Дело № 2-2979/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <дата> Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Лесновой В.А., при секретаре Кальгиной М.Н., с участием представителей истца Калининой А.Д. по доверенности от <дата> Спиридонова Д.В. и адвоката Спиридонова В.В., ответчика администрации ***** муниципального района в лице представителя по доверенности от <дата> М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой А.Д. к администрации ***** муниципального района о признании постановления незаконным и о понуждении поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л: Калинина А.Д. обратилась суд с иском к администрации ***** муниципального района о признании постановления незаконным и о понуждении поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, постановлением администрации ***** муниципального района Нижегородской области от <дата> ей было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий. Причин отказа в постановлении указано не было. Устно работники администрации пояснили, что отказали ей в связи с тем, что она намерено ухудшила свои жилищные условия. Однако, с данным отказом она не согласна. Она является вдовой участника ВОВ, который умер <дата>. С <дата> она проживает в доме № по <адрес> общей площадью *** кв.м., жилой *** кв.м. После смерти супруга ее сын Е. переехал к ней и был зарегистрирован в указанном доме. Необходимость переезда сына к ней обусловлена тем, что ей ** год, она является инвалидом ** группы и нуждается в постоянном постороннем уходе. В селе **** нет магазина, в доме имеется печное отопление, нет центрального водоснабжения, торговля выездная, медицинское обслуживание выездное. В таких условиях она не может обходится без посторонней помощи. Считает, что ее действия по вселению и регистрации сына в доме не могут являться основанием для отказа в постановке на учет. Калинина А.Д. просит признать постановление администрации ***** муниципального района от <дата> незаконным и обязать администрацию ***** района поставить ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представители истца Калининой А.Д. по доверенности Спиридоновы Д.В. и В.В. исковые требования поддержали, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердили. Представитель администрации ***** муниципального района М. с требованиями Калининой А.Д. не согласна, считает, что зарегистрировав сына по своему адресу, истица намерено ухудшила свои жилищные условия. Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 21 п. 1 п.п. 4 и п. 2 п.п. 3 ФЗ РФ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. 2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации: 1.Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации: 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации: 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи. 3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Согласно п.3 ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» отказ в принятии граждан на учет в соответствии с ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если граждане с намерением приобрести право состоять на учетев течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В судебном заседании установлено. Калинина А.Д. и Н. состояли в браке с <дата>. Н. являлся участником Великой Отечественной войны. <дата> Н. умер. <дата> ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ***** района» выдало Калининой А.Д. справка о том, что она имеет право на меры социальной поддержки согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах», как супруга умершего участника ВОВ. Калинина А.Д. обратилась в администрацию ***** муниципального района с заявлением о постановке его на учет на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрацию ***** муниципального района № от <дата> ей отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий на оснований ст.53 ЖК РФ и п.п.3 п.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Данное постановление является незаконным по следующим основаниям. Согласно справке администрации **** сельсовета от <дата> жилой дом № по <адрес> принадлежит умершему Н., в нем зарегистрированы истец Калинина А.Д. и ее сын Е. Из выписки из похозяйственной книги от <дата> усматривается, что общая площадь дома составляет *** кв.м., жилая - *** кв.м. Калинина А.Д. является инвалидом ** группы. Согласно справке **** врачебной амбулатории от <дата> у Калининой А.Д. имеется *****, она нуждается в постоянном постороннем уходе. Из справки администрации **** сельсовета от <дата> в селе **** ***** района не имеется магазина, медпункта, дома с печным отоплением, нет центрального водоснабжения, водой пользуются из пруда и колодца, торговля выездная, медицинское обслуживание выездное. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.8 ч.1 п.3 Закона НО № 179-З от 16.11.2005 г. ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищногокодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Каких- либо доказательств, подтверждающих, что Калинина А.Д. зарегистрировала в доме № по <адрес> своего сына Е. умышленно и с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в материалах дела отсутствуют. Из этого следует, что Калинина А.Д. является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. В связи с изложенным, постановление администрации ***** муниципального района № от <дата> является незаконным и подлежит отмене. Учитывая изложенное, суд обязывает администрацию ***** муниципального района Нижегородской области поставить на учет Калинину А.Д., вдову участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении. Руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Постановление главы администрации ***** муниципального района № от <дата> признать незаконным и отменить его. Обязать администрацию ***** муниципального района Нижегородской области поставить на учет Калинину А.Д., вдову участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме. Судья В.А.Леснова