Решение признании незаконным распоряжения о нежелательном пребывании в РФ лица без гражданства



Дело № 2-2215/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2012 года                                                                            г. Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе

судьи                  Зотовой Т.А.,

с участием адвоката            Мирзагитова С.А.,

при секретаре Лукиной Е.В.,

с участием заявителя Карпичкова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпичкова Н.Н. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ от <дата> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства,

УСТАНОВИЛ:

Карпичков Н.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства юстиции РФ от <дата> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, сроком до <дата>.

В обоснование заявления указал, что он находиться на территории РФ на законных основаниях, имеет временную прописку, женат, имеет постоянное место жительства, проживает вместе с женой К. и малолетним сыном К., <дата> года рождения. Имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по месту жительства характеризуется положительно, жалоб на его поведение со стороны соседей не имеется.

Его пребывание на территории РФ не создаёт никакой реальной угрозы общественному порядку, а также правам и законным интересам граждан РФ.

Требования основывает статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании Карпичков Н. Н. поддержал заявленные требования, указывая на то, что он прибыл в Россию <дата>, легально, зарегистрировал брак с гражданской России, усыновил ребёнка, трудоустроен, проживает в городе Арзамас с отцом, который является гражданином России. Через почтовое отделение направил в УФМС уведомление о временной регистрации. О том, что имеется распоряжение Минюста о нежелательности его пребывания, узнал в УФМС при оформлении регистрации.

Адвокат Мирзагитов С.А. просит отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от <дата> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации его доверителя, который длительное время проживет на территории России с отцом и женой, которые являются гражданами России. Пребывание Карпичкова Н.Н. не создаёт угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан. Распоряжения Минюста РФ о нежелательности пребывания может привести к разлучению с родственниками и несовершеннолетним ребенком. Считает, что пребывание имеет место быть на законных основаниях, поскольку въезд доверителя имел место через границу, по прибытию Карпичков Н.Н. направил уведомление через почтовое отделение в УФМС для постановки на миграционный учёт.

Свидетель С. в суде пояснила, что с *** года является гражданской женой Карпичкова Н.Н., имеет ребёнка *** года рождения, отцом которого является Карпичков Н.Н. Регистрация брака и усыновление произведены <дата>. Поддерживала с Карпичковым Н.Н. отношения в период отбывания наказания.

Судья, выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации" лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государств.

Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее Закон N 114-ФЗ) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 4 статьи 25.10 Закона N 114-ФЗ)

В развитие вышеприведенных норм права было принято Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ".

Из Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 следует, что в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Согласно п. 3 ст. 27 Закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Судом установлено, что Карпичков Н.Н., <дата> рождения, уроженец город ***, *** области, является гражданином ***, что подтверждается паспортом гражданина ***. По паспорту Карпичков Н.Н. зарегистрирован по месту жительства <адрес> <дата> (л.д.).

Приговором Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> Карпичков Н.Н. осужден по ч. 2 ст. 213 УК РФ к *** годам лишения свободы. Освободился <дата> по отбытию наказания.

Приговором Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> Карпичков Н.Н. осужден по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к *** годам *** месяцам лишения свободы. Освободился по отбытию наказания по указанному приговору <дата> (л.д. ).

Карпичков Н.Н. не обращался за приобретением Российского гражданства.

ФСИН России в Минюст России в отношении заявителя было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

В деле имеется опросный лист Карпичкова Н.Н. от <дата> и заключение ГУФСИН России по Нижегородской области от <дата> (л.д.).

<дата> заместителем министра Минюста принято решение о нежелательности пребывания (проживания) Карпичкова Н.Н., являющегося гражданином Украины, подлежащего освобождению из мест лишения свободы сроком до <дата> в Российской Федерации (л.д. ).

По миграционной карте серии *** *** Карпичков Н.Н. прибыл в Россию <дата>.

<дата> Карпичков Н.Н. вступил в брак с И., которой после заключения брака присвоена фамилия К., о чём Управлением ЗАГС г. *** и *** района главного управления ЗАГС *** области составлена актовая запись о заключении брака <дата> за (л.д.).

<дата> Карпичков Н.Н. признал отцовство в отношении И., <дата> рождения, согласно свидетельству об установлении отцовства *** Управлением ЗАГС г. *** и *** района главного управления ЗАГС *** области (л.д.). Ребёнку присвоена фамилия К..

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» Минюст России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федераций о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 №171.

Карпичков Н.Н., являясь гражданином Украины, совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление, предусмотренное пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

ФСИН России в Минюст России в отношении заявителя было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Согласно заключению начальника Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение » Главного управления ФСИН России по Нижегородской области Г., Карпичков Н.Н. вину в совершенном преступлении не признал. Поощрений не имел, имел пять нарушений режима содержания. Характеризуется отрицательно.

Распоряжение Минюста России от 02.08.2012 № 1839-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав заявителя.

Факт создания семьи на территории другого государства не является препятствием для высылки иностранного гражданина с территории данного государства.

Европейский Суд по правам человека в постановлении от <дата> по делу Д. и другие против Н. признал законным вмешательство в право заявителей на уважение к семейной жизни, данное вмешательство преследовало законные цели предотвращения беспорядков и преступлений и защиты экономического благосостояния страны.

На основании изложенного и в связи с тем, что имелись необходимые и достаточные основания: Карпичков Н.Н. является гражданином Украины; имеется непогашенная судимость за совершение в России особо тяжкого преступления, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации; в отношении Карпичкова Н.Н. Минюстом России издано распоряжение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Пребывание на территории Российской Федерации Карпичкова Н.Н. признано нежелательным до погашения имеющейся у него судимости <дата>

Законность установления данного срока подтверждается и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> , где указано, что закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения, обусловленные общественной опасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Карпичков Н.Н. на миграционный учёт не поставлен, находиться в России без законных оснований.

Суд относиться критически к представленным в судебное заседание справке о месте работы от <дата> и характеристики с места жительства, выданной от <дата>, учитывая время пребывания Карпичкова Н.Н. в городе Арзамасе после освобождения из мест лишения свободы с <дата>.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Карпичкова Н.Н. о признании незаконным распоряжения Минюста РФ от <дата> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства сроком до <дата> отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья          Т.А. Зотова

Решение не вступило в законную силу

и