ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г. при секретаре Савельевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Борзова В.А.; Борзова В.А. к *************** <адрес> о признании неправомерным бездействия и понуждении к обеспечению жилым помещением, У С Т А Н О В И Л : Арзамасский городской прокурор в интересах Борзова В.А. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании неправомерным бездействия по обеспечению Борзова В.А. жильем, как сироты, оставшегося без попечения родителей, до исполнения ему 23 лет; понуждении к обеспечению жилым помещением Борзова В.А. не ниже установленных социальных норм, указывая, что Арзамасской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Борзова В.А. на нарушение его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Борзов В.А. остался без попечения родителей в ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что его мать И. решением Арзамасского городского суда была лишена родительских прав, а местонахождение отца А. не было известно. В ДД.ММ.ГГГГ решением Арзамасского городского суда родительских прав лишен и отец. После чего, Борзов В.А. был направлен в <адрес> школу - интернат, где проживал до ДД.ММ.ГГГГ. Ранее вся семья Борзовых проживала в доме <адрес>, куда и возвратился Борзов В.А. из <адрес> школы - интерната. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года-. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. После окончания пребывания в <адрес> школе- интернате в ДД.ММ.ГГГГ, Борзову В.А. исполнилось 18 лет. В указанный период времени он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, на которого соответственно распространялось действие норм указанного закона. Проверкой установлено, что <адрес> был закреплен за Борзовым В.А. решением <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ. В своем заявлении Борзов В.А. указывает на то, что на момент его возвращения из <адрес> школы - интерната, закрепленное за ним жилье находилось в непригодном для проживания состоянии. Свидетельств того, что органами местного самоуправления <адрес> были предприняты меры по обеспечению Борзова В.А. жильем, отвечающим санитарным и техническим условиям, нет. Документов о проведенных проверках жилищных условий Борзова В.А. не имеется. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ директора департамента образования администрации <адрес> К. директору МОУ <адрес> специальной школы - интерната сообщено, что дом <адрес> находится в плохом состоянии. Прокуратурой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено комиссионное обследование технического состояния жилого дома <адрес>. В результате обследования выявлено, что дом деревянный, построен в ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ текущий и капитальный ремонт дома не проводился. Нижние венцы дома сгнили полностью. Дом имеет деформацию от углов до 30 см. Деревянные балки под полом имеют износ до 80 %. Кровля в шиферном исполнении имеет деформацию из плоскости до 15 см. Во многих местах имеются течи. Деревянная веранда имеет износ до 90 %. Электропроводка, канализация полностью отсутствуют. Система печного отопления нарушена. Указанные выводы комиссии подтверждены межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, указанное состояние дома свидетельствует о том, что действительно дом не ремонтировался с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, мог быть в непригодном для проживания состоянии уже на момент возвращения Борзова В.А. с <адрес> школы-интерната. Органом местного самоуправления администрации района, на которого возложены обязанности по осуществлению защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должных мер к обеспечению сохранности жилой площади, закрепленной за Борзовым В.А., а также проведение необходимых мероприятий по подготовке жилого помещения к заселению Борзова В.А. в дом в <адрес> после возвращения со школы - интерната, не осуществлялось. Какого-либо контроля за условиями проживания Борзова В.А. со стороны органов опеки и попечительства района не проводился до момента исполнения ему 23 лет. В связи с ветхим состоянием дома поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении родные сестра и брат Борзова В.А. - Л. и Б., за которыми также была закреплено жилье- дом <адрес>. В своих объяснениях А. и Б. (брат и сестра Борзова В.А.) поясняют, что дом <адрес>, в котором они проживали до лишения матери родительских прав и после, никогда не ремонтировался, за его техническим состоянием никто не следил, поэтому по возвращении Борзова В.А. из детского дома, дом был в непригодном для проживания состоянии. Борзову В.А. стало известно о том, что он как сирота, оставшийся без попечения родителей, должен был быть обеспечен органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм до 23 лет, в ДД.ММ.ГГГГ после того, как были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий его брат А. и сестра Б. Ранее ему его права разъяснены не были. Согласно ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Указом Губернатора Нижегородской области от 22 октября 2001 года № 63, действовавшего до 2007 года, было утверждено Положение о порядке предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа за счет средств областного бюджета. Указанное Положение было разработано на основе действующего законодательства в целях обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Согласно п. 1.5 данного Положения практическая работа по учету граждан, формированию очередности и списка получателей жилого помещения проводится отделами по учету и распределению жилой площади совместно с органами опеки и попечительства районов области. В соответствии с п.4.5. указанного Положения формирование списков детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляли администрации районов. Органы местного самоуправления Арзамасского района в ДД.ММ.ГГГГ обладали полномочия по организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей на основании Устава Арзамасского района. Таким образом, отсутствие должного контроля со стороны администрации района об уровне жилищных условий Борзова В.А., не обеспечение его отвечающим санитарным и техническим нормам жильем в период, когда он относился к категории лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий, нарушило его жилищные права. Определением Арзамасского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Борзов В.А. привлечен к участию по делу в качестве истца. В судебном заседании представитель Арзамасского городского прокурора Яшкова Е.Н. иск поддержала. Истец Борзов В.А. и его представитель по доверенности Хомюк Р.В. в суд не явились, извещены надлежащим образом. Представитель ответчика по доверенности Ф.. иск не признал, указывая, что Борзов В.