Решение о прекращении действия права управления транспортными средствами.



Дело № 2-2046/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата>        г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.Б.,

при секретаре Никитиной О.Н.,

с участием прокурора Головань А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Дикарину В.И. о прекращении действия права управления транспортными средствами,

установил:

Арзамасский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Дикарину В.И. о прекращении права управления транспортными средствами, указав, что Арзамасской городской прокуратурой по обращению Б. проведена проверка законности выдачи водительского удостоверения Дикаркину В.И. В ходе проверки установлено, что <дата> Дикаркину В.И. было выдано водительское удостоверение категории «ВС». Данное удостоверение было выдано на основании медицинской справки от <дата>. Проверкой, проведенной УВД по г.***, было установлено, что данная справка является поддельной, в списках поликлиники , где была получена данная справка, под Дикаркин В.И. не числится. Записи в амбулаторной карте о прохождении комиссии нет. Из чего следует, что данная справка была получена незаконно, а значит на момент выдачи водительского удостоверения достоверных сведений о состоянии здоровья и о возможности управления им транспортного средства не имелось. Кроме того, из обращения Б. следует, что Дикаркин В.И. имеет инвалидность *** группы, что препятствует получению им водительского удостоверения. В соответствии со ст.2 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со статьей 3 этого же закона являются: приоритет ответственности государства за обеспечением безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Статьей 5 Закона определено, что обеспечение безопасности дорожного движении осуществляется помимо прочего и посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст.23 указанного федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Как определено статьей 25 Закона, граждане РФ, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями ст.27 Закона подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров РФ. Статьей 28 указанного федерального закона определен круг оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, каковыми являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения, ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, лишение права на управление транспортными средствами. Таким образом, федеральным законодательством РФ в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя. В соответствии с положениями ФЗ «О безопасности дорожного движения» имеются основания для прекращения действия права Дикаркина В.И. на управление транспортными средствами. Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства как источники повышенной опасности создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление же мото- и автотранспортными средствами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Арзамасский городской прокурор просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Дикарину В.И. <дата> рождения.

В судебном заседании прокурор Головань А.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Ответчик Дикаркин В.И. в судебное заседание не явился, извещался повесткой, направленной заказным письмом, что подтверждается заказным письмом, вернувшимся по истечении срока хранения. Ответчик не сообщил в суд об уважительности причин неявки, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. С учетом изложенного, в соответствии с ч.4 ст.167, 119 ГПК РФ суд полагает возможным приступить к рассмотрению и рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.27 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 Федерального закона. Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортными средствами предоставляется: автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

лишение права на управление транспортными средствами.

Согласно п.38 Постановления Правительства РФ от 15.12.1999 года № 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», для замены водительского удостоверения, выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) в Государственную инспекцию представляются документы, указанные в пункте 16 Правил (кроме документа об оплате сдачи экзаменов), а также документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения.

Согласно п.16 Постановления Правительства РФ от <дата> «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется - кандидат в водители), представляет в Государственную инспекцию:

1) заявление;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

3) документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации);

4) медицинскую справку;

5) документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке);

6) водительское удостоверение (если ранее выдавалось);

7) фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции);

8) квитанцию (платежное поручение) об оплате сдачи экзаменов.

Согласно п.36 Постановления Правительства РФ от 15.12.1999 года № 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», водительские удостоверения, выданные до введения в действие Правил, действительны до истечения указанного в них срока. Если срок действия водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.

Согласно п.1, 4 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Дикаркину В.И. <дата> выдано водительское удостоверение категории «ВС» на основании медицинской справки от <дата> взамен водительского удостоверения категории «ВС» от <дата>, что подтверждается копией справки заместителя начальника РЭО ГИБДД от <дата>; справкой заместителя начальника РЭО ГИБДД от <дата>; информацией начальника ОГИБДД отдела МВД РФ России по г.*** от <дата>.

Медицинская справка от <дата> была получена Дикаркиным В.И. незаконно, поскольку в журнале регистрации выдачи медицинских справок за зарегистрирована справка на Ч., записей в амбулаторной медицинской карте Дикаркина В.И. о прохождении медицинской комиссии не имеется, что подтверждается материалом проверки по заявлению Б., проведенной Отделом МВД РФ по г.***.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Дикаркин В.И. <дата> не прошел обязательное медицинское освидетельствование водителя индивидуального транспортного средства.

В связи с тем, что водительское удостоверение категории «ВС» от <дата> было выдано Дикаркину В.И. на основании указанной медицинской справки, суд приходит к выводу о том, что водительское удостоверение было выдано Дикаркину В.И. незаконно, поскольку им в соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ от <дата> «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» не были предоставлены в Государственную инспекцию все необходимые документы, полученные в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, у Дикаркина В.И. не возникло право на управление транспортными средствами на основании указанного удостоверения.

Учитывая, что водительское удостоверение категории «ВС» от <дата> было фактически выдано Дикаркину В.И., указанное удостоверение является документом, подтверждающим наличие права управления транспортными средствами у Дикаркина В.И., срок действия удостоверения категории «ВС» от <дата> истек, суд полагает, что действие права управления транспортными средствами у Дикаркина В.И. в соответствии с удостоверением категории «ВС» от <дата> подлежит прекращению, в связи с чем, исковые требования Арзамасского городского прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ суд полагает взыскать с Дикаркина В.И. в доход государства государственную пошлину в размере *** руб.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Арзамасского городского прокурора удовлетворить.

Прекратить действие права управления транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением категории «ВС» от <дата> Дикарину В.И. <дата> рождения, уроженца <адрес>.

Взыскать с Дикарину В.И. в доход государства государственную пошлину в размере *** руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течении 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья        Попов С.Б.