Постановление о назначении административного наказания



Дело № 5-43/2012 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о привлечении к административной ответственности

24 мая 2012 года

Судья Арзамасского городского суда Нижегородской области - Т.А. Зотова,

с участием юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» директора Андронова А.В., их представителя по устному ходатайству Никитиной И.Н.,

рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», расположенного по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

<дата> в *** часов *** минут главным специалистом управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области Карповым В.Ю. была проведена плановая выездная проверка Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», расположенного по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

По результатам проверки был составлен протокол о привлечении к административной ответственности, в котором указано на факты нарушения лицензионных требований и условий, установленных подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 174, а именно:

1. В соответствии с расписаниями занятий, утвержденными приказами директора МБОУ ДОД ЦВР от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> . и МБОУ ДОД ЦВР организация образовательной деятельности в объединениях и спортивных секциях по дополнительным образовательным программам осуществлялась в *** учебном году и осуществляется в *** учебном году по настоящее время в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, расположенных по адресам, не указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности от <дата> : <адрес> (объединение физкультурно-спортивной направленности «***»), и на физкультурно-оздоровительной базе "***" (объединения туристско-краеведческой направленности ***, объединение эколого-биологической направленности ***, спортивная секция физкультурно-спортивной направленности ***). Адрес расположения структурного подразделения "***" МБОУ ДОД ЦВР подтверждается уведомлением о постановке на учет Российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации от <дата> . Обучение по дополнительным образовательным программам "***" и "***" также подтверждается приказами МБОУ ДОД ЦВР от <дата> , от <дата> "О комплектовании групп". В лицензии отсутствуют также дополнительные образовательные программы "***" и "***".

При проведении проверки было выявлено, что в МБОУ ДОД ЦВР отсутствуют документы, подтверждающие наличие в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, территорий физкультурно-оздоровительной базы "***", а также зданий, строений, сооружений, помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

Осуществление МБОУ ДОД ЦВР образовательной деятельности по адресу: <адрес>, а также на физкультурно-оздоровительной базе "***", при отсутствиидокументов, подтверждающих наличие законных оснований использования зданий, строений, сооружений, помещений по указанным выше адресам, является нарушением лицензионного требования, установленного подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании, которое в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Положения о лицензировании относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Организация образовательного процесса по адресам, указанным в лицензии, а также по дополнительным программам «***» и «***» нарушает требования пп. 15 п. 2 ст. 32 Закона РФ от 16 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", в соответствии с которым образовательное учреждение должно осуществлять образовательный процесс в соответствии с лицензией. Изменения условий осуществления образовательной деятельности в части используемых зданий, строений, сооружений, помещений, реализации новых образовательных программ не отражены в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии (пункт 21 Положения о лицензировании). В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона "Об образовании" необходимость дополнениядокумента, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, сведениями о филиалах и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, об образовательных программах является одним из оснований переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, в порядке, определенном Положением о лицензировании.

2. Согласно тематическому планированию дополнительно образовательной программы "***", утвержденной председателем педагогического совета Д. <дата>, по которой МБОУ ДОД ЦВР проводит занятия по адресу: <адрес>. обучающиеся в процессе обучения должны изучить следующие темы: "Преодоление параллельных брусьев с рыси", "Преодоление "тройника" с рыси", "Прыжки на галопе через параллельные брусья", "Прыжки через широтные препятствия", "Прыжки через широтно-высотные препятствия (тройник)", "Прыжки через зауженные препятствия (калитка», «Отработка программы манежной езды", "Соревнования по манежной езде", "Прыжки через каменную стенку" (муляж) ". В связи с тем, что здания, строения, сооружения, помещениятерритории, расположенные по адресу: <адрес>, по котором; проводятся занятия обучающихся по дополнительной образовательной программе "Фаворит"", не указаны в приложении к лицензии, и отсутствуют документы, подтверждающие законное основание их использования, в МБОУ ДОД ЦВР отсутствуют оборудованные объекты для проведения практических занятий и объекты физической культуры и спорта по дополнительной образовательной программе: "Фаворит что нарушает требование п.п. "а" пункта 5 Положения о лицензировании.

Образовательными программами туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности ("Юные туристы", "Юные туристы-многоборцы", ""Юные туристы-краеведы", "Юные инструкторы туризма", "Спортивное ориентирование"), по которым МБОУ ДОД ЦЗР проводит занятия по адресам: <адрес>, предусмотрено, что в процессе обучения обучающиеся должны заниматься легкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием, игровыми видами спорта, для чего в МБОУ ДОД ЦВР необходима спортивная площадка с беговыми дорожками с дистанцией от 60 -1000 м., спортивный зал, оборудованный для игры в баскетбол и пионербол, спортивная площадка для игры в русскую лапту, футбол, спортивный зал с гимнастическими снарядами (брусья, гимнастическое бревно), лыжи, бассейн с дистанцией 300м. Однако проведенное в ходе проверки обследование использованных при осуществлении образовательной деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования показало, что в МБОУ ДОД ЦВР отсутствуют оборудованныеобъекты для проведения практических занятий и объекты физической культуры и спорта для реализации указанных выше образовательных программ туристско-краеведческой ифизкультурно-спортивной направленности, что нарушает требования подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании.

