Дело № 2-2235/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <дата> г.Арзамас Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Попова С.Б., при секретаре Никитиной О.Н., с участием истца Бритова В.Н., ответчика ИП Далёкиной, представителя ответчика ООО «В» - Б. по доверенности от <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бритова В.Н. к ООО «В», ИП Далёкиной о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, у с т а н о в и л: Бритов В.Н. обратился в суд с иском к ООО «В», ИП Далёкиной о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, указав, что <дата> он обратился к ИП Далёкиной (туристическая компания «***») с целью организации ему и его семье морского круиза. Указанная организация подобрала круиз с интересующим его маршрутом ***-***-*** на круизном лайнере *** с <дата> по <дата>. Общая стоимость для его семьи из трех человек (Бритов В.Н., Н., Д.) составила *** руб., из которых <дата> им было уплачено ИП Далёкиной *** руб., что подтверждается заявкой на бронирование туристского продукта (приложение № к договору № от <дата>). По условиям частично оплаченного (забронированного) им туристского продукта он и его семья должны были самостоятельно добраться до <адрес>, т.е. в стоимость круизного тура не входила стоимость билетов до пункта отправления. В связи с этим им для того, чтобы добраться до <адрес> на следующий день после частичной оплаты круиза, т.е. <дата>, были приобретены авиабилеты на троих вышеупомянутых человек по следующим маршрутам: ***-*** с датой вылета <дата>, ***-*** с датой вылета <дата>, ***-*** с датой вылета с <дата>, ***-*** с датой вылета <дата>. Общая стоимость авиабилетов составила *** руб. <дата> ему стало известно, что туроператором (ООО «В») в одностороннем порядке без согласования с ним, как потребителем, была изменена дата начала круиза с <дата> на <дата>. Узнав об этом, он <дата> обратился в ООО «В» с претензией, в которой просил туроператора переоформить имеющиеся у него и его семьи авиабилеты под круиз со сроком начала <дата>, или приобрести новые авиабилеты на <дата>, или возместить понесенные им расходы в размере *** руб., из которых *** руб. - внесенная им предоплата за туристский продукт, *** руб. - стоимость приобретенных авиабилетов на троих человек. В ответ на его претензию ООО «В» письмом от <дата> уведомил его, что его круиз на лайнере *** с <дата> по <дата> с посадкой на *** аннулирован. В этой же претензии туроператор предложил ему либо отказаться от дальнейших круизов с полным возвратом средств, уплаченных за его круиз, либо перенести уплаченные средства в полном объеме в счет любого более позднего круиза на его выбор. Его требование о возврате помимо денежных средств, потраченных на оплату туристского продукта, стоимости авиабилетов, ООО «В» в указанном письме оставил без ответа и удовлетворения. ООО «В» в нарушение ст.309, 310, 450, 452 ГК РФ, ст.10 ФЗ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», п.20 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года № 452 в своем письме от <дата> в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора, что является недопустимым. В силу ст.9 ФЗ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ООО «В» как туроператор должен отвечать за действия своего партнера - круизной компании ***, в том числе и за действия, связанные с полным изменением расписания круизов компании в зимнем сезоне, что фактически повлечет невозможность осуществить путешествие по приобретенному им туристскому продукту в оговоренные сроки. При заключении договора о реализации туристского продукта ему не была предоставлена полная и достоверная информация о туристском продукте в соответствии с п.1, 2 ст.10 Закона «О защите прав потребителей», в частности информация о том, что осуществить путешествие в срок, указанный в Приложении к договору № от <дата> в период с <дата> по <дата> ему не представится возможным по причине того, что расписание круизов компании полностью изменено. По этой причине, т.к. в стоимость круиза не входила стоимость билетов от места отправления, он был вынужден приобрести авиабилеты именно на дату начала круиза, обозначенную в Приложении № к договору № от <дата>. Фактически в настоящее время у него имеются на руках авиабилеты, необходимые для осуществления путешествия ***-***-*** со сроком отправления с <дата>, однако воспользоваться ими он не может, т.к. частично оплаченный им круиз согласно письма туроператора от <дата> аннулирован, т.е. лететь ему по указанным авиабилетам некуда. В связи с этим стоимость авиабилетов в размере *** руб. является убытками, причиненными ему в результате отсутствия у него по состоянию на <дата> полной и достоверной информации о сроках криза, а значит в силу ст.15 ГК РФ, ст.10, 12 Закона «О защите прав потребителей» указанные убытки должны быть ему возмещены в полном объеме. Он самостоятельно предпринимал попытки к возврату билетов, однако сделать это ему не удалось, поскольку указанные билеты являются «невозвратными». До настоящего времени его требование о возврате *** руб., указанное в его претензии от <дата>, направленной в адрес ООО «В», не выполнено. В соответствии с п.2 ст.12, п.1,3 ст.31, п.5 ст.28 Закона «О защите прав потребителей» стоимость подлежащей взысканию неустойки за нарушение сроков возврата ему *** руб. за 73 дня с <дата> по <дата> составляет *** руб. Своими действиями ООО «В» причинил ему моральный вред, размер которого оценивает в *** руб., т.к. отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора и перенеся сроки морского путешествия причинил ему и его семье, в том числе малолетнему ребенку, нравственные страдания: он был вынужден беспокоиться и переживать о том, каким образом ему организовать уже частично оплаченный морской круиз, каким образом распорядиться авиабилетами, которые были им приобретены специально для путешествия в период с <дата> по <дата>. Бритов В.Н. просит суд взыскать с ООО «В», ИП Далёкиной *** руб., потраченных на бронирование им туристского продукта, убытки в размере *** руб., потраченные им на приобретение авиабилетов, неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** руб. В ходе рассмотрения дела от Бритова В.Н. поступило дополнительное исковое заявление об увеличении размера исковых требований, в соответствии с которым он просит взыскать с ООО «В», ИП Далёкиной неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя о возврате *** руб. за 87 дней с <дата> по <дата> в размере *** руб. и по день вынесения решения суда, неустойку за нарушение срока удовлетворения требований потребителя о возврате *** руб. по день вынесения решения суда, штраф в соответствии с п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. В связи с поступившим от Бритова В.Н. заявлением к ООО «В» о прекращении производства по делу в части взыскания *** руб., производство по делу в части взыскания указанной суммы с ООО «***» прекращено определением суда. В судебном заседании истец Бритов В.Н. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал и пояснил, что в сентябре *** года ему возвращены *** руб., поэтому в данной части от исковых требований он отказывается. Об изменении времени путешествия ему стало известно от друзей в июне *** года. Извещения об изменении сроков круиза от ответчиков не было, было только письмо с извинениями в конце августа *** года. Он обратился к ИП Далёкиной, чтобы она подобрала ему круиз в интересующем его направлении. ИП Далёкина подобрала ему круиз ***-***-*** на круизном лайнере *** с <дата> по <дата>. <дата> он заключил с ИП Далёкиной договор № о подборе и бронировании тура турагентом по заказу туриста. <дата> он внес ИП Далёкиной предоплату в размере *** руб. Все действия по указанному договору ИП Далёкина согласовывала с ООО «В». Менеджер ООО «В» М. сообщила, что нужно приобретать авиабилеты. Стоимость авиабилетов не входила в стоимость круиза, в связи с чем он <дата> он приобрел авиабилеты на сумму *** руб. Указанные денежные средства были переданы ИП Далёкиной, которая внесла их на счет авиакомпании. Сдать указанные билеты и вернуть деньги он не может, т.к. они являются невозвратными. По данному вопросу он обращался в Аэрофлот, но в возврате денег ему отказали. Представитель ответчика ООО «В» Б. исковые требования не признала и пояснила, что ООО «В» не является надлежащим ответчиком. Денежные средства в размере *** руб. истцу возвращены. Денежные средства за авиабилеты в размере *** руб. убытками для истца не являются, поскольку их можно вернуть в авиакомпании. Отказ авиакомпании от возврата денежных средств за билеты является неправомерным. Договор с истцом ООО «В» не заключало, поэтому обязательств перед истцом у них не имеется. Они могут аннулировать или перенести круиз, если нет полной оплаты, что и было в данном случае. Моральный вред является завышенным. Между ООО «В» и ИП Далёкиной заключен агентский договор. Предоплата по договору в размере *** руб. поступила к ним от турагента ИП Далёкиной После того, как Далёкина прислала им письменное требование о возврате указанной суммы, они перечислили ее турагенту. Об изменении сроков круиза ООО «В» стало известно в июне *** года. В августе *** года об этом был извещен ими истец. В письменных возражения на иск, поступивших от ООО «В», указано, что ООО «В» не принимало на себя обязательств перед истцом. Истцом заявлены требования о взыскании денежных средств с туроператора. Между тем, истец заключил договор с ИП Далёкиной (турагентом), который действовал от своего имени. ООО «В» не давало турагенту полномочий действовать от имени туроператора. Согласно условиям заключенного между турагентом и туроператором агентского договора № агент по поручению туроператора обязуется от своего имени реализовывать морские круизы. В силу положений п.1 ст.1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Исходя и п.3 ст.308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве стороны (для третьих лиц). Согласно п.4.1.2 агентского договора принципал вправе перенести сроки круиза. При этом в силу п.4.1.3 все споры, возникающие у агента с третьими лицами в связи с