на одного человека. Данные, подтверждающие факт, что она не пользуется мерами социальной поддержки в городе <адрес> были представлены ****************** <адрес> в письменном виде. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ******************** <адрес> о предоставлении ей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Ей было отказано по той причине, что она зарегистрирована в своей квартире временно и ей следует обратиться в <адрес> по месту постоянной регистрации. Считает отказ неправомерным и необоснованным в силу следующего: В соответствии со статьей 159 Жилищного Кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. При этом пунктом 2 статьи установлено, что право на субсидии имеют граждане: 1/ пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2/ наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3/ члены жилищных кооперативов; 4/ собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.З ст. 159). Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных платежей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, содержат аналогичные статье 159 Жилищного Кодекса РФ условия предоставления субсидий гражданам. Таким образом, основными условиями предоставления субсидии являются: соответствующий доход; фактическое проживание в жилом помещении в качестве собственника или нанимателя; оплата жилого помещения и коммунальных услуг. Указанным выше Постановлением правительства РФ регламентирован порядок предоставления субсидии (в том числе): для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов (п.8); гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 указанных выше Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают (п. 41). Причем не указано, на каких условиях проживают (постоянно или преимущественно). Согласно ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает; местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, - место жительства его законного представителя - в рассматриваемом случае родителя. Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" так же дано определение указанного выше термина, а именно: место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" также дано определение места жительства: местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Более того, Конституционный суд РФ в постановлении 02.02.1998 года № 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713" указал на то, что по месту пребывания гражданин может находиться неограниченное количество времени, что в соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами позволяет сделать вывод, что временная регистрация по месту нахождения своего собственного жилого помещения является местом постоянного жительства гражданина- собственника жилого помещения. Возникновение права на получение жилищной субсидии не связано с наличием постоянной регистрации собственника в своем жилом помещение. В данном случае определяющим моментом является фактическое проживание собственника в своем помещении и оплата собственником жилого помещения и коммунальных услуг. Фактическое проживание стороной по делу не опровергается и подтверждается квитанциями на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из расчета 2 человека / она и ее несовершеннолетний ребенок), справкой из школы, где обучается ребенок, справкой о составе семьи. Обращение в <адрес> за предоставлением жилищной субсидии нарушит ее права собственника на получение субсидии, так как, фактически проживая в <адрес> и неся расходы на содержание своего собственного жилого помещения, которые превышают ее ежемесячный доход более чем на половину, ей в предоставлении субсидии в городе <адрес> на содержание своей квартиры в <адрес> будет отказано. Решение об отказе в предоставлении ей субсидии нарушает ее права собственника на получение данной субсидии. В судебном заседании Янбикова И.С. свое заявление поддержала. Представитель ***************** <адрес> /**************** <адрес>/ по доверенности Т. с заявлением не согласна, так как заявитель в <адрес> имеет временную регистрацию; кроме того, данный орган не начисляет и не выплачивает жилищные субсидии, для этого в <адрес> имеется уполномоченный орган - ГУ «**************** <адрес>». Янбикова И.С. имеет право обратиться в данное учреждение о начислении указанных субсидий, в случае отказа в их начислении, она вправе обратиться в ***************** <адрес> /**************** <адрес>/, как к органу, осуществляющему контроль за законностью предоставления мер социальной поддержки. Заявитель в ГУ «**************** <адрес>» о предоставлении жилищных субсидий не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ своим письмом *************** <адрес> /*************** <адрес>/ разъяснил заявителю положения законодательства о предоставлении мер социальной поддержки. Выслушав объяснения заявителя, представителя ******************** <адрес> /***************** <адрес>/, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ: 1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. 2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. 3. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 Кодекса. 4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В судебном заседании установлено следующее. Янбикова И.С. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Янбикова И.С. и ее дочь Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес> /постоянная регистрация/. Они же зарегистрированы по адресу: <адрес> по месту пребывания /временная регистрация/, что подтверждается свидетельствами №,№. ДД.ММ.ГГГГ Янбикова И.С. обратилась в *************** <адрес> о предоставлении ей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, ей было разъяснено, что такие субсидии предоставляются гражданам по месту постоянного жительства. Заявитель считает данное разъяснение отказом, неправомерным и необоснованным и просит обязать ****************** <адрес> /**************** <адрес>/ к назначению жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данное заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.159 Жилищного кодекса РФ: 1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. 2. Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений. 3.Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Во исполнение ст.59 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением. Таким управомоченным органом в г. Арзамасе является ГУ- «******************** <адрес>», что подтверждается пунктами 2.5.2 и 2.5.3 Устава данного учреждения, согласно которым в его функции входят: назначение, выплата субсидий гражданам в соответствии с законодательством РФ и НО, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде натуральных льгот и денежных компенсаций, а также субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с п. 1.1 Положения о территориальном органе ******************** <адрес> (************** <адрес>) управление является органом исполнительной власти <адрес>, проводящим государственную социальную политику иосуществляющим управление в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения в. пределах установленных ему государственных полномочий на территории городского округа <адрес>. В соответствии с основными задачами Управление осуществляет функции по организации предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством, а также осуществляет контроль за предоставлением мер социальной поддержки учреждениями <адрес>. Из объяснений представителя ******************* <адрес> /******************* <адрес>/ Т. следует, что письмо данного органа от ДД.ММ.ГГГГ не является отказом в назначении Янбиковой И.С. субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а является разъяснением положений постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Из изложенного следует: В компетенцию ******************* <адрес> /******************** <адрес>/ не входит осуществление назначения и выплат субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; С указанным вопросом заявитель вправе обратиться в управомоченный орган - ГУ- «******************* <адрес>» с приложением документов, указанных в постановлении Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761. Доказательств, подтверждающих, что заявитель обращалась в данное учреждение и им отказано в назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ею не представлено. Определением Арзамасского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заявителю предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до разрешения дела по существу. Поскольку судья в удовлетворении заявления Янбиковой И.С. отказал, соответственно после вступления настоящего решения в законную силу, судья находит выдать исполнительный лист на взыскание с Янбиковой И.С. госпошлины в доход государства в размере *** рублей. Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Янбиковой И.С. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа ***************** <адрес> /****************** <адрес>/ в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понуждении ************************ <адрес> /****************** <адрес>/ к назначению жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать. После вступления настоящего решения в законную силу выдать исполнительный лист на взыскание с Янбиковой И.С. госпошлины в доход государства в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме. Судья / Газимагомедов Б.Г./