Решение о признании права собственности.



Дело № 2-1751/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата>        г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.Б.,

при секретаре Кожаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления муниципальным имуществом администрации *** района к Карашову А.И., Карповой В.А., Карпову Е.Н., Волковой В.Н., Касаткиной П.И., Кириллову Л.М., Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании права муниципальной собственности на земельный участок в счет невостребованных земельных долей, прекращении права собственности на долю в праве долевой собственности,

установил:

Управление муниципальным имуществом администрации *** района обратилось в суд с иском к Карашову А.И., Карповой В.А., Карповой С.М., Касаткиной П.И., Кириллову Л.М. о признании права муниципальной собственности на земельный участок в счет невостребованных земельных долей, прекращении права собственности на долю в праве долевой собственности, указав, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» организация совхоз «***» путем общего собрания коллектива приняло решение о реорганизации совхоза «***» в коллективное предприятие - совхоз «***» с коллективно-долевой формой собственности. По проекту землеустройства из земель совхоза «***» в коллективно-долевую собственность передавалось *** га, из них *** га пашни, *** га пастбищ. Право на получение бесплатного земельного пая имело 860 человек. <дата> Постановлением главы администрации *** района «Об утверждении проекта землеустройства» (перераспределения земель) для совхоза «***» установлена фактическая доля сельскохозяйственных угодий, приходящихся на 1 человека, в размере *** га, из них *** га пашни, *** га пастбищ, что соответствует простой арифметической дроби 1/860. На основании Постановления от <дата> АОЗТ «***» был выдан государственный акт на площадь коллективно-долевой собственности, равной *** га. АОЗТ «***» является правопреемником совхоза «***». В настоящее время земельный участок, закрепленный за совхозом «***», учитывается в государственном кадастровом учете под кадастровым номером , местоположение определено по адресу: Нижегородская область, *** район, земли СПК «***». СПК «***» является правопреемником АОЗТ «***» путем преобразования в соответствии с законодательством РФ (постановление главы администрации *** района от <дата> «О регистрации изменений правового статуса юридического лица). С момента издания Постановления главы администрации *** района Нижегородской области от <дата> «Об утверждении проекта землеустройств» у граждан возникло право на земельные доли в земельном участке. На основании данного постановления всем гражданам, имеющим право на получение земельной доли в СПК «***», Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству *** района Нижегородской области были оформлены свидетельства о праве собственности на землю. К настоящему времени большая часть собственников земельных долей распорядились принадлежащими им правами собственности. Ответчики - собственники земельных долей с момента возникновения у них прав на земельные доли никаким образом не распорядились принадлежащими им правами, что в свою очередь влечет исключение части сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота. В соответствии со ст.13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование данного земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, на основании соответствующего решения муниципального образования. Статьей 13 указанного закона также предусмотрено, что общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которого равна сумме площади невостребованных земельных долей. <дата> проведено общее собрание собственников земельных долей. Ввиду того, что участниками долевой собственности являются граждане, которые являются умершими, собрание считается несостоявшимся, т.к. наследники неизвестны. Путем выделения земельных долей из общего числа земель коллективно-долевой собственности в счет невостребованных администрацией *** района определены следующие земельные участки:

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», примыкает к <адрес> с северо-западной стороны, поле , севооборот ;

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», ориентир <адрес>, примерно в 2750 м от ориентира по направлению на северо-восток.