обстоятельствами, изложенными в п.4.1.2, разрешаются в соответствии с обязательственными отношениями агента с третьими лицами. ООО «В» также не принимало от истца каких-либо денежных средств. В связи с этим предъявление истцом каких-либо денежных требований к ООО «В» из договора, заключенного с иным лицом, необоснованно и неправомерно. При таких обстоятельствах ООО «В» является ненадлежащим ответчиком. ООО «В» исполнило свои обязательства перед ИП Далёкиной, возвратила ей все полученные от нее денежные средства в размере *** руб., что подтверждается платежным поручением № от <дата>. Возврат был произведен после получения от турагента оригинала соответствующего заявления. ИП Далёкина в свою очередь обязана возвратить указанные средства истцу. Ввиду того, что Бритов В.Н. не вносил данную сумму в ООО «В», у ООО «В» отсутствовали и отсутствуют основания для осуществления платежа в адрес истца. При этом авиабилеты бронировались самостоятельно истцом либо турагентом без участия их компании. Истец не понес убытков. Не только у ООО «В», но и у ИП Далёкиной отсутствуют обязанности по выплате каких-либо иных средств, кроме указанных в п.2. В материалах дела не имеется надлежащих подтверждений факта возникновения у Бритова В.Н. убытков. Требования истца о взыскании стоимости авиабилетов полагают необоснованными. Бритов В.Н. имеет возможность отказаться от перевозки, т.е. сдать билеты, и получить назад уплаченную сумму полностью в соответствии со ст.108 Воздушного кодекса РФ. Даты отправки по приобретенным истцом билетам приходятся на декабрь *** года. Даже на момент рассмотрения дела у истца есть право сдать билет и получить назад все уплаченные им средства. В соответствии с положениями п.231, 232 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.07.2007 года № 82, истец лично или через представителя праве получить денежные средства за авиабилеты. В связи с тем, что законодательство устанавливает безусловное право пассажира получить назад уплаченные суммы при отказе от полета не позднее, чем за сутки, полагают необоснованным утверждение истца о «невозвратных» билетах. Даже если перевозчик действительно занимает такую позицию, с его стороны это является неправомерным удержанием денежных средств. ООО «В» и ИП Далёкина не несут ответственность за неправомерные действия иного лица, с которым у истца заключен договор перевозки. В случае, если объяснения истца соответствуют действительности, причинителем вреда является авиаперевозчик, незаконно удерживающий средства. При таких обстоятельствах уплаченные за авиабилеты средства не могут быть убытками для Бритова В.Н. В случае, если истец допустит со своей стороны бездействие и вплоть до даты вылета на обратится сдать билеты, неблагоприятные последствия будут причинены не действиями (бездействием) турагента и/или туроператора, а его собственным поведением. Требования о взыскании неустойки и компенсации морального вреда необоснованны. ООО «В» не принимало на себя обязательств перед истцом, следовательно не нарушало и не могло нарушить какие-либо права истца ввиду отсутствия правоотношений с ним. По указанным основаниям у ООО «В» отсутствуют в том числе и обязанности по уплате истцу каких-либо денежных средств. В связи с этим основания для взыскания компенсации морального вреда и неустойки с ООО «В» отсутствуют. Обязанностей ИП Далёкиной перед истцом по возмещению стоимости билетов также не имеется. В любом случае заявленные истцом суммы неустойки и компенсации морального вреда явно не соответствуют принципам разумности и справедливости, равно как и последствиям рассматриваемого инцидента. На основании изложенного просят в удовлетворении исковых требований к ООО «В» отказать. Требования к ИП Далёкиной о взыскании стоимости билетов, компенсации морального вреда и неустойки также необоснованны. Ответчик ИП Далёкина исковые требования не признала и пояснила, что между ней и ООО «В» заключен агентский договор. К ней обращался Бритов В.Н. с просьбой подобрать круиз в *** океане. Она подобрала круиз, составила заявку на бронирование, после чего пришло подтверждение. Бритов В.Н. должен был внести предоплату в размере 30 % стоимости, и не позднее трех месяцев до начала круиза должен был полностью оплатить круиз. Истец внес ей деньги в качестве предоплаты, которые на следующий день она перечислила туроператору ООО «В». <дата> менеджер ООО «В» сказал, что нужно бронировать авиабилеты, т.к. к дате вылета их цена будет выше. Она забронировала билеты с Бритовым В.Н., они должны были быть оплачены в течение трех дней. Бритов В.Н. внес ей денежные средства для оплаты билетов, которые она перечислила в авиакомпанию, поскольку бронировала билеты она. При бронировании билетов до них была доведена информация, что они не подлежат возврату. Она не знала, что круиз могут перенести. Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценив и проанализировав доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно п.