Дело № 2-695\2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <дата> г.Арзамас Судья Арзамасского городского суда Нижегородской области Ионова Ю.М., с участием прокурора Сухаревой О.Ю., представителя территориальной избирательной комиссии города ***, участковой избирательной комиссии № города *** Р., действующей на основании доверенностей от <дата>, <дата>, при секретаре Старосельцеве А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кониной М.П. о признании решения участковой избирательной комиссии № о недопущении в качестве наблюдателя незаконным, о восстановлении нарушенных прав, установил: Конина М.П. обратилась в суд с заявлением о признании решения участковой избирательной комиссии № от <дата> незаконным, восстановлении ее нарушенных избирательных прав. Указывая, что на выборах Президента Российской Федерации <дата> она назначена наблюдателем от КПРФ на избирательный участок № по направлению от первого секретаря Комитета *** местного отделения политической партии Т. В 07 час.50 минут <дата> она прибыла на УИК № города ***, однако председателем УИК № города *** она не была допущена наблюдателем на избирательный участок, мотивируя это тем, что у нее неправильно оформлены документы. Через некоторое время она вернулась с правильно оформленными документами, но от председателя УИК № получила отказ, в связи с тем, что по словам председателя наблюдатель от КПРФ уже зарегистрирован. В судебное заседание Конина М.П. не явилась. Просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает. Представитель территориальной избирательной комиссии города ***, участковой избирательной комиссии № города *** Р. с заявлением не согласилась и пояснила, что кандидат в президенты РФ вправе назначать своих наблюдателей на избирательные участки. Согласно п. 8, п. 9 ст. 23 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы, которых представляет данный наблюдатель. Согласно п. 5.12, 6.11 устава политической партии КПРФ бюро комитета местного отделения политической партии КПРФ и бюро комитета регионального отделения политической партии КПРФ назначают от имени этой партии наблюдателей в участковые и территориальные избирательные комиссии. В направлении наблюдателя от политической партии, должно быть указано на решение органа его назначившего либо к направлению должно быть предложено решение или выписка из решения органа его назначившего. В соответствии с уставом КПРФ, два органа имеют право назначить наблюдателей в участковые избирательные комиссии. В направлении наблюдателя от политической партии должно быть указано решение органа его назначившего либо к направлению должно быть приложено решение или выписка из решения органа его назначившего. Ранее на выборах все политические партии, в том числе и КПРФ, в своих направлениях указывали на решение органа, назначившего данного наблюдателя или члена комиссии с правом совещательного голоса. Нижегородское региональное отделение КПРФ письмом № от <дата> уведомило территориальную избирательную комиссию о том, что решением бюро комитета *** местного отделения партии КПРФ от <дата> назначены от имени КПРФ на выборы Президента РФ наблюдатели в участковые избирательные комиссии города ***. Согласно данной выписке на избирательный участок № была назначена Конина М.П., а не заявительница Конина М.П. Коллегиального решения участковой избирательной комиссии № в отношении Кониной М.П. об удалении ее с избирательного участка либо недопущении в помещение для голосования для осуществления функции наблюдателя не принималось. Конина М.П. самовольно покинула избирательный участок, тем самым отказалась от реализации своего права на осуществление функций наблюдателя. Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Сухаревой О.Ю. полагавшей отказать Кониной М.П. в удовлетворении заявления, изучив представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Пункт 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право избирателей, кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений, наблюдателей на обращение с заявлением в суд в случае нарушения избирательных прав. Согласно ст. 33 ФЗ от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» следует равенство прав политических партий на выборах Президента Российской Федерации. Согласно п. 42 ст.2 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», наблюдатель это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума. Согласно п. 5, п. 6 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19- ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Согласно п. 8, п. 9 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», установлено, что наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Согласно п. 11 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается. Согласно п. 7 ст. 33 Федерального закона от 12.06.02 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных п.4 статьи. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 11.07.01 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседание установлено следующее, что Конина М.П., имея направление наблюдателя от политической партии КПРФ, <дата> обратилась в участковую избирательную комиссию № для регистрации ее в качестве наблюдателя. Председателем участковой избирательной комиссии № города *** Кониной М.П. было предложено оформить направление наблюдателя от партии КПРФ надлежащим образом, предоставить выписку из решения о назначении ее наблюдателем, и с выпиской вернуться на избирательный участок. Конина М.П. удалилась с избирательного участка и больше не приходила, что следует из объяснений представителя заинтересованных лиц Р. Из объяснения представителя заинтересованных лиц Р. установлено, что <дата> решение участковой избирательной комиссией № города *** о недопущении Кониной М.П. в качестве наблюдателя на избирательный участок не выносилось. Доказательств обратного заявителем не представлено. Выписка из решения бюро Комитета бюро *** местного отделения КПРФ № от <дата> заявителем была представлена только в судебном заседании. Из данной выписки следует, что на избирательный участок № направлена в качестве наблюдателя Конина М.П., а не заявительница Конина М.П. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Конина М.П. самовольно покинула избирательный участок, тем самым отказалась от реализации своего права на осуществление функций наблюдателя. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, решил: В удовлетворении заявления Кониной М.П. о признании решения участковой избирательной комиссии № о недопущении ее в качестве наблюдателя незаконным, о восстановлении нарушенных прав отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Ю.М.Ионова