Дело № 2-1877/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 октября 2012 года Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зотовой Т.А., с участием прокурора Сухаревой О.Ю., при секретаре Лукиной Е.В., ответчиков представителя Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» по доверенности Булаева А.В., представителя третьего лица ООО «Арзамасдорремстрой» по доверенности Гаврилова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог», Правительству Нижегородской области о понуждении осуществить финансирование работ, понуждении к приведению дорог в соответствие с нормами, УСТАНОВИЛ: Арзамасский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному казённому учреждению Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог», Правительству Нижегородской области. Просит обязать Правительство Нижегородской области осуществить финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Арзамасского района в соответствии с нормативами денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 02.08.2010 года № 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета» с целью приведения автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Арзамасского района Нижегородской области и сооружений на них в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами; Государственное казённое учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» привести автодороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Арзамасского района в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно: По автодороге «***-***-***»: - на ***-ом километре автодороги нанести дорожную разметку «пешеходный переход». На ***-ом километре автодороги у дома № и № по ул. *** с. *** устранить выбоины асфальтобетонного покрытия. Около дома № по ул. *** с. *** на пешеходном переходе нанести горизонтальную разметку 1.14.1, установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 (знаки пешеходного перехода), 5.16 (знак автобусной остановки). Около дома № по ул. *** с. *** устранить выбоины асфальтобетонного покрытия. На ***-ом километре автодороги в с. *** установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, нанести горизонтальную разметку 1.14.1. На ***-ом километре автодороги в с. *** установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, нанести горизонтальную разметку 1.14.1. На ***-ом километре автодороги восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие проезжей части, устранить разрушение обочины справа и слева от проезжей части. На ***-ом километре автодороги устранить выбоины асфальтобетонного покрытия. На ***-ом километре нанести горизонтальную разметку 1.14.1, установить дорожные знаки 5.16, 5.19.1, 5.19.2. На 17-ом километре автодороги в с. *** нанести горизонтальную разметку 1.14.1. На ***-ом километре автодороги устранить выбоины асфальтобетонного покрытия. На ***-ом километре автодороги нанести горизонтальную разметку 1.14.1, устранить выбоины асфальтобетонного покрытия. На ***-ом километре автодороги нанести горизонтальную разметку 1.14.1, установить дорожные знаки 5.16, 5.19.1, 5.19.2. С 31-го километра до конца автодороги «***-***-***» (*** км автодороги) восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие по всей ширине проезжей части, восстановить обочины, очистить обочину и проезжую часть от нависших деревьев. На ***-ом километре автодороги восстановить ограждение. Установить дорожные знаки 5.23.1, 5.24.1, обозначающие начало и конец населенного пункта с. ***. На всем протяжении автодороги «***-***-***» нанести горизонтальную разметку. По автодороге «Подъезд к с. *** от автодороги ***-***-***»:на ***-ом километре автодороги устранить отдельные выбоины асфальтобетонного покрытия. На ***-ом километре автодороги восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие по всей ширине проезжей части до конца автодороги (*** км автодороги «Подъезд к с. *** от автодороги ***-***-***»). По автодороге «Подъезд № к с. *** от автодороги ***-***-***» на всем протяжении автодороги восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие по всей ширине проезжей части до конца автодороги. В судебном заседании представитель Арзамасской городской прокуратуры по доверенности Сухарева О.Ю. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Ответчик Государственное казенное учреждения Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» по доверенности Булаев А.В. заявленные исковые требования не признал, мотивируя тем, что указанные участки дороги отремонтированы после предъявления иска, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения производится в соответствии с выделенными средствами. Ответчик Правительство Нижегородской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, направило в суд письменный отзыв по предъявленным требованиям, в удовлетворении которых просит отказать, дело рассмотреть в отсутствии их представителя. Третье лицо Министерство финансов Нижегородской области, извещённое о времени и месте рассмотрения дела, о чём в деле имеется почтовое уведомление о вручении повестки о явке, не явилось, с заявлением об отложении дела слушанием не обратилось. Представитель третьего лица ООО «Арзамасдорремстрой» по доверенности Гаврилов А.Ю. просит отказать в предъявленных требованиях, поскольку выполняются работы по ремонту и содержанию указанных выше участков дорог в связи с заключённым контрактом с ГКУ Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог». Судья, выслушав объяснения, участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. В силу п.11 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включающих проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются региональными властями самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В целях реализации имеющихся полномочий органы государственной власти субъектов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (ч.3 ст.26.13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ). В соответствии со ст. ст. 8, 103 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства субъекта РФ, осуществлять государственные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ с наличием финансовой возможности. В силу ст. ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов. В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" Правительством Нижегородской области вынесено Постановление от 02.08.2010 N 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Согласно ст. 3 Федерального закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения. Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу ст. ст. 210, 124, 125 Гражданского кодекса РФ бремя содержания дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения возложено на их собственника - Государство. Правительство Нижегородской области - это территориальный исполнительный орган государственной власти (ст. 1 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 N 129-3 «О Правительстве Нижегородской области»), выступающий от субъекта РФ и отвечающий за надлежащее состояние, расположенной на его территории государственной собственности. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2008 №207. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 принят Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. <дата> между ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» и ООО «Арзамасдорремстрой» заключен Государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Арзамасского и Дивеевского районов Нижегородской области и сооружений на них в объемах и сроках, определенных Техническим заданием (приложение №). Срок начала выполнения работ определен с <дата> по <дата>, также определен перечень автомобильных дорог, принятых на содержание по контракту (приложение № от <дата>). Согласно указанного государственного контракта определено техническое задание по содержанию автомобильных дорог общего пользования, уровень требований к качеству содержания автомобильных дорог определен в разделе *** и *** приложения № к контракту от <дата> №. Бюджетных ассигнований в *** году на ремонт или капитальный ремонт автомобильных дорог Арзамасского района Нижегородской области не выделялось. В связи с отсутствием достаточного финансирования на содержание автодорог, их состояние и качество не отвечает действующим требованиям и стандартам. По результатам проведенной Арзамасской городской прокуратурой <дата> совместно с ОГИБДД ОМВД по Арзамасскому району, ООО «Арзамасдорремстрой», ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог», администрацией Арзамасского района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Арзамасского района Нижегородской области и сооружений на них выявлены нарушения. В ходе проверки автодороги «***-***-***» установлено: - на ***-ом километре автодороги отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1 (пешеходный переход). На ***-ом километре автодороги у дома № и № по ул. *** с. *** наличие выбоин асфальтобетонного покрытия, не соответствующих требованиям ГОСТа Р 50597-93. Около дома № по ул. *** с. *** на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1, дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 (знаки пешеходного перехода), 5.16 (знак автобусной остановки). Около дома № по ул. *** с. *** наличие выбоин асфальтобетонного покрытия, не соответствующих требованиям ГОСТа Р 50597-93. На ***-ом километре автодороги в с. *** отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, горизонтальная разметка 1.14.1. На ***-ом километре автодороги в с. *** отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, горизонтальная разметка 1.14.1. На ***-ом километре автодороги наличие выбоин асфальтобетонного покрытия, износ дорожного полотна, разрушение обочины справа и слева, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93. На 13-ом километре автодороги наличие выбоин, не соответствующих требованиям ГОСТа Р 50597-93 (например, выбоина шириной ***, глубиной *** см, длиной *** см; выбоина глубиной *** см, длиной *** см, шириной *** см; выбоина длиной ПО см, глубиной *** см, шириной *** см). На ***-ом километре автодороги отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1, отсутствуют дорожные знаки 5.16, 5.19.1, 5.19.2. На ***-ом километре автодороги в с. *** отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1. На ***-ом километре автодороги наличие выбоин асфальтобетонного покрытия, не соответствующих требованиям ГОСТа Р 50597-93. На ***-ом километре автодороги отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1, наличие выбоин асфальтобетонного покрытия, не соответствующих требованиям ГОСТа Р 50597-93. На ***-ом километре автодороги отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1, отсутствуют дорожные знаки 5.16, 5.19.1, 5.19.2. С 31-го километра до конца автодороги «***-***-***» (*** км автодороги) износ дорожного полотна по всей ширине проезжей части, выбоины, ямочность, разрушение обочин, нависание деревьев над проезжей частью, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93. На ***-ом километре автодороги отсутствует ограждение. Отсутствуют дорожные знаки 5.23.1, 5.24.1, обозначающие начало и конец населенного пункта с. ***. На всем протяжении автодороги «***-***-***» отсутствует горизонтальная разметка. При проверке автодороги «Подъезд к с. *** от автодороги ***-***-***» установлено: - на 1-ом километре автодороги имеются отдельные выбоины, не При проверке автодороги «Подъезд № к с. *** от автодороги ***-***-***» установлено: - на всем протяжении автодороги имеется ямочность (выбоины), что не В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.08.2010 года №461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета» установлены нормативы денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области: 480 тыс. руб./км - на содержание; 2552 тыс. руб./км - на ремонт; 8065 тыс. руб./км - на капитальный ремонт. Постановлением утверждены Правила расчета денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области при определении размера ассигнований из областного бюджета. Однако фактически нормативы денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области при заключении вышеуказанного государственного контракта № не