Дело № 2-689 \2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <дата> г. Арзамас Судья Арзамасского городского суда <адрес> области Ярошенко О.Н., при секретаре Шевчук Н.В., с участием заявителя Ямкина А.А., представителя заявителя Василенко Ю.М., Казакова В.В., заинтересованных лиц территориальной избирательной комиссии г. <адрес> в лице представителя по доверенности от <дата> г. Романовой О.Ф., участковой избирательной комиссии № г. <адрес> в лице представителя по доверенности от <дата> г. Романовой О.Ф., председателя участковой избирательной комиссии № г. г. <адрес> Романычева В.Б., назначенного на должность на основании постановления от <дата> г. № территориальной избирательной комиссии г. <адрес>, помощника Арзамасского городского прокурора Сухаревой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ямкина А.А. о признании отказа от регистрации наблюдателя в реестре, последующие требования и действия председателя участковой избирательной комиссии № от <дата> г. незаконным, восстановлении его нарушенных избирательных прав, установил: Ямкин А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения участковой избирательной комиссии № от <дата> незаконным, восстановлении его нарушенных избирательных прав. Указывая, что на выборах президента Российской Федерации <дата> он назначен наблюдателем от КПРФ на избирательный участок № по направлению от первого секретаря Комитета <адрес> местного отделения политической партии Труфакина Ю.А. В 07 час.15 минут <дата> он прибыл на УИК № г. <адрес> однако председателем УИК № г. <адрес> он не был допущен наблюдателем на избирательный участок, мотивируя это тем, что он должен предъявить выписку из протокола о назначении его наблюдателем. Этого документа при себе у него не было. Председатель УИК № г. <адрес> предложил ему покинуть избирательный участок. Просит суд признать решение участковой избирательной комиссии № от <дата> г. о недопущении его наблюдателем от КПРФ незаконным, восстановить его нарушенные права члена наблюдателя в полном объеме, решение суда о восстановлении его нарушенных избирательных прав привести к немедленному исполнению. В судебном заседание Ямкин А.А. пояснил, что <дата> г. он пришел на избирательный участок № г. <адрес> в 7 час.15 мин. В регистрации в качестве наблюдателя от партии КПРФ в участковой избирательной комиссии ему было отказано. Председатель УИК № г. <адрес> Романычев В.Б. предложил ему принести выписку из решения о назначении его наблюдателем. Он ушел и больше на избирательный участок не возвращался. В тот же день он обратился в суд. Ранее заявленные требования уточнил, изменив просительную часть заявления. Вместо слова решение, просил признать отказ от регистрации наблюдателя в реестре, последующие требования и действия председателя участковой избирательной комиссии № от <дата> г. незаконными, восстановить его нарушенные избирательные права члена наблюдателя в полном объеме. Представители заявителя Василенко Ю.М., Казаков В.В., требования заявителя поддержали, пояснили, что Ямкин А.А. являлся наблюдателем от КПРФ. Председатель участковой избирательной комиссии необоснованно требовал дополнительных сведений о наблюдателе, предварительное уведомление о направление наблюдателя не требуется. Представитель участковой избирательной комиссии № г. <адрес>, представитель территориальной избирательной комиссии г. <адрес> Романова О.Ф. с заявлением не согласилась и пояснила, что кандидат в президенты РФ вправе назначать своих наблюдателей на избирательные участки. Согласно п. 8, п. 9 ст. 23 ФЗ «О выборах президента РФ» от 10.01.2003 г. № 19 наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы, которых представляет данный наблюдатель. Согласно п. 5.12, 6.11 Устава политической партии КПРФ бюро Комитета местного отделения политической партии КПРФ и бюро Комитета регионального отделения политической партии КПРФ назначают от имени этой партии наблюдателей в участковые и территориальные избирательные комиссии. В направлении наблюдателя от политической партии, должно быть указано на решение органа его назначившего либо к направлению должно быть предложено решение или выписка из решения органа его назначившего. В соответствии с Уставом КПРФ, два органа имеют право назначить наблюдателей в участковые избирательные комиссии. В направлении наблюдателя от политической партии должно быть указано решение органа его назначившего либо к направлению должно быть приложено решение или выписка из решения органа его назначившего. Ранее на выборах все политические партии, в том числе и КПРФ, в своих направлениях указывали на решение органа, назначившего данного наблюдателя или члена комиссии с правом совещательного голоса. <адрес> региональное отделение КПРФ письмом № от <дата> г. уведомило территориальную избирательную комиссию о том, что решением бюро Комитета Арзамасского местного отделения партии КПРФ от <дата> г. назначены от имени КПРФ на выборы Президента РФ наблюдатели в участковые избирательные комиссии г. <адрес> КПРФ Ямкина А.А. направил первый секретарь местного отделения КПРФ Труфакин Ю.