Пунктом 5 ст.13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена необходимость публикации сообщения о собственниках невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Постановлением Правительства Нижегородской области от <дата> «Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования сообщений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области в случаях, предусмотренных ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусмотрено, что сообщения о собственниках невостребованных земельных долей на территории *** района Нижегородской области публикуются в газетах «Н» или «К», «А». Сообщение о собственниках невостребованных земельных долей в земельном участке СПК «***» было опубликовано в газете «Н» от <дата>, в газете «А» от <дата>. С момента публикации сообщения о невостребованных земельных долях от ответчиков заявления о намерении воспользоваться своими правами как участника долевой собственности не поступили. В соответствии со ст.17 Закона Нижегородской области «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области» администрация *** района уведомила Правительство Нижегородской области о выявленных невостребованных земельных долях в земельном участке СПК «***». Правительство Нижегородской области распоряжением от <дата> отказалось от преимущественного права образования земельного участка в счет невостребованных земельных долей в земельном участке СПК «***», таким образом, предоставив право на образование земельного участка в счет невостребованных земельных долей администрации *** района. Постановлением главы местного самоуправления *** района от <дата> «Об образовании земельных участков в счет невостребованных земельных долей» в составе земельного участка под кадастровым номером , имеющего местоположение Нижегородская область, *** район, СПК «***», образован:

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», примыкает к <адрес> с северо-западной стороны, поле , севооборот , кадастровый номер ;

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», ориентир <адрес>, примерно в 2750 м от ориентира по направлению на северо-восток, кадастровый номер .

Законом Нижегородской области № 195-З от 27.12.2007 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что в случае отказа Правительства области от образования (формирования) земельного участка в счет невостребованных земельных долей орган местного самоуправления муниципального района вправе образовать этот земельный участок, а также вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на этот земельный участок. Конституция РФ провозгласила право частной собственности на землю, предоставила собственникам право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, если это не наносит ущерба окружающей среде, отнесла земельное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов. В соответствии с п.1 ст.12 Земельного Кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Управление муниципальным имуществом администрации *** района просит суд признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием *** район на:

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», примыкает к <адрес> с северо-западной стороны, поле , севооборот , кадастровый номер ;

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», ориентир <адрес>, примерно в 2750 м от ориентира по направлению на северо-восток, кадастровый номер ,

прекратить у ответчиков право собственности на долю в праве общей долевой собственности в земельном массиве СПК «***».

Определениями суда произведена замена умершего ответчика Карповой С.М. на правопреемников Карпова Е.Н. и Волкову В.Н., в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (л.д.).

В судебное заседание представитель истца не явился, поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца, исковые требования поддерживают.

Ответчики Карпов Е.Н. и Волкова В.Н. в судебное заседание не явились, извещены повесткой заказным письмом.

В соответствии со сведениями, поступившими из органов ЗАГСа и от нотариусов, ответчики Карашов А.И., Карпова В.А., Касаткина П.И., Кириллов Л.М. умерли, наследственные дела после их смерти не открывались (л.д.).

Представитель ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой заказным письмом.

Изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ч.1 ст.6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно ч.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно ст.3 ФЗ РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст.77 и ст.79 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст.10,12 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

Согласно ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.

Согласно ст.14 Федерального Закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Решением общего собрания участников долевой собственности определяются: условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление.

Согласно ст.15 Федерального Закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно со ст.18 Федерального Закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1767 от 17 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

В соответствии с оответствии с ч.1,3ч.1,7,20 «Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 96 от 01 февраля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи:

составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 Рекомендаций;

рассчитывают (уточняют) размеры земельных долей и имущественных паев;

на основе проведенной работы подготавливают пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи согласно Приложению N 1;

оформляют, регистрируют и выдают свидетельства о праве на имущественные паи и организуют выдачу подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли;

по завершении работы объединяют все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передают их на хранение в органы местной администрации.

На получение в собственность земельных долей имеют право:

работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с Рекомендациями;

пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории;

наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).

Всем собственникам земельных долей при наличии заявлений от них выдаются свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".

При реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) временным документом, удостоверяющим право собственности на земельную долю, может служить выписка из приложения к документу, удостоверяющему право общей собственности на землю (решению местной администрации, государственному акту (свидетельству)). Указанная выписка выдается районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и подлежит сдаче при получении свидетельства, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации *** района от <дата> утверждена фактическая доля сельскохозяйственных угодий на одного человека в совхозе «***» в размере *** га (л.д.), что также подтверждается постановлением главы Администрации *** района от <дата> (л.д.).