соблюдены. Невыполнение требований закона и возложенных на органы государственной власти субъекта РФ обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Согласно п. 3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Обследованные прокуратурой Арзамасского района участки дорог относятся к автомобильным дорогам общего пользования, то их ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Из акта проверки от <дата> следует, что на первом километре отсутствует дорожная разметка «Пешеходный переход». Около дома № по ул. *** с. *** на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная разметка. На 9 километре автодороги в <адрес> отсутствует горизонтальная разметка. На *** километре автодороги с. *** отсутствует дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2. и горизонтальная разметка. На *** километре автодороги отсутствует восстановление изношенного асфальтного покрытия проезжей части. На *** километре автодороги отсутствует восстановление выбоин асфальтного покрытия проезжей части. На *** километре отсутствует горизонтальная разметка. На 17 километре автодороги в с. *** отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1. На *** километре автодороги отсутствует восстановление выбоин асфальтного покрытия. На *** километре автодороги отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1 и отсутствует восстановление выбоин асфальтобетонного покрытия. На 21 километре автодороги отсутствует горизонтальная разметка, 1.14.1. С *** километра до конца автодороги «Вол Майдан - Чернуха - Наумовка» (*** км автодороги) отсутствует восстановление изношенного асфальтобетонного покрытия по всей ширине проезжей части, отсутствует восстановление обочин и очищение обочин и проезжей части от нависших деревьев. На *** километре автодороги отсутствует ограждение, дорожные знаки 5.23.1, 5.24.1, обозначающие начало и конец населённого п. ***. На всём протяжении автодороги отсутствует дорожная горизонтальная разметка. На *** км автодороги в с. *** дорожные знаки 5.19.1 и 5.19. 2 были установлены. На *** километре ямочный ремонт был выполнен в июле 2012 года, но на момент проверки образовались снова. По автодороге «Подъезд» к с. *** от автодороги «*** - *** - ***» выполнен ямочный ремонт в асфальтобетонном исполнении. На *** километре автодороги не восстановлено изношенное асфальтобетонное покрытие по всей ширине проезжей части до конца автодороги. *** км. автодороги «Подъезд п. *** от автодороги «*** - *** - ***». При изложенных обстоятельствах суд находит удовлетворить частично заявленные исковые требования с учетом выполненных мероприятий по устранению ранее выявленных нарушений, так как ответчики, являются лицами, ответственными за содержание и ремонт указанной региональной дороги. Факт дефектов дороги, создающих опасность при автомобильном движении, подтверждается представленными доказательствами. Возражения Правительства Нижегородской области, изложенные в письменном отзыве по предъявленным требованиям, суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ РЕШИЛ: Обязать Правительство Нижегородской области осуществить финансирование работ по капитальному ремонту, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Арзамасского района в соответствии с нормативами денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 02.08.2010 года № 461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета» с целью приведения автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Арзамасского района Нижегородской области и сооружений на них в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами. Обязать Государственное казённое учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» привести автодороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Арзамасского района в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно: По автодороге «***-***-***»: - на 1-ом километре автодороги нанести дорожную разметку «пешеходный переход». Около дома № по ул. *** с. *** на пешеходном переходе нанести горизонтальную разметку 1.14.1, установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 (знаки пешеходного перехода), 5.16 (знак автобусной остановки). На ***-ом километре автодороги в с. *** нанести горизонтальную разметку 1.14.1. На ***-ом километре автодороги в с. *** установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, нанести горизонтальную разметку 1.14.1. На ***-ом километре автодороги восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие проезжей части, устранить разрушение обочины справа и слева от проезжей части. На ***-ом километре автодороги устранить выбоины асфальтобетонного покрытия. На ***-ом километре нанести горизонтальную разметку 1.14.1. На ***-ом километре автодороги в с. *** нанести горизонтальную разметку 1.14.1. На ***-ом километре автодороги устранить выбоины асфальтобетонного покрытия. На ***-ом километре автодороги нанести горизонтальную разметку 1.14.1, устранить выбоины асфальтобетонного покрытия. На ***-ом километре автодороги нанести горизонтальную разметку 1.14.1. С ***-го километра до конца автодороги «*** -*** - ***» (37,67 км автодороги) восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие по всей ширине проезжей части, восстановить обочины, очистить обочину и проезжую часть от нависших деревьев. На ***-ом километре автодороги восстановить ограждение. Установить дорожные знаки 5.23.1, 5.24.1, обозначающие начало и конец населенного пункта с. ***. На всем протяжении автодороги «*** - *** - ***» нанести горизонтальную разметку. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения. Судья Зотова Т.А. Решение не свтупило в законную силу и
соответствующие требованиям ГОСТа Р 50597-93 (например, выбоина шириной
*** см, глубиной *** см, длиной *** см; выбоина глубиной *** см, шириной *** см,
длиной *** см). На ***-ом километре автодороги наличие выбоин, не соответствующих
требованиям ГОСТа Р 50597-93, износ дорожного полотна по всей ширине проезжей
части до конца автодороги (*** км автодороги «Подъезд к с. *** от
автодороги ***-***-***»).
соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93.