А., а не коллегиальный орган бюро местного отделения КПРФ. В направление наблюдателя Ямкина А.А. от политической партии КПРФ, отсутствовали указание на решение органа его назначившего, а также не было выписки из решения органа его назначившего. Ямкину А.А. председатель участковой избирательные комиссии предложил устранить данные нарушения. Коллегиального решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № в отношении Ямкина А.А. об удалении его с избирательного участка либо недопущении в помещение для голосования для осуществления функции наблюдателя не принималось. В списке наблюдателей на избирательном участке были включены другие лица осуществлявшие полномочия наблюдателей. Данные лица были наблюдателями от кандидата в президенты РФ и от других политических партий. От партии КПРФ наблюдателей не было, в список не включались. Ямкин А.А. самовольно покинул избирательный участок № г. <адрес> <дата> года, тем самым отказался от реализации своего права на осуществление функций наблюдения. Никто из членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № Ямкину А.А. не препятствовал в осуществлении функций наблюдателя. В течение всего дня голосования Ямкин А.А. на избирательный участок № не являлся. Выписка из решения бюро Комитета <адрес> местного отделения КПРФ № от <дата> г. Ямкиным А.А. была представлена только в судебном заседании. Оснований для удовлетворения заявления Ямкина А.А. не имеется. Председатель участковой избирательной комиссии № г. г. <адрес> Романычев В.Б. в судебном заседании пояснил, что <дата> г. Ямкин А.А. прибыл на избирательный участок № г. <адрес> около 7 час.30 мин. предъявив направление от партии КПРФ. В регистрации Ямкину А.А. как наблюдателю отказано не было, его внимание обращено на то, что в направлении от партии отсутствуют необходимые реквизиты, подпись представителя партии, уполномочившего наблюдателя от партии. Ямкину А.А. было предложено взять надлежащим образом оформленное направление, либо позвонить в штаб местного отделения КПРФ, чтобы в течение дня приобщить необходимые документы. Ямкин А.А. позвонил в штаб местного отделения КПРФ и был отозван как наблюдатель от партии КПРФ, в штаб местного отделения КПРФ. Больше в течение дня выборов <дата> года Ямкин А.А. в участковую избирательную комиссию № г. <адрес> не являлся и о причинах своей неявки председателю и членам участковой избирательной комиссии не сообщал. Никаких препятствий для Ямкина А.А. в осуществлении функций наблюдателя на избирательном участке не было. Решений участковая избирательная комиссия № г. <адрес> об отказе и недопущении Ямкина А.А. как наблюдателя от КПРФ не выносила. Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Сухаревой О.Ю. полагавшей отказать Ямкину А.А. в удовлетворении заявления, изучив представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему: Пункт 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право избирателей, кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений, наблюдателей на обращение с заявлением в суд в случае нарушения избирательных прав. Согласно ст. 33 ФЗ от 10.01.2003 года № 19 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» следует равенство прав политических партий на выборах Президента Российской Федерации. Согласно п. 42 ст.2 ФЗ от 12.06.02 года № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», наблюдатель это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума. Согласно п. 5, п. 6 ст. 23 ФЗ от 10.01.2003 года № 19 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Согласно п. 8, п. 9 ст. 23 ФЗ от 10.01.2003 года № 19 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», установлено, что наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Согласно п. 11 ст. 23 ФЗ от 10.01.2003 года № 19 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается. Согласно п. 7 ст. 33 ФЗ от 12.06.02 года № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных п.4 настоящей статьи. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ от 11.07.01 года № 95 ФЗ «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседание установлено следующее. Имея направление наблюдателя от политической партии КПРФ Ямкин А.А <дата> года, обратился в участковую избирательную комиссию № для регистрации его в качестве наблюдателя. Председателем участковой избирательной комиссии № г. <адрес> Романычевым В.Б. Ямкину А.А. было предложено оформить направление наблюдателя от партии КПРФ надлежащим образом, предоставить выписку из решения о назначении его наблюдателем, и с выпиской вернуться на избирательный участок. Ямкин А.А. удалился с избирательного участка, прибыл в штаб партии КПРФ и <дата> г. обратился в суд. Из объяснения представителя заинтересованных лиц Романовой О.Ф. установлено, что <дата> года решение участковой избирательной комиссией № г. <адрес> о недопущении Ямкина А.А. в качестве наблюдателя на избирательный участок не выносилось. Доказательств обратного заявителем и его представителями не представлено. Выписка из решения бюро Комитета бюро Арзамасского местного отделения КПРФ № от <дата> заявителем была представлена только в судебном заседании. В день выборов <дата> данный документ заявителем не был представлен председателю УИК № г. <адрес> Направление наблюдателя от партии КПРФ Ямкин А.