Дело №2-570/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <дата> г. Арзамас Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Гульовской Е.В. при секретаре Фоминой А.А. с участием представителя истца Управления муниципальным имуществом администрации г. Арзамаса по доверенности М. установил: Управление муниципальным имуществом администрации Арзамасского района предъявило в суд иск к Саблуковой А.В., Сажиной Н.С., Самсонову Б.В., Сауниной А.Ф., Сбитневой С.С., Свистунову В.В., Свистуновой Т.Н., Селиверстову А.С., Семину М.П., Семиной С.Д., Сергееву С.Ф., Сергееву Ю.М., Сивкову Ю.Н. о признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием Арзамасский район на: - земельный участок площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 320 м на юго-запад от <адрес> поле №, севооборот №, кадастровый номер №; - земельный участок площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 550м южнее <адрес>, поле №, севооборот № (участок №) кадастровый номер № и прекращении права собственности на долю в праве общей долевой собственности земельного массива ОАО «***». В обоснование своих требований ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 86 от 29.12.1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» организация совхоза «***» путем общего собрания коллектива совхоза приняла решение о реорганизации совхоза «***» в коллективное предприятие - производственный кооператив с коллективно-долевой собственностью. По проекту землеустройства, из земель совхоза «***», в коллективно-долевую собственность ОАО «***» передавалось-*** га, из них *** га пашни. Право на получение бесплатного земельного пая имело *** человек. <дата> Постановлением главы администрации Арзамасского района № «Об утверждении проекта землеустройств» (перераспределения земель) ОАО «***» установлена фактическая доля сельскохозяйственных угодий, приходящихся на 1 человека в размере *** га, из них *** га пашни, что соответствует простой арифметической дроби ***. На основании постановления ОАО «***» был выдан государственный акт № на площадь коллективно-долевой собственности равной *** га(пашня). В настоящее время земельный участок, закрепленный за ОАО «***» учитывается в государственном кадастровом учете под кадастровым номером №, местоположение определено по адресу: <адрес>, земли ОАО «***». С момента издания Постановления главы администрации Арзамасского района Нижегородской области № от <дата> «Об утверждении проекта землеустройств» у граждан возникло право на земельные доли в земельном участке. На основании данного постановления всем гражданам, имеющим право на получение земельной доли в ОАО «***», Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Арзамасского района Нижегородской области были оформлены свидетельства о праве собственности на землю. К настоящему времени большая часть собственников земельных долей распорядились принадлежащими им правами собственности. Ответчики - собственники земельных долей с момента возникновения у них прав на земельные доли никаким образом не распорядились принадлежащими им правами, что в свою очередь влечет исключение части сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота. <дата> состоялось общее собрание собственников земельных долей, которым была определена часть находящегося в общей долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли. В качестве таковой части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности определены: - земельный участок площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 320 м на юго-запад от <адрес> поле №, севооборот №, земельный участок площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 550м южнее <адрес>, поле №, севооборот № (участок №). Сообщение о собственниках невостребованных земельных долей в земельном участке ОАО «***» было опубликовано в газете «К» № (№) от <дата> и газете «А» № от <дата> С момента публикации сообщения о невостребованных земельных долях от ответчиков заявления о намерении воспользоваться своими правами как участники долевой собственности не поступили. Администрация Арзамасского района Нижегородской области уведомила Правительство Нижегородской области о выявленных невостребованных земельных долях в земельном участке ОАО «***». Правительство Нижегородской области распоряжением № от <дата> отказалось от преимущественного права образования земельного участка в счет невостребованных земельных долей в земельном участке ОАО «***», таким образом, предоставив право на образование земельного участка в счет невостребованных земельных долей администрации Арзамасского района. Постановлением главы местного самоуправления Арзамасского района № от <дата> «Об образовании земельных участков в счет невостребованных земельных долей» в составе земельного участка под кадастровым номером №, имеющего местоположение: <адрес>, ОАО «***», в счет невостребованных земельных долей образованы: - земельный участок площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 320 м на юго-запад от <адрес> поле №, севооборот №, кадастровый номер №; - земельный участок площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 550м южнее <адрес>, поле №, севооборот № (участок №) кадастровый номер №. Истец в обоснование своих требований ссылается на положения Конституции РФ, ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения № 101-ФЗ от 24.07.2002г.; Закон Нижегородской области «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области» № от <дата>; Распоряжение Правительства Нижегородской области № от <дата>; Земельный кодекс РФ. Определением Арзамасского городского суда от <дата> произведена замена умерших ответчиков Саблуковой А.