Согласно пп.1 п.2 статьи 32 Закона "Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании устанавливает требование наличия в образовательном учреждении в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), нарушение которого является грубым нарушениям лицензионных требований и Условий (подпункт «а» пункта 6 Положения о лицензировании).

3. При проведении проверки было установлено, что в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях МБОУ ДОД ЦВР, расположенных но адресам: <адрес>; <адрес>, отсутствуют условия обеспечения обучающихся и работников медицинским обслуживанием, что предусмотрено подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании.

Образовательной программой физкультурно-спортивной направленности «Спортивное ориентирование» предусмотрен медико-биологический контроль та состоянием здоровья, который должен осуществляться врачом образовательного учреждения и специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Однако в штатном расписании МБОУ ДОД ЦВР с <дата> отсутствует должность врача.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 51 Закона "Об образовании" образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся.

Пунктом 4 статьи 51 Закона "Об образовании" установлено, что медицинское обслуживание обучающихся образовательного учреждения обесточивают органы здравоохранения, образовательное учреждение обязано предоставить соответствующими условиями работы медицинских работников.

Отсутствие в МБОУ ДОД ЦВР условий обеспечения обучающихся и работников медицинским обслуживанием создает угрозу гарантии охраны и укрепления здоровья обучающихся. В соответствии пунктом 3 статьи 32 Закона ""Об образовании", пунктом 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации ответственность за жизнь и здоровье детей и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Таким образом, отсутствие условий обеспечения обучающихся и работников медицинским обслуживанием, предусмотренных пунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании, является нарушением лицензионных условий, которое в соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Положения о лицензировании относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

В судебное заседание явились: представитель юридического лица Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» директор Андронов А. В. и их представитель по устному ходатайству Никитина И. Н.

Им разъяснены права и обязанности в судебном заседании, согласно их статусу (ст. 25.1 и 25.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Отводов судье не заявлено.

В судебном заседании представитель юридического лица Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» директор Андронов А. В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 19.20 Кодекса об административном правонарушении РФ не признал, мотивируя тем, что на осуществление учреждением дополнительных образовательных программ получение лицензии не требуется, а также нет необходимости в наличии медицинского работника.

Представитель юридического лица Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» по устному ходатайству Никитина И. Н. просит производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Судья, выслушав объяснения, участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В судебном заседании установлено следующее.

Муниципальное образовательное учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» поставлен на учёт <дата> в налоговом органе (л.д.).

«23» августа 2010 года Министерством образования <адрес> Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности со сроком действия по «23» августа 2016 года (л.д.).

Приказом от <дата> Министерства образования <адрес> было назначено проведение плановой выездной проверки МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» с целью осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований, условий при осуществлении образовательной деятельности в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок управлением по контролю и надзору в сфере образования, предметом которой является соблюдение обязательных требований (л.д. ).

При проведении со 2 апреля по 3 апреля в соответствии с приказом Министерства образования <адрес> от <дата> плановой выездной проверки Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности выявлены нарушения требований:     отсутствие документов, подтверждающих наличие в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений по адресам: территория Физкультурно-оздоровительной базы «***»; <адрес>; отсутствуют оборудованные объекты для проведения практических занятий и объекты физической культуры и спорта для реализации образовательных программ туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности; отсутствуют условия обеспечения обучающихся и работников медицинским обслуживанием.

По результатам проведенной проверки был составлен административный протокол и направлен для рассмотрения в Арзамасский суд.

Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» на право ведения образовательной деятельности <дата> выдана соответствующая лицензия. В данной лицензии определены виды образовательных программ, по которым учреждение вправе вести образовательную деятельность.

Согласно Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом».

Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В силу ст. 9 данного закона РФ в Российской Федерации реализуются общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств) программы.

Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, его организация в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся (ст. 15 Закона РФ «Об Образовании»).

Согласно ст. 33.1 закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

В связи с чем, на осуществление учреждением дополнительных образовательных программ получение лицензии не требуется, т.к. деятельность осуществляется по свободным образовательным программам, выбираемыми педагогами, оценки учащимися не выставляются, после окончания учащиеся не аттестуются, документ о полученном образовании не выдается.

Получение лицензии учреждением на те программы, которые указаны в составленном протоколе, не требуется, учреждение вправе осуществлять данный вид деятельности без получения специального разрешения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» это учреждение дополнительного образования.

Закон РФ «Об образовании» определяет, что образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.

Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" определено, что настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и для них данное положение является обязательным.

Данное положение регулирует конкретные вопросы деятельности учреждений дополнительного образования, в отличие от Закона «Об образования» которое содержит общие нормы для всех видов образовательных учреждений.

В типовом положении об учреждениях дополнительного образования обязанности наличия в штате медицинских работников не требуется. Осуществляемая деятельность учреждения не требует присутствия медицинского работника.

Следовательно, законных оснований для предъявления к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» требований о получении лицензии и наличии медицинского работника не имеется.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение десяти дней с момента получения копии постановления.

Судья                                                   Зотова Т.А.

и