Решение о взыскании компенсации морального вреда.



                                                        Р Е Ш Е Н И Е                 дело №2-1565/2011                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                  

<дата> Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г.

при секретаре Бурцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарнина Р.В. к ОАО «***» о признании права, понуждении и взыскании компенсации морального вреда,

                                        У С Т А Н О В И Л :

Шарнин Р.В. обратился в суд с иском к ОАО «***» о признании права оплачивать электропотребление в порядке, установленном ЖК РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2006г. №307; ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ; понуждении ответчика не указывать в платежных документах количества зарегистрированных лиц в жилом помещении, так как производит оплату по показаниям индивидуального прибора учета, а не по нормативам потребления; взыскании компенсации морального вреда в размере *** рублей, указывая, что является потребителем электроэнергии, имеющим индивидуальный прибор учета электроэнергии, и потребляет ее для личных, семейных, домашних и других нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Поставщиком электроэнергии является ОАО «***». Как инвалиду II группы, ФЗ от 24.11.1995г. N181-ФЗ предоставляет ему при оплате коммунальных услуг скидку в размере 50%. Размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, исходя из показаний индивидуальных приборов учета/ п.15 и п.16 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2011г. N307/. Для потребителей, имеющих приборы учета Федеральные законы не устанавливают размер оплаты за потребленную энергию и размер скидок от количества зарегистрированных в доме лиц. Ответчик пользуется неизвестными ему нормативно - правовыми актами Нижегородской области и рассчитывает размер платы за электроэнергию, руководствуясь этими документами, не предъявляя расчет. Выставляет ему извещения о задолженности за период с <дата> по <дата> в сумме *** рубль *** копейка, за период с <дата> по <дата> в сумме *** рублей *** копейка. Ответчик не уведомил его в установленном Правилами… порядке /п.42/ об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и реквизитов нормативных актов, на основании которых применяются тарифы. Ответчик требует от него сведений о количестве зарегистрированных в его доме лиц, то есть предоставления информации, составляющей личную тайну и не нужной ответчику для расчета платы за коммунальные услуги, так как он имеет счетчик и оплачивает электропотребление по его показаниям. Предъявлением незаконных требований, неправильных расчетов платы за электроэнергию, несообщением в установленном порядке об изменениях тарифов и оплатой за электроэнергию, распространением информации о его семейном положении ему причинены страдания, размер компенсации морального вреда он оценивает в *** рублей.

Он же обратился в суд с дополнительным иском к ответчику о признании за ним права не производить доплату за использованную электроэнергию по выставленному ему ответчиком извещению на сумму *** рублей *** копейка, в связи с тем, что ответчик во второй раз требует произвести доплату за период с <дата> по <дата> в сумме *** рубль *** копейка, которое рассматривалось в Арзамасском городском суде и апелляционным решением от <дата> было удовлетворено в сумме *** рублей *** копеек, которая будет получена ответчиком в порядке исполнительного производства; признании за ним права на оплату электроэнергии с <дата> по <дата> со скидкой в размере 50% от оплаты в соответствии с п.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в связи с тем, что ответчик своевременно не выполнил возложенных на него обязательств в соответствии с п.42 Правил…, не предоставил ему информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги в письменной форме.