В. её наследниками Поруновой Т.А., Ляпиной Е.А., Сивкова Ю.Н. его наследницей Гаврилиной Н.Н., Семина М.П. и Семиной С.Д. их наследницей Тикуновой З.М., Сбитневой С.С. ее наследницей Рябовой Н.А., Самсонова Б.В., Свистуновой Т.Н., Свистунова В.В., Селиверстова А.С., Сергеева С.Ф., Сергеева Ю.М., Сажиной Н.С., Сауниной А.Ф. Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению федеральным имущество по Нижегородской области и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №1 по Нижегородской области. Определением Арзамасского городского суда от <дата> произведена замена ненадлежащих ответчиков Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имущество по Нижегородской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Нижегородской области, как правоприемников умершего ответчика Самсонова Б.В., на Самсонову А.Е. Определением Арзамасского городского суда от <дата> произведена замена умерших ответчиков Самсоновой А.Е. ее наследниками Бариновой С.Б. и Мишаниной О.Б. и Поруновой Т.А. ее наследником Поруновым В.Н.. Определением Арзамасского городского суда от <дата> произведена замена умершего ответчика Мишаниной О.Б. ее наследником Мишаниным Н.В.. Представитель истца Управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского района по доверенности М. исковые требования и их обоснование поддержала. Ответчики Порунов В.Н., Ляпина Е.А., Гаврилина Н.Н., Тикунова З.М., Рябова Н.А., Баринова С.Б., Мишанин Н.В., Территориальный орган управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №1 по Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив письменные материалы данного гражданского дела, судья приходит к следующему. В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Согласно ч.1 ст.6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. В соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Статьей 3 ФЗ РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», предусмотрено, что Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Статьями 77 и 79 Земельного кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст.10, ст.12 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю. Согласно ст.13 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок. В соответствии со ст.14 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Решением общего собрания участников долевой собственности определяются: условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление; На основании ст.15 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст.18 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с Указом Президента РФ № 1767 от 17 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. В соответствии с оответствии с ч.1,3ч.1,7,20 «Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи», утвержденных Постановлением Правительства РФ №96 от 01 февраля: 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев»,внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи: составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 Рекомендаций; рассчитывают (уточняют) размеры земельных долей и имущественных паев; на основе проведенной работы подготавливают пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи согласно Приложению №; оформляют, регистрируют и выдают свидетельства о праве на имущественные паи и организуют выдачу подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли; по завершении работы объединяют все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передают их на хранение в органы местной администрации. На получение в собственность земельных долей имеют право: работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с Рекомендациями; пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории; наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности). Всем собственникам земельных долей при наличии заявлений от них выдаются свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России". При реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) временным документом, удостоверяющим право собственности на земельную долю, может служить выписка из приложения к документу, удостоверяющему право общей собственности на землю (решению местной администрации, государственному акту (свидетельству)). Указанная выписка выдается районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и подлежит сдаче при получении свидетельства, указанного в абзаце первом настоящего пункта. В судебном заседании установлено следующее. <дата> ОАО «***» было поставлено на учет в налоговом органе. