Решение о признании незаконными действия ООО по нарушению прав неопределенного круга потребитетелей , выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды



Дело 2-138/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арзамас                                                                                           <дата>

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Лесновой В.А.,

при секретаре Кальгиной М.Н.,

с участием прокурора Головань А.А.,

ответчика ООО «***» в лице представителя по доверенности от <дата> Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «***» о признании действий по нарушению прав потребителей в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды противоправными, понуждении не обуславливать регистрацию приборов воды потребителей платным опломбированием,

УСТАНОВИЛ:

Арзамасский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «***» о признании действий по нарушению прав потребителей в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды противоправными, понуждении не обуславливать регистрацию приборов воды потребителей платным опломбированием. В обоснование исковых требований указывает, что Арзамасской городской прокуратурой по заявлению К. проведена проверка законности взимания ООО «***» с потребителей платы за опломбирование индивидуальных приборов учета воды.

Проведенной по заявлению проверкой установлено, что <дата> генеральным директором ООО «***» утверждена калькуляция стоимости работ по опломбированию счетчика воды. В калькуляцию включены расходы ООО «***» на оказание гражданам услуги по опломбированию приборов учета, а именно: транспортные расходы, стоимость работы инспектора, расходные материалы, накладные расходы.

Стоимость работ по опломбированию счетчика воды с НДС составляет *** рублей ** копеек.

Услуга по опломбированию приборов учета согласно информации, предоставленной ООО «***» в прокуратуру, включает в себя следующие действия: выезд инспектора на место, изучение проектной документации на узел учета, проверка соответствия фактического монтажа проектному решению, в случае наличия обводной линии - проверка целостности пломбы вентиля, опломбировка, оформление акта ввода в эксплуатацию, фиксация произведенных действий в компьютерной базе данных.

В качестве обоснования взимания платы за опломбирование счетчиков ООО «***» приводит следующие доводы.

ООО «***» является коммерческой организацией, предметом деятельности которой является исключительно платное оказание услуг и выполнение работ. С учетом статуса ООО «***», как организации ЖКХ, цена отдельных услуг, предоставляемых ООО «***», является предметом государственного тарифного регулирования. Такими услугами являются, в частности, водоснабжение и водоотведение (абз. 1 п. 3 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307).

Опломбирование счетчиков в соответствии с данными Правилами не относится к услугам по водоснабжению и водоотведению, что подтверждено судебной практикой (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от <дата> по делу ). Расходы ООО «***» на оказание услуг по опломбированию счетчиков не включены в действующий тариф организации. С учетом этого, а также того факта, что действующее законодательство не предусматривает, что опломбирование счетчиков является услугой, оказываемой населению бесплатно, ООО «***» вправе определять стоимость своих платных услуг по опломбированию приборов учета (счетчиков) самостоятельно.

Также проверкой установлено, что неопломбированные приборы учета ООО «***» к эксплуатации не допускаются.

Считает, что действия ООО «***» по взиманию платы за опломбирование учета, противоречит положениям п.1 ст. 421 ГК РФ о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев.

В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Согласно пп. «г» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. 307, потребитель коммунальных услуг обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.

Обязанность потребителя производить опломбирование приборов учета за свой счет действующим федеральным законодательством Российской Федерации не установлена. Законодатель предусмотрел право потребителя установить индивидуальный прибор учёта воды и производить расчёт за потреблённые ресурсы, исходя из его показаний, и ООО «***» не имеет права требовать дополнительную плату за реализацию им этого права. Действия по введению в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта воды не обладают никакими полезными потребительскими свойствами и производятся исключительно в интересах ресурсоснабжающей организации с целью контроля от несанкционированного доступа к приборам учёта.

Требуя с граждан - потребителей услуг водоснабжения, оплату работ по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации узла учета, ООО «***» фактически требует производить оплату за опломбирование узла учета на сетях водоснабжения, навязывая потребителям дополнительную платную услугу, что нарушает требования п. п. 2, 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». Освобождение потребителей от оплаты данной услуги позволит защитить их нарушенные права.

Определить потребителей, права которых уже нарушены необоснованным требованием ответчика невозможно в связи с тем, что не все потребители обратились в Арзамасскую городскую прокуратуру с просьбой разобраться в правомерности действий ООО «***» по взиманию платы за опломбирование приборов учета при обращении за регистрацией новых счетчиков. Определить потребителей, права которых могут быть нарушены, которые в будущем обратятся к ответчику за регистрацией счетчика, также не представляется возможным. Таким образом, указанная проблема затрагивает неопределенный круг лиц.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ просит признать действия ООО «***» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды противоправными, обязать ООО «***» не допускать обусловливания регистрации приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием, обязать ООО «***» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через печатные издания газеты «***** новости», «***** правда».