А. в ДД.ММ.ГГГГ обратился в ************** <адрес> о предоставлении ему жилья, как сироте, в чем ему было отказано, так как его возраст превысил 23 года. В ДД.ММ.ГГГГ истец Борзов В.А. обращался в ************* <адрес> по поводу жилья, а именно, что ему не нравится закрепленное за ним жилье, однако дом не был на тот момент признан непригодным, проживать в нем было можно. Срок для обращения в суд о признании бездействия ************* <адрес> неправомерным составляет 3 месяца, данный срок пропущен. В соответствии с ФЗ-159 на <адрес> не возложена обязанность по обеспечению лиц - сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, так как это является обязанностью субъекта РФ, то есть Нижегородской области в лице его Правительства. Выслушав объяснения явивших в судебное заседание представителей сторон, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему. Согласно ст.8Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 04.12.1996)): 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.5 этого же Закона предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Указание о расходных обязательствах субъекта РФ введено Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Согласно ст.1Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": Для целей Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В судебном заседании установлено следующее. Борзов В.А. в ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения родителей, так как решением Арзамасского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать И. была лишена родительских прав в отношении него, а местонахождение отца А. не было известно. Решением Емельяновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родительских прав в отношении сына Борзова В.А. лишен и отец А. После этого Борзов В.А. был направлен в <адрес> школу - интернат, а решением <адрес> сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Борзовым В.А. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, где проживала его семья. В <адрес> школе - интернате Борзов В.А. обучался и проживал до ДД.ММ.ГГГГ / до исполнения 18 лет / и вернулся в свой дом, где за ним было закреплено жилье. Распоряжением главы местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ Борзову В.А. для проживания /состав семьи - 3 человека/ выделена муниципальная комната в общежитии по адресу: <адрес>, комната №. Требование Арзамасского городского прокурора и Борзова В.А. о признании неправомерным бездействия ************* <адрес> по обеспечению Борзова В.А. жильем, как сироты, оставшегося без попечения родителей, до исполнения ему 23 лет не подлежит удовлетворению. Как указывалось выше, согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 04.12.1996)) лишь дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Решением <адрес> сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Борзовым В.А. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, где проживала его семья. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> признан непригодным для проживания. Согласно акту обследования материально- бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом находился в аварийном и антисанитарном состоянии. Согласно акту обследования технического состояния дома от ДД.ММ.ГГГГ названный дом не пригоден для проживания. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ директор департамента образования ************ <адрес> К. директору МОУ <адрес> специальной школы интерната сообщил, что дом <адрес> находится в плохом состоянии. Каких- либо доказательств, подтверждающих, что к моменту окончания пребывания Борзова В.А. в <адрес> школе - интернате /18 лет/ и до исполнения им 23 лет, данный дом находился в аварийном, непригодном для проживания состоянии, представителем Арзамасского городского прокурора и истцом Борзовым В.А. не представлено. Следовательно, на ************* <адрес> не была возложена обязанность по обеспечению жильем Борзова В.А. по указанному основанию. Согласно ст.256 ГПК РФ: 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. О предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Борзов В.А. обратился в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается объяснениями представителя ответчика и перечнем посетителей на прием ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 4-х лет после исполнении 23 лет, в суд же обратился по истечении 8 лет после исполнения 23 лет. Каких- либо доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока, не представлено. Сроки для обращения в суд прокурору исчисляются также, как и лицам, в интересах которых он обращается в суд. Из искового заявления и объяснений представителя Арзамасского городского прокурора следует, что Борзову В.А. стало известно о том, что он как сирота, оставшийся без попечения родителей, должен был быть обеспечен органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм до 23 лет, в ДД.ММ.ГГГГ после того, как были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий его брат А. и сестра Б.; ранее ему его права разъяснены не были. Как указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГ истец Борзов В.А. был на приеме у главы ************* <адрес> по вопросу «выделения жилья, должен был получить жилье, как сирота». Необходимо отметить, что и после ДД.ММ.ГГГГ. прошло более 3-х месяцев. Требование Арзамасского городского прокурора и Борзова В.А. о понуждении ************ <адрес> к обеспечению жилым помещением Борзова В.А. не ниже установленных социальных норм не подлежит удовлетворению. Судья Арзамасскому городскому прокурору и Борзову В.А. в иске к ************ <адрес> о признании неправомерным бездействия по обеспечению Борзова В.А. жильем, как сироты, оставшегося без попечения родителей, до исполнения ему 23 лет отказал. Согласно ст.ст.5,8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 04.12.1996)) /внесены изменения Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ/ обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,относится к расходным обязательствам субъекта РФ. Данное обстоятельство подтверждено определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П. Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Арзамасскому городскому прокурору в интересах Борзова В.А.; Борзову В.А. в иске к ************ <адрес> о признании неправомерным бездействия по обеспечению Борзова В.А. жильем, как сироты, оставшегося без попечения родителей, до исполнения ему 23 лет; понуждении к обеспечению жилым помещением Борзова В.А. не ниже установленных социальных норм отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме. Судья / Газимагомедов Б.Г./