Решение о понуждении к постановке на учет и внесении в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.



                                                                                     Дело №2-1459/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                               г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Гульовской Е.А.

с участием адвоката Илюшиной Е.А., предоставившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Фоминой А.А.

с участием представителя ответчика *************** <адрес> по доверенности Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суслова Ф.И. к **************** <адрес>, администрации <адрес> сельсовета о признании отказа незаконным и о понуждении к постановке на учет и внесении в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий

у с т а н о в и л:

        Суслов Ф.И. обратился в суд с иском к *************** <адрес>, администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании постановления администрации Арзамасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и о понуждении к внесению в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        В обоснование своих требований указывает, что он является участником, ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на предоставление ему социальной выплаты на улучшение жилищных условий из федерального бюджета, так как он какого- либо жилья на праве собственности не имеет, то есть нуждается в улучшении жилищных условий.

        С ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время он проживает в <адрес> общей площадью 37, 6 кв.м, в том числе жилой 23,1 кв.м, совместно с сыном Ф., снохой У., внуком А. и внучкой И.

        В связи с этим он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

        Его дом имеет из удобств только водопровод ( газа нет, отопление печное).

        Однако, он является инвалидом второй группы и имеет преклонный возраст в 82 года, нуждается в постоянном постороннем уходе и проживать в указанном домовладении для него практически невозможно.

        Распоряжением администрации <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно ст. 51 ЖК РФ.

        Между тем по протесту прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение администрации Балахонинского сельсовета Арзамасского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на учет на улучшение жилищных условий как ветерана участника Великой отечественной войны было отменено распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что он якобы умышленно ухудшил свои жилищные условия, оформив договор дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ на своего сына Ф.

        Указывает, что вывод об умышленном ухудшении им своих жилищных условий не соответствует действительности, поскольку он умышленно своих жилищных условий не ухудшал, а подарил свой дом лишь в силу крайней необходимости, поскольку он нуждается в постоянном постороннем уходу и присмотре, в заготовке дров, уборки в доме, ремонте его дома и постоянном систематическом лечении, для чего его сын и сноха оказывают ему постоянную помощь в решении вышеуказанных проблем. Его дом изношен на 38% и требует капитального ремонта. Без оформления договора дарения на сына, он отказывался предоставлять ему помощь.

        Он обращался в марте ДД.ММ.ГГГГ и представил необходимый пакет документов в администрацию <адрес> с заявлением с просьбой поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана, участника Великой Отечественной войны и предоставлении ему в последующем социальной выплаты на улучшение жилищных условий из федеральных бюджета, но в этом ему было отказано в апреле ДД.ММ.ГГГГ.

        В настоящее время действующее федеральное законодательство внесены поправки. Согласно ФЗ от 21.12.2009г. №327 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» предусмотрена возможность обеспечением жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ( а не состоящих на учете), независимо от даты признания их таковыми.

        Считает, что на ДД.ММ.ГГГГ ( а также на ДД.ММ.ГГГГ) он не имел жилья на праве собственности и фактически нуждался в улучшении жилищных условий и имеет право на предоставление ему социальной выплаты на улучшение жилищных условий из федерального бюджета в сумме **********. руб.

        В судебное заседание истец Суслов Ф.И. не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

        Представитель истца Суслова Ф.И. по доверенности адвокат Илюшина Е.А. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала.

        Представитель ответчика **************** <адрес> по доверенности Б. в судебном заседании с иском не согласна и пояснила, что в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Суслову Ф.И. отказано законно, поскольку в 2009г. он намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив свой дом сыну.

        Представитель ответчика администрации <адрес> сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в заявлении просят рассмотреть дело в их отсутствие. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Балахонинского сельсовета- глава администрации <адрес> сельсовета Е. пояснила, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку по соглашению о передаче полномочий от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий переданы в администрацию <адрес>. Ранее Суслов Ф.И. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако, был снят с учета по протесту Арзамасского городского прокурора.

        Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, объяснения свидетелей Л. и Ф., изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

        Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

        В силу ст. 7 Конституции РФ-

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

        Согласно ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ- Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ-

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ-

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Из статьи 8 ФЗ «О ветеранах» усматривается, что государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

Статьей 15 указанного Закона предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной Войны. Предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

        В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30): « В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю:

        Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"…».

В судебном заседании установлено.

