Дело № 2-965/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Арзамас Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Попова С.Б., при секретаре Кирейчевой Т.Б., с участием прокурора Родиной П.Н., представителя ответчика МОУ СОШ № - П., представителя ответчика ************** <адрес> - Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обучающихся в МОУ СОШ №, к МОУ СОШ №, ************** <адрес> о понуждении составления сметы ремонта, о вынесении вопроса о внесении изменений в бюджет муниципального образования г.Арзамаса о выделении дополнительных денежных средств для ремонта крыши МОУ СОШ № на ближайшее заседание Арзамасской городской Думы, выделении денежных средств и осуществления ремонта, установил: Арзамасский городской прокурор в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обучающихся в МОУ СОШ №, обратился в суд с иском к МОУ СОШ №, ************** <адрес> о понуждении составления сметы ремонта, выделении денежных средств и осуществления ремонта, указав, что Арзамасской городской прокуратурой по обращению граждан проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних, обучающихся в МОУ СОШ № на охрану жизни и здоровья, а также права на получение образования в установленных действующим законодательством условиях. В ходе проверки было установлено, что имеются следы протечек на потолке в кабинете химии, кабинете лечебной физкультуры, школьном музее, актовом зале, кабинете физики на 1 этаже. В спортзале от протекавшей воды с потолка повреждено покрытие пола, что затрудняет проведение влажной уборки (нарушен п.2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02). В ходе проверки было установлено, что сильное протекание потолков имело место в январе-феврале ДД.ММ.ГГГГ в период, когда таял снег, лежащий на крыше здания. Данный факт говорит о том, что в неисправном состоянии находится крыша здания школы. Таким образом, при эксплуатации здания допускаются грубые нарушения прав обучающихся на получение образования в условиях, соответствующих действующему законодательству, поскольку протекание крыши может привести к замыканию электропроводки, что повлечет за собой гибель детей, а также к ухудшению микроклимата в учебном учреждении, что также может повлиять на здоровье несовершеннолетних. В ходе проверки было установлено, что устранить данные нарушения МОУ СОШ № не представляется возможным в виду того, что в смету расходов на ДД.ММ.ГГГГ ************* <адрес> как учредителем не было выделено денежных средств на ремонт крыши здания. В соответствии со ст.3 Конвенции о правах ребенка, принятой ДД.ММ.ГГГГ резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии со ст.16 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.11.2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся: 3. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 13. организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 4. обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с п.1.2 Устава учреждения его учредителем является орган местного самоуправления муниципального образования городского округа г.Арзамаса. Данное учреждение в части содержания имущества учреждения финансируется из местного бюджета. В соответствии с п.1.5 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения указанных денежных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В соответствии со ст.31 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственности за: 3. жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также осуществлять свою защиту в суде. МОУ СОШ № посещают несовершеннолетние дети, которые не могут самостоятельно защищать свои права. Кроме того, круг лиц, чьи права могут быть нарушены в данном случае, не представляется возможным установить, поскольку не представляется возможным определить, какое количество детей приступит к обучению в данной школе с нового учебного года, а также при переводе из других учебных учреждений. Неустранение выявленных нарушений санитарных норм может привести к угрозе жизни и здоровью детей. Арзамасский городской прокурор просит суд: обязать ************* <адрес> составить смету расходов на устранение выявленных нарушений при эксплуатации здания МОУ СОШ №, расположенного по адресу <адрес>, а именно на ремонт крыши здания и устранение следов протечек в здании школы; обязать Администрацию <адрес> выделить на основе составленной сметы расходов на устранение нарушений денежные средства на указанные цели МОУ СОШ №, расположенное по адресу <адрес>; обязать МОУ СОШ № на денежные средства, выделенные ************* <адрес>, устранить выявленные нарушения, а именно осуществить ремонт крыши и устранить следы протечек в здании школы. В ходе судебного разбирательство от Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обучающихся в МОУ СОШ №, поступило дополнительное исковое заявление к МОУ СОШ №, ************* <адрес> о понуждении ************* <адрес>, в соответствии с которым истец просит суд обязать *************** <адрес> вынести вопрос о внесении изменений в бюджет муниципального образования <адрес> и о выделении дополнительных денежных средств для ремонта крыши МОУ СОШ № на ближайшее заседание Арзамасской городской Думы. В связи с последующим отказом Арзамасского городского прокурора от исковых требований к ************* <адрес> о понуждении составления сметы ремонта, о вынесении вопроса о внесении изменений в бюджет муниципального образования <адрес> о выделении дополнительных денежных средств для ремонта крыши МОУ СОШ № на ближайшее заседание Арзамасской городской Думы, выделении денежных средств, в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора, производство по делу в данной части исковых требований прекращено. В судебном заседании прокурор Родина П.