Р Е Ш Е Н И Е дело №2-969/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г., при секретаре Савельевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завражнова Ю.А. и Завражнова А.Ю. к **************** <адрес> о признании права пользования жилым помещением и понуждении к заключению договора социального найма, У С Т А Н О В И Л : Завражнов Ю.А. и Завражнов А.Ю. обратились в суд с иском к *************** <адрес> о признании права пользования жилым помещением - <адрес> по договору социального найма и понуждении к заключению договора социального найма на указанную квартиру, указывая, что Завражнов Ю.А. является военнослужащим войсковой части № <адрес>. Решением жилищной комиссии войсковой части № <адрес> его семье, состоящей из 2-х человек (Завражнов Ю.А. и его сын Завражнов А.Ю.) была предоставлена в порядке очередности в качестве постоянного жилья квартира <адрес>. Ранее данная квартира была закреплена за семьей военнослужащего войсковой части № <адрес> К., состоящей из трех человек. Данный факт подтверждается выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии войсковой части № Завражнов Ю.А. обратился с заявлением в ************** <адрес> о заключении с ним договора социального найма на вышеуказанную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в заключении договора социального найма, мотивированный отсутствием оснований для его заключения между ним и ************** <адрес>. Считают данный отказ неправомерным, нарушающим их право на жилище. Согласно ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, к которому относится и сам ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами, в том числе и военнослужащими, права на жилище и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В целях реализации военнослужащими права на жилище жилищные права органов местного самоуправления на основании п. 5 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих ограничены. Указанное ограничение выражается в установлении для органов местного самоуправления обязанности по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда в случаях освобождения этих жилых помещений ранее их занимавшими другими военнослужащими. Таким образом, у органов местного самоуправления нет объективных оснований для невыполнения требований ЖК РФ и Закона о статусе военнослужащих в отношении предоставления жилых помещений военнослужащим за выездом из них других военнослужащих. Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членам их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Изложенная выше норма материального закона сохраняет за военнослужащими право на повторное заселение освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и членами их семей. Данные обстоятельства подтверждаются действующей судебной практикой. Положения данной нормы конкретизируются в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000г. № 80: «Жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили военную службу (п.п. 33, 34)». В судебном заседании истец Завражнов Ю.А. и его представитель по устному заявлению Лямин А.Н. иск поддержали. Истец Завражнов А.Ю. в суд не явился, согласно заявлению просит дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель ответчика по доверенности Р. иск не признала, указывая следующее: В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-Ф3 от 06.10.2003г./ ст. 16/ к вопросам местного значения городских округов не относится предоставление военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда. В уставе г. Арзамаса, принятым решением Арзамасской городской Думы от 30.06.2006 г. №65, также не указаны данные полномочия. В соответствии с п.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи случаев, а Завражнов Ю.А., Завражнов А.Ю. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма при администрации г. Арзамаса не состоят. Согласно п.2 ст.15 Федерального закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Ссылка истца на приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" также является необоснованной, поскольку приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1297 "О признании утратившими силу приказов Министра обороны Российской Федерации» данный приказ утратил силу. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждены "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений». В п.1 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" указано, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются военнослужащие), имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкциив структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа(специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются определенные документы. В соответствии с п.2 и 3 названной выше инструкции указано, что «структурные подразделения уполномоченного органа не позднее пяти рабочих дней направляютзаявления и документы, указанные в пункте 1 Инструкции, вуполномоченный Министром обороны Российской Федерации орган (далее именуется - уполномоченный орган). Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органомв соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека». Таким образом, ************** <адрес> в пределах своих полномочий не может признать истцов нуждающимися в жилом помещении. То есть, признание права пользования и заключение договора социального найма на спорное жилое помещение с истцами будет являться улучшением его жилищных условий за счет органов местного самоуправления, а не за счет федеральных органов власти. Кроме того, в соответствии с п.З. Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления оказываютсодействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей. То есть, *************** <адрес> может оказывать лишь содействие в предоставлении в аренду жилых помещений, то есть на определенный период времени, а не предоставление жилого помещения по договору социального найма. На основании вышеуказанных норм, полномочиями по обеспечению жильем военнослужащих, к которой относиться истец, осуществляются федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, полномочиями по обеспечению жильем в соответствии с законом "О статусе военнослужащих" органы местного самоуправления не наделены. Кроме того, согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Представитель 3-го лица: № по доверенности Киреев Г.С. считает иск удовлетворить, так как военнослужащие нуждаются в улучшении жилищных условий, однако не отрицает, что принятое жилищной комиссией решение о выделении квартиры истцам было поспешным, так как упомянутая квартира не поступила в ведение МО РФ. Выслушав объяснения истца Завражнова Ю.А., представителей участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему. Согласно ст.4 ЖК РФ: 1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: 1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; 2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; 3) пользования общим имуществом собственников помещений; 4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; 5) учета жилищного фонда; 6) содержания и ремонта жилых помещений; 7) переустройства и перепланировки жилых помещений; 8) управления многоквартирными домами; 9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; 10) предоставления коммунальных услуг; 11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; 12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. 2. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Согласно ст.14 ЖК РФ: 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 1) учет муниципального жилищного фонда; 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда… Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй настоящей статьи случаев. Согласно ст.15Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011, с изменениями от 17.05.2011) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)): 1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. 5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. В судебном заседании установлено следующее. Завражнов Ю.А. является военнослужащим войсковой части № <адрес>. Решением жилищной комиссии данной войсковой части / протокол № от ДД.ММ.ГГГГ/ семье Завражнова Ю.А., состоящей из 2-х человек (Завражнов Ю.А. и его сын Завражнов А.Ю.) была предоставлена в порядке очередности в качестве постоянного жилья квартира за № в доме <адрес>. Ранее данная квартира, как служебная, была закреплена за семьей военнослужащего войсковой части № <адрес> К., состоящей из трех человек, что подтверждается протоколом жилищной комиссии в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ Завражнов Ю.А. обратился с заявлением в ************** <адрес> о заключении с ним договора социального найма на вышеуказанную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в заключении договора социального найма, мотивированный отсутствием оснований для его заключения между ним и администрацией <адрес> / на учете в *************** <адрес> как нуждающийся в жилом помещении не состоит/. Данный отказ является законным и обоснованным по следующим основаниям. Названная квартира находится в муниципальной собственности, что подтверждается карточкой лицевого счета от апреля ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ Завражнов Ю.А. на учете в **************** <адрес>, как нуждающийся в жилом помещении, не состоит. Как указывалось выше, семья военнослужащего К. не занимала данное жилое помещение по договору социального найма, жилье ему было предоставлено, как служебное. Из анализа Положений вышеуказанных законов следует, что на ************** <адрес> не возложена обязанность по предоставлению военнослужащему Завражнову Ю.А. с семьей жилого помещения по договору социального найма, соответственно решение жилищной комиссии в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ не возлагает на *************** <адрес> обязанности по предоставлению данного жилого помещения по договору социального найма. Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Завражнову Ю.А. и Завражнову А.Ю. в иске к **************** <адрес> о признании права пользования жилым помещением - <адрес> по договору социального найма и понуждении к заключению договора социального найма на указанную квартиру отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме. Судья /Газимагомедов Б.Г./