Дело № 2-2077\2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <дата> г.Арзамас Судья Арзамасского городского суда Нижегородской области Ионова Ю.М. с участием истца Шоровой Н.В. представителя истца Храмова А.А., действующего на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ ответчиков представителя *** <адрес> района К., действующей на основании доверенности от <дата> представителя *** <адрес> Б., действующей на основании доверенности от <дата> при секретаре Буланкиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шоровой Н.В. к *** <адрес> района, *** <адрес> о понуждении выдать разрешение на подключение к действующему газопроводу для газификации дома № № по <адрес>, установил: Шорова Н.В. обратилась в суд с иском к *** <адрес> района о понуждении выдать разрешение на подключение к действующему газопроводу для газификации дома № по <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником дома № по <адрес>. <дата> и <дата> она обратилась в *** <адрес> района с заявлением о выдаче разрешения на врезку в центральный газопровод для газификации принадлежащего ей дома. <дата> и.о. *** *** У. отказал в удовлетворении требования, изложенного в заявлении, мотивируя тем, что для подключения к действующему газопроводу необходимо выполнить требования Положения о врезках в существующий газопровод и расчете долевого участия стоимости газопровода от *** года: 1. обратиться к *** *** <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на врезку.2.оплатить врезку в газопровод. После этого *** <адрес> должна обратиться с ходатайством в Управление капитального строительства и ЖКХ *** района о выдаче разрешения на врезку в газопровод. <дата> она обратилась в *** <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на врезку в центральный газопровод для газификации принадлежащего ей жилого дома. <дата> *** *** <адрес> в ответе на заявление указал, что для направления ходатайства о выдаче разрешения на врезку в УКС и ЖКХ *** района ей необходимо выполнить требования Положения о врезках в существующий газопровод и расчете долевого участия стоимости газопровода от <дата> Истица считает указанные требования незаконными и просит удовлетворить ее иск. В судебном заседании истица Шорова Н. В. исковые требования поддержала, обстоятельства, указанные в исковом заявлении, подтвердила. Также пояснила, что технические условия на врезку в центральный газопровод будут ей выданы только после того, как она получит разрешение на врезку. Представитель ответчика - *** <адрес> района с иском Шоровой Н.В. не согласна. Указывает, что газопровод низкого давления по адресу <адрес> находится в собственности *** <адрес> района. Строительство газопровода финансировалось совместно *** <адрес> района и членами потребительского кооператива «***». В настоящее время потребительский кооператив «***» не существует. Представитель соответчика *** <адрес> исковые требования Шоровой Н.В. не признает. В суде пояснила, что *** <адрес> разрешения на врезку в действующий газопровод не выдает, так как он находится в собственности муниципального образования <адрес> район. В настоящее время потребительских кооперативов в том числе и ***» не существует. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в числе прочих, отнесены: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района; 2) установление, применение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; 4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений. В соответствии со ст. 7 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Статьей 21 Закона предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенное Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. По решению Правительства РФ регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством РФ. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа. В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав систем газоснабжения, организация - собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно пункту 2 Правил сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электротеплогазоводоснабжения и водоотведения. В соответствии с пунктом 17 Правил плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. В судебном заседании установлено, что истица Шорова Н.В. является собственником дома № по <адрес>. Собственником газопровода низкого давления (сеть газоснабжения) протяженностью *** п.м. по адресу: <адрес> является муниципальное образование <адрес> район на основании Выписки из реестра муниципальной собственности, выданной комитетом имущественных отношений <дата> <дата> Шорова Н.В. обратилась в *** <адрес>, *** <адрес> района с заявлениями о выдаче разрешения на врезку в действующий газопровод низкого давления для газификации дома № по <адрес>. Письмом № от <дата> и.о. *** *** <адрес> района У. сообщил Шоровой Н.В., что согласно Положения о врезках в существующий газопровод и расчете долевого участия стоимости газопровода, утвержденного решением Поселкового Совета *** <адрес> района № от <дата>, разрешение на врезку ей будет выдано после оплаты за врезку. *** <адрес> дала аналогичный ответ письмом № от <дата> Изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено право администрации муниципального района на взимание с граждан - потребителей газа какой-либо платы за присоединение к газопроводу, по которому идет транспортировка газа. Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ №317 от 17.05.2002 года, и Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ №9 от 18.03.2003 года, не предусматривают в качестве условия для подключения к системам газораспределения оплату части денежных средств, затраченных органом местного самоуправления на их проектирование и строительство. Плата за подключение домовладений сельских населенных пунктов к построенному газопроводу должна определяться на основании тарифов, устанавливаемых полномочными на то органами власти. Выдачу технических условий на газификацию домовладений осуществляет ОАО «***». Это же общество занимается подключением домовладений к действующему газопроводу с взиманием платы за подключение. Законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено право самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Не основано на законе и принятие решения о взимании платы при подключении потребителей к газопроводу, как компенсации понесенных при его строительстве затрат. Действующим законодательством предусмотрено участие населения в решении вопросов местного значения, к которым относятся вопросы о газоснабжении. Согласно ст.22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Согласно ст.25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Согласно ст.56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных в части 1 статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). Таким образом, законодательством не предусмотрено принудительное собирание органами местного самоуправления с населения каких-либо сборов. В материалах дела отсутствуют данные о том, что на сходе граждан <адрес> или местном референдуме решался вопрос о самообложении. Учитывая, что газопровод низкого давления <адрес> района находится в муниципальной собственности, принуждение граждан в возмещение расходов на строительство газопровода вносить какие-либо средства законом не предусмотрено. На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования Шоровой Н.В. к *** <адрес> района о понуждении выдать разрешение на подключение к действующему газопроводу для газификации дома № по <адрес> следует удовлетворить. В иске Шоровой Н.В. к *** <адрес> о понуждении выдать разрешение на подключение к действующему газопроводу для газификации дома № по <адрес> следует отказать, так как выдача разрешений не входит в компетенцию *** <адрес>. руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Обязать *** <адрес> района выдать Шоровой Н.В. разрешение на подключение к действующему газопроводу для газификации дома № по <адрес>. В иске Шоровой Н.В. к *** <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Ю.М.Ионова