Н. исковые требования в части понуждения МОУ СОШ № на денежные средства, выделенные ************ <адрес>, устранить выявленные нарушения, а именно осуществить ремонт крыши и устранить следы протечек в здании школы, и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Представитель ответчика МОУ СОШ № П. иск признала и пояснила, что крыша школы течет давно. Денежных средств на ремонт крыши у школы нет. В смете расходов капитальный ремонт крыши на ДД.ММ.ГГГГ не был предусмотрен. По факту протекания крыши она неоднократно обращалась в департамент образования, но денежные средства ей не выделяли. В настоящее время муниципальный контракт с исполнителем на ремонт крыши не подписан. Представитель ответчика ************* <адрес> - Н. иск не признала и пояснила, что смета на ремонт крыши школы составлена и утверждена. Вопрос о выделении денежных средств из бюджета на ремонт крыши школы № рассматривался на заседании городской Думы ДД.ММ.ГГГГ, и дополнительно выделены денежные средства на эти цели. Исполнитель пока не определен, муниципальный контракт не заключен. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что МОУ СОШ №, расположенное по адресу <адрес>, является муниципальным образовательным учреждением, учредителем и собственником которого является орган местного самоуправления муниципального образования городского округа - города Арзамаса, что подтверждается п.1.1, 1.2 Устава МОУ СОШ № (л.д.№-№). Здание МОУ СОШ № по адресу <адрес>, передано МОУ СОШ № в оперативное управление *************** <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). В январе-феврале ДД.ММ.ГГГГ произошло протекание крыши МОУ СОШ № по всей длине здания, были пролиты помещения стоматологического кабинета, спортивного зала, кабинетов ЛФК, завуча, бухгалтерии, музей, в связи с чем, было осуществлено обесточивание здания школы на третьем и втором этажах. Указанные обстоятельства подтверждаются: письмами директора МОУ СОШ № П. директору департамента образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№, № оборот); письмом директора МОУ СОШ № П. директору МУ ГАЭС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№); актом обследования кровли МОУ СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ оборот); фотографиями здания школы № и внутренних помещений (л.д.№-№); письменным объяснением П. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№-№); объяснением П. в судебном заседании. Денежные средства на капитальный ремонт кровли здания МОУ СОШ № согласно сметы расходов на ДД.ММ.ГГГГ не выделялись, несмотря на наличие соответствующих заявок от директора школы П., что подтверждается: сметой расходов на ДД.ММ.ГГГГ по МОУ СОШ № (л.д№-№); письмами директора МОУ СОШ № П. директору департамента образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, и директору МУРУ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№, № оборот, №); письмом директора департамента образования ************** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). В соответствии с локальным сметным расчетом № от ДД.ММ.ГГГГ на ремонт кровли из унифлекса основного здания, спортзала, пищеблока, актового зала МОУ СОШ № сметная стоимость работ составила ******** руб. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Арзамасской городской Думы № «О внесении изменений в решение Арзамасской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете городского округа Арзамас на 2011 год» на капитальный ремонт кровли МОУ СОШ № выделены денежные средства в размере ******** руб., что подтверждается письмом *************** <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На момент рассмотрения дела муниципальный контракт на проведение работ по капитальному ремонту кровли МОУ СОШ № не заключен, работы не выполнены. Заказчиком выполнения указанных работ по капитальному ремонту школы является МОУ СОШ №, что подтверждается заявкой на размещение заказа для субъектов малого предпринимательства путем проведения открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт кровли учебного здания. Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Согласно пп.3 п.3 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно п.2.1.3, 2.1.4 Устава МОУ СОШ № основными целями образовательного процесса являются создание благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся…; создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Согласно п.4.1 Устава МОУ СОШ № финансирование учреждения осуществляется учредителем в соответствии с заключенным между ними договором. Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что в соответствии с выделенными денежными средствами МОУ СОШ № капитальный ремонт кровли здания МОУ СОШ № не произведен, следы протечек не устранены, суд полагает требования Арзамасского городского прокурора о понуждении МОУ СОШ № на денежные средства, выделенные **************** <адрес>, осуществить ремонт крыши и устранить следы протечек в здании школы, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учитывая, что начало учебного года начинается ДД.ММ.ГГГГ, суд в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ полагает обязать ответчика осуществить ремонт крыши и устранить следы протечек в здании школы в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обучающихся в МОУ СОШ №, удовлетворить. Обязать МОУ СОШ № на денежные средства, выделенные **************** <адрес>, осуществить ремонт крыши здания МОУ СОШ № и устранить следы протечек в здании МОУ СОШ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано сторонами в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течении 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Попов С.Б.