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № от <дата> ОАО «***» ликвидировано вследствие банкротства и снято с учета в налоговом органе <дата> (л.д. №). На основании постановления главы администрации Арзамасского района № от <дата> был утвержден проект землеустройства (перераспределения земель), согласно которого была определена фактическая доля сельскохозяйственных угодий, приходящаяся на 1 человека, приватизирующего землю в ОАО «***», которая составила *** га (л.д.№). На основании вышеуказанного постановления ОАО «***» был выдан государственный Акт, согласно которого ОАО «***» Арзамасского района предоставлено всего *** гектаров земель, в том числе из них бесплатно в коллективно-долевую собственность *** гектаров и в бессрочное (постоянное пользование) пользование *** гектара для сельскохозяйственного производства за № (л.д.№). В настоящее время земельный участок, закрепленный за ОАО «***» учитывается в государственном кадастровом учете под кадастровым номером №, местоположение определено по адресу: <адрес>, земли ОАО «***» (л.д. №). <дата> состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок площадью *** га из земель сельскохозяйственного назначения в массиве земель ООО «***» /ОАО «***», которым было определено местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которого находятся невостребованные земельные доли, в том числе и спорные земельные участки (л.д.№). Постановлением правительства Нижегородской области от <дата> № «Об утверждении Перечня средств массовой информации для опубликования сообщений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что сообщения о собственниках невостребованных земельных долей на территории Арзамасского района Нижегородской области публикуются в газетах Н» или «К», «А». Сообщение о собственниках невостребованных земельных долей, в том числе и ответчиках по данному делу, в земельном участке ОАО «***» было опубликовано в газете «К» № (№) <дата> и газете «А» № от <дата> (л.д.№). Правительство Нижегородской области распоряжением № от <дата> отказалось от образования (формирования) в составе земельного участка с кадастровым номером №, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в Нижегородской области, Арзамасском районе, земли ОАО «***» земельных участков в счет невостребованных земельных долей (л.д.№). Судом установлено, что Постановлением главы местного самоуправления Арзамасского района № от <дата> «Об образовании земельных участков в счет невостребованных земельных долей» в составе земельного участка под кадастровым номером №, имеющего местоположение: <адрес>, земли ОАО «***», в счет *** невостребованных земельных долей, образованы в том числе земельные участки, на которые претендует истец: - земельный участок площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 320 м на юго-запад от <адрес> поле №, севооборот №, - земельный уча ток площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 550м южнее <адрес>, поле №, севооборот № (участок №). Данные земельные участки поставлены на кадастровый учет (л.д.№). Какие - либо права на вышеуказанные земельные участки ни за кем не зарегистрированы, что подтверждается сообщениями об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>,<дата> и <дата> и <дата> (л.д.№). Ответчики не представили суду доказательств того, что они каким-либо способом приняли решение о распоряжении своим имущественным правом и распорядились своими земельными долями. В соответствии с п.5 ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец имеет право на 13 невостребованных долей, общая площадь которых составляет ***,*** га (13 х *** га) Площадь земельных участков, на которые претендует истец, составляет *** кв.м. (*** + *** кв.м.). На основании вышеизложенного, учитывая размеры и расположение сформированных земельных участков в счет невостребованных земельных долей ответчиков, а также отсутствие претензий со стороны правопреемников граждан, являющихся собственниками спорных земельных долей, суд полагает, что исковые требования УМИ администрации Арзамасского района к Порунову В.Н., Ляпиной Е.А., Гаврилиной Н.Н., Тикуновой З.М., Рябовой Н.А., Бариновой С.Б., , Территориальному органу управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №1 по Нижегородской области о признании права муниципальной собственности на земельные участки, прекращении права общей долевой собственности подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, судья решил: Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Арзамасский район на: - земельный участок площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 320 м на юго-запад от <адрес> поле №, севооборот №, кадастровый номер №; - земельный уча ток площадью *** кв.м., имеющий местоположение в 550м южнее <адрес>, поле №, севооборот № (участок №) кадастровый номер №. Прекратить право собственности Порунова В.Н., Ляпиной Е.А., Гаврилиной Н.Н., Тикуновой З.М., Рябовой Н.А., Бариновой С.Б., Мишанина Н.В. на долю в праве общей долевой собственности по адресу: ОАО «***». Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Арзамасского городского суда подпись Е.В. Гульовская.