В судебном заседании истец свои требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности Ш. иск не признала, указывая, что по периоду оплаты Шарниным Р.В. за электроэнергию с <дата> по <дата> имеется апелляционное решение Арзамасского городского суда, где сумма оплаты определена в полном объеме. Что касается периода с <дата> по <дата>, то истец также должен оплачивать коммунальные услуги в полном объеме на основании Законов Нижегородской области от 04.06.2008г. N 58-З «О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области», от 02.03.2010г. N 107-З «О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области», от 04.06.2008г. N 59-З «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»; постановления Правительства НО от 10.07.2008г. N281 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», где указано, что предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по оплате электроснабжения (льгот), установленных в соответствии действующим законодательством, осуществляется в виде ежемесячных денежных компенсаций - ЕДК, то есть граждане, имеющие право на льготы должны производить оплату за электроэнергию, потребленную с 01 апреля 2010г. в полном объеме без учета льгот. Истец продолжает оплачивать коммунальные услуги в размере 50% и исключает тот факт, что совместно с ним зарегистрировано еще 2 человека. Для расчета электроэнергии неважно, кто зарегистрирован, а важно количество зарегистрированных лиц. Размер денежной компенсации рассчитывают Территориальные органы социальной защиты населения на основании объема оплаченной электроэнергии семьями, в которых есть льготники. Для расчета стоимости электроэнергии по базовому тарифу на каждого зарегистрированного предусмотрена социальная норма - 50 кВт/ на 1 человека. Учитывая то, что по адресу: <адрес> зарегистрировано три человека, оплата должна производится следующим образом: 50 кВт.ч (социальная норма на 1 человека) х 3 (количество зарегистрированных) = 150 кВт.ч. - оплачивается по базовому тарифу - 2,30 руб./кВт.ч = 345 руб. Данный расчет производится на основании решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.11.2010г. N 42/35. Кроме того, согласно данному решению, граждане обязаны не позднее 1 календарного месяца с момента изменения количества зарегистрированных лиц сообщить им об этом. Таким образом, сведения о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц необходимы для точного расчета. При этом в квитанции указано лишь количество зарегистрированных диц, а не их полные данные. Кроме этого, с 01.04.2011г. платежные документы будут доставляться истцу в виде закрытого конверта и никакого доступа к сведениям не будет. Не отрицает, что п.2ст.38 «Правил…» является исчерпывающим, он не дает право указывать в платежных документах количество зарегистрированных в жилом помещении лиц, однако кроме «Правил…» существуют другие нормативно - правовые акты, которыми ответчик руководствуется. Сумму дважды с истца ответчик не взыскивает, однако если существует задолженность, то квитанция следующего расчетного месяца идет с нарастанием. Если задолженность будет выплачена, то эта сумма спишется. Исполнительный лист на сумму *** получен ею, однако судебному приставу-исполнителю он не предъявлен. Если истец не оплатит задолженность, взысканную решением суда, в добровольном порядке, тогда лист будет предъявлен к принудительному исполнению. Информацию о льготах, предоставленных социальной защитой, в частности, ЕДК, должен представлять именно Территориальный орган социальной защиты населения. С 01.04.2010г. истец должен был оплачивать электроэнергию в полном объеме, так как ему предоставили ЕДК.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст.17ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно ст.28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

В судебном заседании установлено следующее.

Шарнин Р.В. является инвалидом второй группы и имеет льготы, установленные ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в том числе на оплату электроэнергии.

Однако полномочия по предоставлению данной льготы в соответствии со ст.28.2 указанного закона переданы органам государственной власти субъектов РФ, в том числе Нижегородской области.

В соответствии с Законами НО от 04.06.2008г. №58-З «О внесении изменений в отдельные законы НО», Закона НО от 04.06.2008г. №59-З «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», постановлением Правительства НО от 10.07.2008г. №281 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по оплате электроснабжения /льгот/, установленных в соответствии с действующим законодательством осуществляется в виде ежемесячных денежных компенсаций - ЕДК. Граждане, имеющие право на льготы, должны производить оплату за электроэнергию, потребленную с 01.04.2010г., в полном объеме без учета льгот.

Размер денежной компенсации рассчитывается Территориальными органами социальной защиты населения.

То есть, право Шарнина Р.В. на указанную льготу никем не оспаривается.

Однако данное право реализуется не путем оплаты Шарниным Р.В. электроэнергии в размере 50%, а путем полной оплаты с получением ЕДК из Управления социальной защиты населения г. Арзамаса.

При изложенных обстоятельствах, судья находит Шарнину Р.В. в иске о признании за ним права оплачивать электропотребление в порядке, установленном ЖК РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2006г. №307; ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ, отказать с формулировкой, что право Шарнина Р.В., предусмотренное законодательством и другими нормативно- правовыми актами, в том числе и указанными, не оспаривается кем - либо, механизм предоставления этой льготы предусмотрено законодательством и дополнительное его регулирование решением суда не требуется.

Ответчиком истцу направлено извещение об оплате за электроэнергию, потребленную в <адрес>, до <дата> в размере *** руб.