Совхоз «***» <дата> преобразован в АОЗТ «***», что подтверждается уставом АОЗТ «***» и постановлением главы администрации *** района от <дата> (л.д.).

На основании вышеуказанного постановления АОЗТ «***» предоставлено в коллективную долевую собственность бесплатно *** га земли, в бессрочное пользование *** га для сельскохозяйственного производства, всего *** га, что подтверждается копией государственного акта (л.д.).

Согласно приложения к указанному государственному акту определен список собственников, и размер их земельных долей, в том числе умерших ответчиков (л.д.).

АОЗТ «***» <дата> преобразовано в СПК «***», что подтверждается Уставом СПК «***» (л.д.), постановлением главы Администрации *** района от <дата> (л.д.), выпиской из ЕГРЮЛ от <дата> (л.д.).

Земельный участок, переданный СПК «***», состоит на кадастровом учете и имеет кадастровый номер , что подтверждается копией кадастрового паспорта земельного участка от <дата> (л.д.).

Общим собранием членов СПК «***» от <дата> местоположение земельного участка, в границах которого находятся невостребованные доли, не установлено, что подтверждается протоколом общего собрания участников долевой собственности от <дата> (л.д.).

В *** году в средствах массовой информации были опубликованы сообщения о собственниках невостребованных земельных долей, в том числе об ответчиках по делу, что подтверждается: копией газеты «А» от <дата> и газеты «Н» от <дата> (л.д.).

Постановлением Администрации *** района от <дата> «Об образовании земельных участков в счет невостребованных земельных долей», в которое были внесены изменения Постановлениями администрации *** района от <дата> , в счет невостребованных земельных долей включены земельные участки (л.д.):

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», примыкает к <адрес> с северо-западной стороны, поле , севооборот , кадастровый номер ;

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», ориентир <адрес>, примерно в 2750 м от ориентира по направлению на северо-восток, кадастровый номер .

Правительство Нижегородской области отказалось от включения в счет невостребованных земельных долей указанных земельных участков, что подтверждается копией Распоряжения Правительства Нижегородской области от <дата> «Об отказе от образования (формирования) земельных участков в счет невостребованных земельных долей» (л.д.).

Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет, что подтверждается: копиями кадастровых паспортов земельных участков (л.д.).

Доказательств того, что ответчики каким-либо образом распорядились своими правами на земельные доли, не представлено.

С момента вынесения постановления главы Администрации *** района от <дата> прошло более трех лет.

Общая площадь долей земельных участков, причитающихся ответчикам, составляет *** га (*** га х 5).

Общая площадь спорных земельных участков составляет *** га (*** кв.м + *** кв.м = *** кв.м).

Таким образом, площади пяти невостребованных долей земельного участка соответствуют суммарной площади спорных земельных участков.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает требования истца о признании права муниципальной собственности на спорные земельные участки подлежащими удовлетворению, в связи с чем, подлежит прекращению право общей долевой собственности ответчиков на земельный участок СПК «***».

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления муниципальным имуществом администрации *** района удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием *** район на:

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», примыкает к <адрес> с северо-западной стороны, поле , севооборот , кадастровый номер ;

- земельный участок площадью *** кв.м, имеющий местоположение СПК «***», ориентир <адрес>, примерно в 2750 м от ориентира по направлению на северо-восток, кадастровый номер .

Прекратить право общей долевой собственности Карашова А.И., Карповой В.А., Касаткиной П.И., Кириллова Л.М. на долю в праве общей долевой собственности в размере *** га за каждым, Карпова Е.Н. и Волковой В.Н. на долю в праве общей долевой собственности в размере *** га в земельном участке земель СПК «***» кадастровый номер .

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течении 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья        Попов С.Б.