Дело № 2-1000/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <дата> г.Арзамас Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Попова С.Б., при секретаре Роговой Е.А., с участием представителя истца - адвоката Спиридонова В.В. в соответствии с ордером № от <дата> и доверенностью от <дата>, представителя ответчика Администрации ***** муниципального района Нижегородской области - М. по доверенности от <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Т.С. к Администрации ***** муниципального района о признании отказа незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, установил: Кузьмина Т.С. обратилась в суд с иском к Администрации ***** муниципального района о признании отказа незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав, что <дата> она заключила брак с К., который являлся участником Великой Отечественной войны. Он умер <дата>. В настоящее время она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ей на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью *** кв.м, в том числе, жилой *** кв.м, находящийся по адресу: <адрес>. В данном доме она проживает, другой недвижимости в собственности не имеет. В настоящее время состояние ее дома крайне неудовлетворительное, в нем невозможно проживать, в доме нет канализации, водопровода, отопление печное. Ей был представлен необходимый пакет документов в Администрацию ***** муниципального района с заявлением поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации ***** муниципального района от <дата> № ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Причин отказа в постановлении администрации не указано. Служащие Администрации ***** района пояснили, что ей отказали в связи с тем, что межведомственная комиссия пришла к заключению о пригодности дома для постоянного проживания. С данными выводами межведомственной комиссии она не согласна. Для подтверждения невозможности проживания в доме она заказала экспертизу в ООО «***». В результате проведенного исследования было составлено заключение № от <дата>, которое гласит, что дом, в котором она проживает, не пригоден для проживания и не может использоваться в качестве жилья. Таким образом, отказ ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным. Кузьмина Т.С. в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах», п.3 ч.1 ст.51, ч.3 ст.53, ч.1, 2 ст.54 Жилищного кодекса РФ просит суд признать незаконным постановление Администрации ***** муниципального района от <дата> № об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязать Администрацию ***** муниципального района принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как вдову участника Великой Отечественной войны. В судебное заседание истец Кузьмина Т.С. не явилась, в соответствии с письменным заявлением просит рассмотреть дело в ее отсутствие, иск поддерживает. С учетом мнения участвующих лиц, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. Представитель истца - адвокат Спиридонов В.В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Представитель ответчика М. иск не признала и пояснила, что истец обеспечена жилой площадью в большем размере, чем положено на одного человека. Дом для проживания пригоден. Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему. Согласно пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно пп.3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно пп.3 п.1 ст.3 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются: 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ: 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно п.1, 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ: 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Кузьмина Т.С., <дата> рождения, является членом семьи (вдовой) умершего участника Великой Отечественной войны К., что подтверждается: свидетельством о рождении Т.С. от <дата>; свидетельством о браке между К. и Т.С. от <дата>; свидетельством о смерти К. от <дата>; справкой МУ «Центр социальной помощи населению администрации ***** района Нижегородской области» № от <дата>. Кузьмина Т.С. является владельцем жилого дома, **** года постройки, общей площадью *** кв.м, в том числе жилой *** кв.м, состоящего из одной комнаты, оборудованного печным отоплением, расположенного по адресу: <адрес>, - в котором она зарегистрирована по месту жительства и проживает. Данный дом водопроводом, канализацией, газоснабжением не оборудован. Указанные обстоятельства подтверждаются: выпиской из похозяйственной книги № администрации *** сельсовета ***** района по состоянию на <дата>; распоряжением Администрации *** сельсовета ***** района от <дата> №; справкой Администрации *** сельсовета ***** района о составе семьи Кузьминой Т.С. В соответствии со справкой № от <дата> сведений о зарегистрированных правах Кузьминой Т.С. на недвижимое имущество в Реестровой книге ГПНО «Нижтехинвентаризация не имеется. Сведений о том, что Кузьмина Т.С. состоит на учете и встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, в материалах дела также не имеется. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Кузьмина Т.С., как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. <дата> по заявлению Кузьминой Т.С. межведомственной комиссией было проведено обследование помещения жилого дома № <адрес>, по результатам которого вынесено заключение о том, что указанный дом признан пригодным для постоянного проживания, что подтверждается: актом обследования помещения № от <дата>; заключением о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от <дата>. Вместе с тем, в соответствии с экспертным заключением № от <дата> об обследовании технического состояния вышеуказанного жилого дома от <дата>, обследованный жилой дом не пригоден для проживания и не может использоваться в качестве жилья: физический износ дома составил 68 %, в нарушение СанПиН 2.1.2.1002-00 в доме уборная не утеплена и расположена вне отапливаемой части здания, состояние основных конструктивных элементов жилого дома характеризуется как ограниченно-работоспособное либо как недопустимое, система печного отопления находится в аварийном состоянии, дальнейшая эксплуатация печей в доме невозможна. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец проживает в доме, не отвечающем установленным требованиям для жилых помещений, в связи с чем, она является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем, подлежит принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает требования истца о понуждении Администрации ***** муниципального района Нижегородской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как вдову участника Великой Отечественной войны, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что площадь занимаемого истцом жилого помещения превышает установленную норму, суд не может принять во внимание, поскольку жилое помещение, в котором проживает истец не отвечает установленным требованиям для жилого помещения. Согласно ст.54 Жилищного кодекса РФ: 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи. 3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Согласно п.1, 2 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 3 статьи 5 Закона документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете; 3) граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи. Постановлением Администрации ***** муниципального района Нижегородской области № от <дата> Кузьминой Т.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, п.2 ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Учитывая, что дом № <адрес> не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, в связи с чем, истец является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и подлежит принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд полагает требования истца о признании постановления Администрации ***** муниципального района от <дата> № незаконным подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать постановление Администрации ***** муниципального района Нижегородской области № от <дата> об отказе в принятии Кузьминой Т.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным. Обязать Администрацию ***** муниципального района Нижегородской области принять Кузьмину Т.С., <дата> рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как вдову участника Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Попов С.Б.