Ответчиком истцу также направлено извещение об оплате за электроэнергию, потребленную в <адрес>, до <дата> в размере *** руб.

Апелляционным решением Арзамасского городского суда от <дата> постановлено: взыскать с Шарнина Р.В. в пользу ОАО «***» сумму задолженности по оплате за электрическую энергию в сумме *** рублей *** копеек.

Судья находит Шарнину Р.В. в иске о признании за ним права не производить доплату за использованную электроэнергию по выставленному ему ответчиком извещению на сумму *** руб., в связи с тем, что ответчик во второй раз требует произвести доплату за период с <дата> по <дата> в сумме *** руб., которое рассматривалось в Арзамасском городском суде и апелляционным решением от <дата> было удовлетворено в сумме *** рублей *** копеек, которая будет получена ответчиком в порядке исполнительного производства, отказать, так как указанное извещение ответчиком истцу было направлено до вынесения апелляционного решения от <дата>

Необходимо отметить, что исполнительный лист, выданный на основании данного решения суда, находится у ответчика и он может его направить судебному приставу- исполнителю, если оплата не будет произведена в добровольном порядке.

Кроме того, двойная оплата за одно и то же исключена, так как: 1. В случае взыскания указанной суммы с Шарнина Р.В. судебным приставом - исполнителем, он вправе эту же сумму не оплачивать по квитанции ответчика; 2. В случае оплаты сумм в добровольном порядке, он вправе предъявить судебному приставу - исполнителю соответствующий платежный документ об этом.

Согласно п.42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 с последующими изменениями, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

Шарнин Р.В. просит признать за ним права на оплату электроэнергии с <дата> по <дата> со скидкой в размере 50% от оплаты в соответствии с п.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в связи с тем, что ответчик своевременно не выполнил возложенных на него обязательств в соответствии с п.42 Правил…, не предоставил ему информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги в письменной форме.

Однако порядок оплаты за потребленную электроэнергию не изменился, а изменился порядок предоставления льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Кроме того, названные постановление Правительства и Правила не предусматривают ответственности исполнителя за непредоставление информации об изменении размера платы за коммунальные услуги в виде предоставления права потребителю на оплату электроэнергии по существовавшим тарифам.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения данного требования не имеется.

Истец просит обязать ответчика не указывать в платежных документах количества зарегистрированных лиц в его жилом помещении, так как производит оплату по показаниям индивидуального прибора учета.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата>

15. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

16. При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

38. В платежном документе указываются:

а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:

при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;

при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 Правил;

при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);

д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:

с проживанием временных жильцов;

со снижением качества коммунальных услуг;

с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;

е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;

ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

То есть, сведения, указываемые в платежном документе, являются предусмотренными законодательством и исчерпывающими.

Из платежных документов, направляемых Шарнину Р.В. для оплаты электроэнергии, следует, что в них указано количество зарегистрированных - 3 человека.

Между тем, пункт 38 указанных Правил не содержит указания на названные сведения при наличии у потребителя индивидуального прибора учета.

В связи с этим, судья находит обязать к ОАО «***» не указывать в платежных документах об оплате за потребленную электроэнергию в <адрес> количества зарегистрированных в нем лиц.

Согласно ст.151, п.2ст.1101 ГК РФ, ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Ответчик нарушил права Шарнина Р.В., как потребителя. Добровольно его требования не удовлетворил, в связи с чем, истец переживает.

Учитывая изложенные обстоятельства, судья находит взыскать с ОАО «***» в пользу Шарнина Р.В. компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ судья также находит взыскать с ОАО «***» госпошлину в местный бюджет в размере *** рублей.

Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ,

                                                 Р Е Ш И Л :

Иск Шарнина Р.В. удовлетворить частично.

Обязать к ОАО «***» не указывать в платежных документах об оплате за потребленную электроэнергию в <адрес> количества зарегистрированных в нем лиц.

Взыскать с ОАО «***» в пользу Шарнина Р.В. компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с ОАО «***» госпошлину в местный бюджет в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

          Судья                                                                                      / Газимагомедов Б.Г./