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Согласно п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно ст.9 Федерального закона от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта. Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействия) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляется на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени. Согласно абзацам 1, 5-7 ст.10 Федерального закона от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензии. Согласно п.2 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года № 452, под потребителем понимаются заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно п.20 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года № 452, каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Согласно п.21 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года № 452, претензии в связи с нарушением условий договора о реализации туристского продукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензии. Согласно п.22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года № 452, исполнитель в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» несет ответственность: за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации; за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта; за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта; за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, Правилами и иными нормативными актами Российской Федерации»; за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта. Потребитель, если ему не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора о реализации туристского продукта информацию о туристском продукте, вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков. Исполнитель, не предоставивший потребителю полной достоверной информации о туристском продукте, несет согласно п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» ответственность за недостатки туристского продукта, выявленные после оказания услуг потребителю вследствие отсутствия у потребителя такой информации. Последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со статьями 28, 30 и 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», а права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта и прав потребителя на отказ от исполнения договора о реализации туристского продукта - в соответствии со статьями 29 и 32 указанного закона. Согласно п.1 ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему требования потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Согласно ст.30 Закона РФ «О защите прав потребителей» недостатки оказанной услуги должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков оказанной услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяется в соответствии с п.5 ст.28 Закона. В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктами 1 и 4 статьи 29 Закона. Согласно п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Согласно ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В судебном заседании установлено, что <дата> Бритов В.Н. заключил с ИП Далёкиной договор о подборе и бронировании тура турагентом по заказу туриста, в соответствии с которым турагентом ИП Далёкиной подобран и забронирован туристский продукт (тур) для участников Бритова В.Н., Н., Д. по маршруту ***-***-*** в период с <дата> по <дата> на круизном лайнере *** с общей стоимостью туристского продукта *** руб., что подтверждается: договором № о подборе и бронировании тура турагентом по заказу туриста от <дата>; приложением № к указанному договору - заявка на бронирование туристского продукта; приложением № к указанному договору - сведения о туроператоре. <дата> Бритовым В.Н. внесена предоплата ИП Далёкиной по указанному договору в общем размере *** руб., что подтверждается: туристской путевкой № от <дата> на сумму *** руб. и туристской путевкой № от <дата> на сумму *** руб. В связи с тем, что перевозка до пункта отправки и стоимость авиабилетов не входила в стоимость туристского продукта, <дата> Бритовым В.Н. приобретены авиабилеты на имя Бритова В.Н., Н. и Д. по маршруту: ***-*** <дата>, авиакомпания Аэрофлот; ***-*** <дата>, авиакомпания AIRMAURITIUS; ***-*** <дата>, авиакомпания AIRMAURITIUS совместно с AIRFRANCE; ***-*** <дата>, авиакомпания Аэрофлот. Бронирование авиабилетов произведено ИП Далёкиной с оформлением в агентстве *** с оплатой через ИП Далёкину Общая стоимость указанных билетов, оплаченная истцом, составляет *** руб. Указанные обстоятельства подтверждаются: справкой ОАО Аэрофлот от <дата>; квитанцией от <дата> о перечислении денежных средств в размере *** руб. в ООО «***». Из объяснения истца и ответчика ИП Далёкиной установлено, что приобретенные билеты являются невозвращаемыми, что влечет невозможность получения обратно оплаченных за билеты денежных средств при отказе от перевозки, что также подтверждается справкой ОАО Аэрофлот от <дата>. <дата> между ООО «В» - туроператор (принципал) и ИП Далёкиной - турагент (агент) заключен агентский договор № на реализацию туристского продукта, в соответствии с которым агент обязуется по поручению принципала от своего имени реализовывать морские круизы (комплекс туристических услуг, входящих в состав морского круиза), а принципал обязуется выплачивать агенту вознаграждение, предусмотренное настоящим договором. По сделкам, совершенным агентом с туристами, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с туристами в непосредственные отношения по исполнению сделки. Указанные обстоятельства подтверждаются: агентским договором № на реализацию туристского продукта от <дата>. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что исполнителем по реализации туристского продукта Бритову В.Н. является турагент ИП Далёкина. В июне *** года Бритову В.Н. стало известно от третьих лиц о том, что круиз на лайнере *** с <дата> по <дата> аннулирован в связи с полным изменением расписания круизов, дата начала круиза изменена на <дата>, что подтверждается: объяснением истца и ответчика ИП Далёкиной в судебном заседании; копией письма ООО «В» от <дата>; копией претензии Бритова В.Н. <дата> Бритовым В.Н. направлена письменная претензия в ООО «В» с требованием переоформить авиабилеты под круиз с началом <дата>, либо приобрести новые авиабилеты, либо возместить ему все понесенные расходы в размере *** руб., что подтверждается копией претензии Бритова В.Н. от <дата>. <дата> денежные средства в размере *** руб. перечислены из ООО «В» на счет ИП Далёкиной по письму последней от <дата>, и <дата> возвращены истцу, что подтверждается: письмом ИП Далёкиной в ООО «В»; платежным поручением № от <дата>, расходным кассовым ордером от <дата>. В остальной части требования истца не выполнены. В связи с тем, что круиз был аннулирован, получить денежные средства за приобретенные билеты у авиаперевозчика у истца не представилось возможным, суд полагает, что истцу причинены убытки в размере стоимости билетов *** руб. Учитывая, что были изменены сроки путешествия по туристскому продукту, частично оплаченному истцом, что является существенным изменением обстоятельств, истец вправе потребовать расторжения договора о подборе и бронировании тура турагентом по заказу туриста от <дата>. Изменение сроков путешествия суд считает недостатком оказываемой услуги по реализации туристского продукта. В соответствии с п.2.2.6 агентского договора № на реализацию туристского продукта от <дата> турагент ИП Далёкина обязана уточнять у туроператора ООО «В» сроки и расписание круиза и доводить эту информацию до туристов. С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что турагентом ИП Далёкиной не была своевременно доведена до истца как потребителя туристского продукта достоверная информация о сроках морского круиза, в связи с чем услуга была предоставлена с недостатком, что привело к возникновению убытков для истца в размере стоимости авиабилетов на сумму *** руб., поэтому суд полагает, что истец вправе требовать возмещения указанных убытков с исполнителя - ИП Далёкиной. На основании изложенного, с учетом ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд полагает, требования истца о взыскании с ИП Далёкиной убытков в размере *** руб. подлежащими удовлетворению, а в удовлетворении указанных требований с ООО «В» суд отказывает. Поскольку истцу возвращена денежная сумма в размере *** руб., в удовлетворении требований о взыскании с ИП Далёкиной денежной суммы в размере *** руб. суд отказывает. В связи с тем, что права истца как потребителя были нарушены ИП Далёкиной, суд полагает, что истцу причинены нравственные страдания. С учетом обстоятельств дела, степени нравственных страданий истца, который не смог с семьей осуществить запланированный и частично оплаченный морской круиз, суд полагает, что требования истца в части взыскания компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично, и взыскивает с ИП Далёкиной в пользу истца компенсацию морального вреда в размере *** руб. Поскольку судом не установлено нарушений прав истца как потребителя со стороны ООО «В», требования Бритова В.Н. о взыскании компенсации морального вреда с ООО «В», а также неустойки за нарушения сроков добровольного удовлетворения требований истца о выплате ему денежных средств в размере *** руб. и *** руб. и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя удовлетворению не подлежат. В связи с тем, что истец не обращался к ИП Далёкиной как к исполнителю по реализации туристского продукта с претензией о возврате денежных средств в размере *** руб. и *** руб., суд полагает, что требования истца о взыскании с ИП Далёкиной неустойки за нарушение сроков выполнения требований потребителя и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст.103, 333.19 НК РФ суд взыскивает с ИП Далёкиной в местный бюджет государственную пошлину в размере *** руб. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Бритова В.Н. удовлетворить частично. Взыскать с ИП Далёкиной в пользу Бритова В.Н. убытки в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** руб., всего *** руб. В удовлетворении иска в остальной части отказать. Взыскать с ИП Далёкиной в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья Попов С.Б.