В судебном заседании прокурор Головань А.А. свои требования поддержал, указанные в исковом заявлении обстоятельства подтвердил.

Представитель ответчика ООО «***» Н. с иском Арзамасского городского прокурора не согласна по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы гражданского дела суд приходит к следующему.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 года (в редакции от 29.06.2010 г.) 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг.

В соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (статья 137), ЖСК и ЖК (статья 110), управляющей организацией (статья 162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (статья 164).

Согласно п.2 ст.543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, «коммунальные услуги надлежащего качества» - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условий предоставления коммунальных услуг.

Согласно п. 4 вышеназванных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия, предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. «а» п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений…

В соответствии с пп. «г» п. 50 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» /далее Правил/ исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

В судебном заседании установлено следующее.

Арзамасской городской прокуратурой по заявлению К. проведена проверка законности взимания ООО «***» с потребителей платы за опломбирование индивидуальных приборов учета воды, что подтверждается заявлением К. от <дата>, требованием помощника Арзамасского городского прокурора от <дата> , ответом ООО «***» от <дата> на требование.

Из Устава ООО «***», утвержденного протоколом собрания учредителей от <дата> следует, что ООО «***» является коммерческой организацией.

Целями деятельности общества является получение прибыли путем осуществления видов деятельности, указанных в статье 2.2 Устава и организация в границах городского округа город ***** Нижегородской области и ***** муниципального района водоснабжения населения, а также водоотведения.

В связи с этим, услуга по опломбированию приборов учета воды является платной, что не оспаривается представителем ООО «***» и подтверждается приказом ООО «***» от <дата> об установлении стоимости по опломбировке учета водопотребления, калькуляцией стоимости работ.

В калькуляцию ООО «***» включены расходы по оказанию гражданам услуги по опломбированию приборов учета, а именно: транспортные расходы, стоимость работы инспектора, расходные материалы, накладные расходы.

Стоимость работ по опломбированию счетчика воды с НДС составляет *** рублей ** копеек.

Услуга по опломбированию приборов учета включает в себя следующие действия: выезд инспектора на место, изучение проектной документации на узел учета, проверка соответствия фактического монтажа проектному решению, в случае наличия обводной линии - проверка целостности пломбы вентиля, опломбировка, оформление акта ввода в эксплуатацию, фиксация произведенных действий в компьютерной базе данных.

Таким образом, работы по опломбированию индивидуальных приборов учета являются платными для всех категорий потребителей на территории муниципального округов город ***** и ***** муниципальный район.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, в п.п. «в, г» п. 52 предусмотрено, что в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, возможно использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.

Кроме того, согласно п. 53 п.п. «д» Правил потребителю запрещается: самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

Согласно п.3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федераций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 и действующих в редакции от 23 мая 2006 года, определено, что они не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

В соответствии с названными Правилами, абонентами признаются: юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

Анализируя законодательство, суд полагает, что основной целью опломбирования прибора учета потребленной воды является обеспечение достоверного учета потребляемого энергоресурса и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем должен быть заинтересован исполнитель ООО «***». Потребность потребителя в опломбировании фактически отсутствует.

Утверждения ответчика о том, что у потребителей имеется право выбора производить опломбирование приборов учета за свой счет или платить за поставку ресурсов по тарифам являются несостоятельными.

Требуя с потребителей оплату по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета потребителей дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.

При таких обстоятельствах опломбирование приборов учета обусловливалось обязательной платой, что ухудшает положение потребителя, делающее его менее благополучным по сравнению с предусмотренным законодательством положением.

Доводы представителя ответчика о том, что опломбирование приборов учета воды не охватывается тарифом на поставку коммунального ресурса суд считает необоснованными, поскольку опломбирование приборов учета воды производится в рамках процедуры по приемке их в эксплуатацию.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым признать действия ответчика - ООО «***» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды противоправными и обязать ООО «***» при опломбировании приборов учета воды не взимать с потребителей плату.

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании вышеуказанного, суд считает заявленные Арзамасским городским прокурором Нижегородской области требования обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации с ответчика ООО «***» подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере *** руб.

Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «***» удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «***» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды.

Обязать ООО «***» не допускать обуславливания регистрации приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием.

Обязать ООО «***» довести до сведения потребителей решение суда в 10 дневный срок со дня вступления в законную силу через газеты «***** новости» и «***** правда».

Взыскать с ООО «***» в местный бюджет госпошлину в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

СУДЬЯ: В.А.Леснова