Дело № 2-2741/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <дата> г.Арзамас Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Попова С.Б., при секретаре Роговой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления муниципальным имуществом администрации ***** района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, установил: Управление муниципальным имуществом администрации ***** района обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, указав, что <дата>, <дата> и <дата> Управление муниципальным имуществом администрации ***** района, наделенное в соответствии с Положением об Управлении полномочиями управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, поставило на учет в Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области как бесхозяйное имущество, собственник которого неизвестен: - здание проходной площадью *** кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; - здание гаража площадью *** кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; - магазин площадью *** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - магазин площадью *** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Указанное имущество собственника не имеет, что подтверждается сообщениями из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области, Министерства государственного имущества и земельных ресурсов по Нижегородской области, ***** филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация», выписками из реестра муниципальной собственности УМИ администрации ***** района. Статья 290 ГПК РФ предусматривает постановку на учет органом осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество в течение года. Данное бесхозяйное имущество принято на учет <дата>, <дата>, <дата> и находилось на учете в течение года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в ст.15 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся в частности: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Согласно ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование может иметь имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, в том числе, здание проходной для производственных целей. Решение указанных вопросов местного значения возложено Уставом ***** муниципального района. В соответствии с п.3 ст.7 Устава администрация ***** района обладает от имени муниципального района правом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления, осуществляя местную власть на своей территории, выполняют множество социально значимых функций. Бесхозяйность имущества представляет собой своеобразное девиантное явление. Задачей органов местного самоуправления становится выявление брошенного имущества и осуществление контроля за ним. Таким образом, управление муниципальным имуществом администрации ***** района обладает правом обращения в суд с заявлением о признании права собственности в целях поддержания порядка и защиты муниципального имущества. Ранее управление муниципальным имуществом администрации ***** района обращалось с иском о признании права собственности на указанные объекты. Определением Арзамасского городского суда от <дата>, <дата>, <дата> заявления оставлены без рассмотрения в связи с наличием спора о праве. УМИ обратилось в арбитражный суд о признании права собственности на данные объекты. Арбитражный суд в иске УМИ отказал, указав, что нет спора о праве. Управлением муниципальным имуществом администрации ***** района просит суд признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием ***** район на объекты недвижимого имущества: здание проходной площадью *** кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; здание гаража площадью *** кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; магазин площадью *** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; магазин площадью *** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В судебное заседание представитель заявителя Управления муниципальным имуществом администрации ***** района, представитель заинтересованного лица Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не явились, извещены повесткой заказным письмом, что подтверждается уведомлением о вручении. От заявителя, а также от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. В соответствии с письменным отзывом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области спорные объекты в реестре имущества государственной собственности Нижегородской области не числятся. В случае, если заявителем соблюден порядок постановки на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйной вещи, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, министерство не возражает против удовлетворения заявленных требований. Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен повесткой заказным письмом, что подтверждается уведомлением о вручении. Сведения о причинах неявки и их уважительности не представлено, в связи с чем, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Нижегородской области. В соответствии с письменными возражениями Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Нижегородской области заявитель инициировал подачу заявления о признании права муниципальной собственности в соответствии со ст.225 ГК РФ. В период, когда учет федерального имущества осуществлялся в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 года № 696, указанные объекты недвижимости в реестре федерального имущества не числились. Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 года № 447 отменило Положение об учете федерального имущества и ведение реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 года № 696. Данное Постановление не отменяет оснований возникновения прав федеральной собственности, а совершенствует порядок учета федерального имущества и утверждает новую структуру реестрового номера, присваиваемого объекту учета. В настоящее время Территориальное Управление осуществляет учет федерального имущества в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года № 447. Согласно представленным в реестр документам сведениями об указанных объектах недвижимости Территориальное управление не располагает. Факт отсутствия данных об учете спорных объектов в реестре федерального имущества не является доказательством отсутствия имущественных прав Российской Федерации на спорные объекты. Согласно п.29 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года № 447, если в результате контрольных проверок будет выявлено имущество, которое не поставлено к учету в реестре, а также право федеральной собственности на которое не зарегистрировано, или будет установлено, что оно находится в собственности Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества обязано совершить дальнейшие действия по учету выявленного имущества в реестре федерального имущества. Заявление подано и рассматривается в суде в порядке ст.290 ГПК РФ. Если следовать законодательным положениям ст.225 ГК РФ, бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, или наличие отказа собственника от права собственности на данное имущество. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел (ч.2 ст.191 ГПК РФ) и подлежат установлению в судебном заседании (ч.2 ст.293 ГПК РФ). Бремя доказывания указанных фактов лежит на заявителе. В соответствии со ст.212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Любой объект капитального строительства имеет своего застройщика и включительно до даты подачи заявителем заявления о признании права муниципальной собственности в порядке ст.225 ГК РФ, какие-либо имущественные притязания частных лиц или уполномоченных органов местного самоуправления на спорные объекты не поступали. Данное обстоятельство свидетельствует, что спорный объект был построен за счет централизованных государственных капиталовложений и является объектом государственной собственности. В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие об обратном. Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. В соответствии пп.5 ст.214 ГК РФ порядок разграничения объектов федеральной собственности устанавливается специальным законом. Впредь до его принятия на территории РФ действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 года № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр, суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1. Заявитель подал заявление о признании права собственности на спорные объекты не в порядке норм Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, а в порядке норм ст.225 ГК РФ. В порядке ст.225 ГК РФ признается право собственности на бесхозяйную вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Факт подачи заявления является доказательством того, что спорные объекты не внесены в муниципальный реестр и не относятся к объектам государственной собственности, указанным в Приложении № 3. В материалах дела имеются письменные доказательства о том, что спорные объекты также не внесены в соответствующий реестр федеральной или областной собственности и не относятся к объектам собственности, указанным в Приложении № 1 и № 2. В силу п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, до определения соответствующего собственника объектов государственной собственности, не указанных в приложениях № 1, 2 и 3, они являются собственностью Российской Федерации. Следовательно, собственник на спорные объекты имеется, и он известен в силу закона - Российская Федерация. Право федеральной собственности на спорные объекты возникло до вступления в законную силу ФЗ РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ и признается юридически действительным в силу п.1 ст.6 данного закона. В силу положений п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом только на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении данного имущества. В силу п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается только в случаях, указанных законом. В п.3 ст.212 ГК РФ разъяснено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Заявитель не представил допустимые доказательства прекращения права собственности РФ на спорные объекты. Согласно ст.6 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств. Согласно п.3 ст.263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. Так как Российская Федерация заявляет свои вещные права на спорные объекты, требования заявителя о признании в порядке ст.225 ГК РФ права муниципальной собственности на спорные объекты как на бесхозяйственные объекты недвижимости неправомерны и не подлежат рассмотрению в порядке особого производства. Изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании недвижимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Согласно п.5 ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Согласно п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно п.3 ст.218 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В судебном заседании установлено, что на территории ***** района Нижегородской области расположено имущество: здание проходной площадью *** кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; здание гаража площадью *** кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; магазин площадью *** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; магазин площадью *** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - которое в реестре федерального имущества, в реестре государственной собственности Нижегородской области, в реестре муниципальной собственности ***** района не числится, что подтверждается: письмами Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от <дата>, от <дата>, от <дата>; письмами Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от <дата>, от <дата>, от <дата>; выписками из реестра муниципального имущества от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>; возражениями Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области; отзывом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Сведения о правах собственности на указанные объекты недвижимости в реестровой книге БТИ отсутствуют, что подтверждается: справками ***** филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» от <дата>, от <дата>, от <дата>. Спорное имущество поставлено заявителем на учет в качестве бесхозяйного, что подтверждается: выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, принятом на учет, от <дата> в отношении магазина по адресу <адрес>; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> в отношении магазина по адресу <адрес>; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от <дата> в отношении магазина по адресу <адрес>; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> в отношении магазина по адресу <адрес>; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от <дата> в отношении магазина по адресу <адрес>; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> в отношении магазина по адресу <адрес>; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от <дата> в отношении здания гаража по адресу <адрес>; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> в отношении здания гаража по адресу <адрес>; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от <дата> в отношении здания проходной по адресу <адрес>. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник спорного недвижимого имущества неизвестен, оно является бесхозяйным, что также подтверждается решением Арбитражного суда Нижегородской области от <дата> по иску Управления муниципальным имуществом администрации ***** района к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании права муниципальной собственности. Доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о том, что спорное имущество было построено за счет централизованных государственных капиталовложений, не подтверждаются материалами дела. Согласно п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Суд полагает, что спорные объекты недвижимого имущества: два магазина, здание гаража и здание проходной, - относятся к недвижимому имуществу, указанному в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, т.е. к объектам, относящимся к муниципальной собственности, в связи с чем, доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о том, что спорное имущество находится в федеральной собственности, суд принять не может. В связи с указанными обстоятельствами также суд не может принять во внимание и доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о том, что имеется спор о праве, что также подтверждается решением Арбитражного суда Нижегородской области от <дата> по иску Управления муниципальным имуществом администрации ***** района к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании права муниципальной собственности, в соответствии с которым судом установлено, что спор о праве между сторонами отсутствует. В соответствии с пп.2 п.1 Положения об Управлении муниципальным имуществом администрации ***** района Нижегородской области, указанный орган уполномочен осуществлять управление и распоряжение в пределах своей компетенции муниципальным имуществом. Заявитель обратился в суд с заявлением по истечении года со дня постановки спорного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного на учет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Управление муниципальным имуществом администрации ***** района Нижегородской области вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на спорное недвижимое имущество, в связи с чем, требования заявителя суд полагает подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием ***** район на объекты недвижимого имущества: - здание проходной площадью *** кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; - здание гаража площадью *** кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; - магазин площадью *** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - магазин площадью *** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течении 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Попов С.Б.