        Суслов Ф.И. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.) является участником Великой Отечественной войны (л.д.).

        За участие в Великой Отечественной войне Суслов Ф.И. был неоднократно награжден.

        Истец зарегистрирован в доме <адрес>, вместе с ним на регистрационном учете состоят сын Ф., сноха У., внучка А., внук А. (л.д.).

        ДД.ММ.ГГГГ Суслов Ф.И., как участник Великой Отечественной войны, обратился в ************** <адрес> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.).

        ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцу Суслову Ф.И. было отказано, основания отказа в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не указаны (л.д.).

        Представитель ответчика ************** <адрес> с исковыми требованиями не согласна по тем основаниям, что в ДД.ММ.ГГГГ. Суслов Ф.И. подарил свой дом сыну Ф., чем намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Действительно, ДД.ММ.ГГГГ истец Ф. подарил свой дом <адрес> своему сыну Ф., договор дарения прошел государственную регистрацию (л.д.). Жилищные условия истца в результате дарения ухудшились.

Свидетель С. в судебном заседании пояснил, что Суслов Ф.И. -его отец. Отец является ветераном Великой Отечественной войны. В силу своего состояния здоровья отец не мог проживать один. У него на сердце стоит кардиостимулятор, он почти не ходит. Дом требует ремонта, отопление в доме печное. Отец не в состоянии содержать дом. В ДД.ММ.ГГГГ. отец подарил дом <адрес> ему, чтобы он жил с отцом и ухаживал за ним. С ДД.ММ.ГГГГ. он ( свидетель) проживает по указанному адресу.

Свидетель Л. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ показала, что знакома с семьей Сусловых давно. Раньше она с Сусловым Ф.И. проживала в соседнем доме <адрес>. Сейчас она проживает в <адрес>, а указанный дом использует под дачу. Сейчас с Сусловым Ф.И. проживает его сын со снохой и детьми. Суслову Ф.И. 82 года, он ходит с клюшкой. Дом у Суслова Ф.И. не очень благоустроенный, отопление печное, дом требует ремонта.

          Оценив и проанализировав все представленные по делу доказательства, судья приходит к следующему.

        Истец Суслов Ф.И. 1928 года рождения является инвалидом 2-й группы (л.д.).

        Из представленной выписки из амбулаторной карты Суслова Ф.И. усматривается, ******* врачебная тайна*******.

        В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Суслов Ф.И. находился на лечении в ГУ «***» IV кардиохирургическом отделении.

        Согласно заключения клинико- экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Суслов Ф.И. по характеру своего заболевания нуждается в постороннем уходе.

        Какого- либо иного жилья истец Суслов Ф.И. не имеет (л.д.,).

        Сведения о том, что Суслову Ф.И. ранее уже предоставлялись меры социальной поддержки по обеспечению его жильем в соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» у суда отсутствуют.

        На основании изложенного судья не усматривает в действиях истца Суслова Ф.И. по дарению своего дома сыну в ДД.ММ.ГГГГ намеренного ухудшения своих жилищных условий, данные действия имели вынужденный характер, поскольку как установлено в судебном заседании один истец проживать не может.

        На основании изложенного, учитывая, что истец является участником Великой Отечественной Войны, его заслуги перед Родиной неоценимы, участники Великой Отечественной Войны находятся под особой защитой государства, принимая во внимание возраст истца (82 года), суд находит возможным исковые требования в части понуждения ************* <адрес> к постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма удовлетворить.

        Требования истца о признании Постановления ************** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судья также находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Статья 54 Жилищного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Оспариваемое постановление не содержит мотив принятого решения, а именно отсутствует ссылка на конкретный пункт ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса.

        В иске к администрации <адрес> сельсовета судья находит отказать, поскольку администрация Балахонинского сельсовета является ненадлежащим ответчиком по делу.

        Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л:

        Исковые требования Суслова Ф.И. к *************** <адрес>, администрации <адрес> сельсовета о признании отказа незаконным и о понуждении к постановке на учет и внесении в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить частично.

        Признать постановление *************** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Суслову Ф.И. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ветерану, участнику Великой Отечественной войны в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.

        Обязать ************ <адрес> поставить Суслова Ф.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения, ветерана, участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и внести в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        В иске к администрации <адрес> сельсовета <адрес> отказать.

        Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Арзамасского городского суда                                     Е.В.Гульовская