Решение о понуждении.



                                                        Р Е Ш Е Н И Е                       дело №2-2903/2011

                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г.,

при секретаре Верещагиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токаревой Т.Т. к администрации ***** муниципального района Нижегородской области об отмене постановления и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

                                                   У С Т А Н О В И Л :         

Токарева Т.Т. обратилась в суд с иском к администрации ***** муниципального района Нижегородской области об отмене постановления администрации ***** муниципального района Нижегородской области за от <дата> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении администрации ***** муниципального района Нижегородской области к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая, что постановлением Администрации ***** муниципального района Нижегородской области за от <дата> ей, вдове участника Великой Отечественной войны, инвалиду *** группы, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное решение вынесено неправомерно и незаконно, поскольку при решении вопроса о постановке ее на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия, ссылается на ст.53 ЖК РФ. Однако с данным выводом жилищной комиссии она не согласна. Из ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В настоящее время в доме, в котором она проживает, не имеется водопровода, канализации; нет ванной и санузла, год постройки дома - 1957 г. В силу своего состояния здоровья и престарелого возраста она не имеет возможности их провести, а они ей необходимы. Согласно редакции ФЗ «О ветеранах» ветераны ВОВ, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, то есть в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие, иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан, иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, члены семей погибших(умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан определенные ФЗ от 12.01.1995г. №5 «О Ветеранах». Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов ВОВ - до 1 мая 2010 г.                 Согласно данному Указу Президента РФ редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечением жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших( умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах». Так же внесены в Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» изменения, исключены из пункта 1 слова «до 1 мая 2010 г.» и «вставших на учет до 1 марта 2005 г.». Считает, что не включение ее в списки очередников на улучшение жилищных условий способствует ограничению ее прав и свобод, как инвалида, так и супруги умершего участника ВОВ наравне с другими гражданами.

В судебное заседание заявитель не явилась, извещена надлежащим образом.

Ее представитель по доверенности Носова И.А. иск поддержала.

Представитель администрации ***** муниципального района по доверенности М. иск не признала, указывая, что Токарева Т.Т. обращалась в администрацию ***** муниципального района по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, постановлением администрации района от <дата> в соответствии со ст. 53 ЖК РФ и пп.3 п.1 ст.8 Закона НО от <дата> «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и протоколом от <дата> комиссии по жилищным вопросам при администрации ***** муниципального района ей отказано в постановке на соответствующий учет. Основанием для принятия данного решения является то, что Токарева Т.Т. ухудшила свои жилищные условия, так как <дата> подарила принадлежавший ей на праве собственности жилой дом по <адрес> Л. Сама Токарева Т.Т. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, применительно к населенному пункту указанный дом отвечает санитарным и техническим требованиям, непригодным для пользования дом не признан.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно п.3 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст.8 ФЗ «О ветеранах»:

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в Федеральном законе.

Согласно ст.21 ФЗ «О ветеранах»:

1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1.Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст.8 Закона Нижегородской области «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»:

1. Отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если:

3) граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

3. К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся:

1) обмен жилого помещения с уменьшением его площади;

2) невыполнение условий договора социального найма, повлекшее расторжение договора социального найма и (или) выселение виновных граждан без предоставления другого жилого помещения;

3) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми;

4) уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы;

5) отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность;

6) изменение порядка пользования жилым помещением, в том числе заключение гражданином договора найма, безвозмездного пользования, иного договора, подтверждающего право пользования жилым помещением, от участия в приватизации которого данный гражданин отказался.

4. Не являются основанием для отказа в принятии на учет следующие действия, приведшие к ухудшению жилищных условий:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства, если до вселения они:

а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением площадью менее нормы предоставления;

в) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

г) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в государственную или муниципальную собственность, либо жилое помещение было изъято органами государственной власти Нижегородской области или органами местного самоуправления для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

3) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Согласно ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи.

В судебном заседании установлено.

Токарева Т.Т. является супругой участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом, Ф., умершего <дата>; имеет право на льготы, установленные ст.21 вышеуказанного Закона «О ветеранах», что подтверждается справкой от <дата>.

Токарева Т.Т. являлась собственником жилого дома общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. с тесовым двором - навесом, тремя тесовыми сараями, тесовым навесом, бревенчатым сараем, бревенчатой баней с предбанником, тесовыми ограждениями и земельного участка, на котором расположен дом, по <адрес>.

<дата> Токарева Т.Т. подарила данные дом и земельный участок Л., что подтверждается также свидетельствами о госрегистрации права.

<дата> Токарева Т.Т. обратилась в администрацию ***** муниципального района о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий.

Постановлением администрации ***** муниципального района от <дата> в соответствии со ст. 53 ЖК РФ и пп.3 п.1 ст.8 Закона НО от <дата> «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и протоколом от <дата> комиссии по жилищным вопросам при администрации ***** муниципального района ей отказано в постановке на соответствующий учет.

Основанием для принятия данного решения является то, что Токарева Т.Т. ухудшила свои жилищные условия, так как <дата> подарила принадлежавший ей на праве собственности жилой дом по <адрес> Л.

Судья находит Токаревой Т.Т. в иске об отмене данного постановления и понуждении ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать по следующим основаниям.

Как указывалось выше, Токарева Т.Т. являлась собственником жилого дома общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. с тесовым двором - навесом, тремя тесовыми сараями, тесовым навесом, бревенчатым сараем, бревенчатой баней с предбанником, тесовыми ограждениями и земельного участка, на котором расположен дом, по <адрес>.

<дата> Токарева Т.Т. подарила данные дом и земельный участок Л., однако проживает в указанном доме одна, что подтверждается справкой местной администрации от <дата>.

Решением *** сельсовета ***** района от <дата> учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере *** кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Доводы истицы и ее представителя о том, что истица проживает в доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, необоснованны, так как в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата> , не признан непригодным для проживания.

Отсутствие в указанном доме воды и канализации, ванны и санузла не является основанием для признания жилого помещения, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, соответственно для принятия Токаревой Т.Т. на учет, как нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, Токарева Т.Т. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении совершила действия по отчуждению принадлежавшего ей дома и соответственно может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, истицей и ее представителем не представлено.

При изложенных обстоятельствах, судья находит в иске отказать.

Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ,

                                                            Р Е Ш И Л :

         Токаревой Т.Т. в иске к администрации ***** муниципального района Нижегородской области об отмене постановления администрации ***** муниципального района Нижегородской области за от <дата> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении администрации ***** муниципального района Нижегородской области к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

       Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

      Судья                                                                                    / Газимагомедов Б.Г./