А. в суд не представил. Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Согласно п.5.12 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Бюро Комитета местного отделения КПРФ назначает от имени КПРФ наблюдателей в участковые, территориальные и окружные избирательные комиссии по выборам в представительные органы местного самоуправления, по выборам в федеральные органы местного самоуправления, по выборам в федеральные органы государственной власти, по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации и избирательные комиссии муниципальных образований, а также при проведении референдумов любого уровня. Согласно с п.5.13 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» решения Бюро Комитета принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума. Решения Бюро Комитета принимаются в форме постановлений. Ход заседаний Бюро Комитета оформляется протоколами. Согласно п.5.14 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» руководство деятельностью Комитета местного отделения КПРФ осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Первый секретарь Комитета подписывает решения Комитета и его Бюро, а также иные документы местного отделения КПРФ. Поскольку в соответствии с п.5.12 Устава правом назначения наблюдателей от КПРФ наделено, в том числе, Бюро Комитета местного отделения КПРФ, которое является коллегиальным органом, решение о назначении наблюдателей в соответствии с п.5.13 Устава должно быть принято в форме постановления Бюро Комитета местного отделения КПРФ. <дата> года Ямкин А.А. постановление Бюро Комитета Арзамасского местного отделения КПРФ в участковую избирательную комиссию не представлял. <дата> в участковые избирательные комиссии г. <адрес>, в том числе в УИК №, председателем территориальной избирательной комиссии г. <адрес> было направлено письмо с просьбой обратить внимание на документы лиц, которые вправе присутствовать при проведении голосования и подсчете голосов, на правильность их оформления, подлинность подписей и печатей, наличие полномочий лиц их подписавших. Каких-либо ограничений на предоставление сведений о решении, на основании которого назначен наблюдатель от политической партии, п. 9 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» не содержит, поскольку указанные сведения не относятся к сведениям о наблюдателе. Поскольку первый секретарь <адрес> местного отделения КПРФ в соответствии с Уставом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не наделен единоличными полномочиями по назначению наблюдателей от КПРФ, суд полагает требование о предоставлении решения Бюро Комитета <адрес> местного отделения КПРФ о назначении Ямкина А.А. наблюдателем в участковую избирательную комиссию № на выборы Президента РФ <дата> в подтверждение его полномочий не противоречащим требованиям избирательного законодательства. При этом ссылка на письмо № 83 от 02.03.2012 года Нижегородского регионального отделения КПРФ, которое было подписано первым секретарем Комитета НРО КПРФ Рябовым Н.Ф., в котором подтверждаются полномочия первого секретаря Комитета Арзамасского МО КПРФ Труфакина Ю.А. на подписание направлений наблюдателям, не свидетельствует о наличии у него единоличных полномочий на назначение наблюдателей. Заявителем и его представителями постановление Бюро Комитета <адрес> местного отделения КПРФ о назначении Ямкина А.А. наблюдателем в участковую избирательную комиссию № г. <адрес> в суд не представлено. В соответствии с письмом № от <дата> года <адрес> регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» наблюдатели от КПРФ в участковые избирательные комиссии г. <адрес> назначены на основании решения Арзамасского местного отделения КПРФ от <дата> года. Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что заявителем не представлено доказательств наличия решения Бюро Комитета <адрес> местного отделения КПРФ о назначении ее наблюдателем в участковую избирательную комиссию № г. <адрес>, суд полагает требования Ямкина А.А о признании отказа от регистрации наблюдателя в реестре, последующие требования и действия председателя участковой избирательной комиссии № от <дата> незаконным, не подлежащими удовлетворению. Поскольку доказательств нарушения своих избирательных прав заявителем не представлено, суд полагает требования Ямкина А.А о восстановлении его нарушенных прав наблюдателя в полном объеме, приведении решения суда о восстановлении его нарушенных избирательных прав к немедленному исполнению также не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 261, ст. 194-198 ГПК РФ, Решил: В удовлетворении заявления Ямкина А.А. о признании отказа от регистрации наблюдателя в реестре, последующие требования и действия председателя участковой комиссии № г. <адрес> от <дата> г. незаконным, о восстановлении его нарушенных прав наблюдателя в полном объеме, приведении решения суда о восстановлении его нарушенных избирательных прав к немедленному исполнению отказать. Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья подпись О.Н. Ярошенко