Дело № 2-942/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <дата> Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Лесновой В.А., при секретаре Кальгиной М.Н., с участием истца Карауловой М.Г., ее представителя по доверенности от <дата> Корсаковой Л.М., ответчика администрации ***** муниципального района в лице представителя по доверенности от <дата> М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карауловой М.Г. к администрации ***** муниципального района о признании постановления незаконным и о понуждении поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л: Караулова М.Г. обратилась суд с иском к администрации ***** муниципального района о признании постановления незаконным и о понуждении поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, постановлением администрации ***** муниципального района Нижегородской области за № от <дата> ей было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий. Ответчик посчитал, что представленные ею документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно, площадь дома № <адрес>, часть которого принадлежит ей, превышает социальную учетную норму. Однако, с данным отказом она не согласна, поскольку является вдовой участника ВОВ, который умер <дата>. В большей части дома, на долю в котором у нее имеется свидетельство о праве собственности, проживает Б. Ее часть дома не имеет водоснабжения, газоснабжения. В силу преклонного возраста она не имеет возможности самостоятельно вести домашнее хозяйство. В содержании хозяйства ей помогает дочь С. и внучка В. Она нуждается в постоянном постороннем уходе, проживать в указанном домовладении для нее в настоящее время невозможно. Караулова М.Г. просит признать постановление администрации ***** муниципального района от <дата> незаконным и обязать администрацию ***** района поставить ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истец Караулова М.Г. и ее представитель Корсаковой Л.М. исковые требования поддержали, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердили. Представитель администрации ***** муниципального района М. с требованиями Карауловой М.Г. не согласна, считает, что Караулова М.Г. обеспечена жильем. Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 21 п. 1 п.п. 4 и п. 2 п.п. 3 ФЗ РФ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. 2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации: 1.Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации: 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации: 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи. 3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Согласно п.3 ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» отказ в принятии граждан на учет в соответствии с ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете. В судебном заседании установлено следующее. К. и Караулова М.Г. состояли в браке с <дата>. К. являлся участником Великой Отечественной войны. <дата> К. умер. <дата> ***** районный центр социальной помощи населению выдал Карауловой М.Г. справку о том, что она имеет право на меры социальной поддержки согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах», как супруга умершего участника ВОВ. ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ***** района» справкой от <дата> подтвердил права Карауловой М.Г. как вдовы умершего участника ВОВ на социальные льготы. Караулова М.Г. обратилась в администрацию ***** муниципального района с заявлением о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации ***** муниципального района № от <дата> ей отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий на оснований п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ и п.п.2 п.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Данное постановление является незаконным по следующим основаниям. В собственности Карауловой М.Г. находится **/** доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Караулова М.Г. пользуется и владеет в данном доме жилой комнатой №, площадью *** кв.м. и кухней №, площадью *** кв.м., а всего в ее пользовании находятся помещения, общей площадью *** кв.м. Согласно справке администрации *** сельсовета от <дата> вместе с Карауловой М.Г. в ее части дома зарегистрирована ее внучка В., <дата> рождения. Караулова М.Г. нуждается в постоянном постороннем уходе, который осуществляет В. Из справки администрации *** сельсовета от <дата> усматривается, что часть дома, принадлежащего Карауловой М.Г., не газифицирована (отопление печное), водопровода не имеется. Решением *** сельсовета от <дата> в целях принятия граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена учетная норма площади жилого помещения *** кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Караулова М.Г. является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку на нее приходится менее *** кв.м. общей жилой площади. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.8 ч.1 п.3 Закона НО № 179-З от 16.11.2005 г. ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищногокодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что Карауловой М.Г. совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в материалах дела отсутствуют. В связи с изложенным, постановление администрации ***** муниципального района № от <дата> является незаконным и подлежит отмене. Учитывая изложенное, суд обязывает администрацию ***** муниципального района Нижегородской области поставить на учет Караулову М.Г., вдову участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении. Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Постановление главы администрации ***** муниципального района № от <дата> признать незаконным и отменить его. Обязать администрацию ***** муниципального района Нижегородской области поставить на учет Караулову М.Г., вдову участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме. Судья В.А. Леснова