постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении



Дело № 5-7/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Арзамас                                                                                 <дата>

                                                                                                        

Судья Арзамасского городского суда Нижегородской области Леснова В.А.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ОАО «А» в лице представителя по доверенности <дата> Ч.О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Арзамасе дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «А», находящегося по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно протоколу об административном правонарушении <дата> ОАО «А» обвиняется в том, что оно согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, справке <дата> ,данным статистической отчетности по форме 2-ТП(отходы) за *** год осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности в части осуществления использования кислоты аккумуляторной серной отработанной-2 класса опасности в производственном процессе кислования волокна, масла автомобильные отработанные-3 класса опасности в технологическом процессе для смазки подшипников, не имея лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности -использование указанных видов отходов.

В судебном заседаниипредставителю лица, в отношении которого ведется производство по делу, ОАО «А» по доверенности Ч.О.Ю. разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ.

Отводов судье не заявлено.

Ходатайство представителя ОАО «А» Ч.О.Ю. о приобщении к материалам дела выписки из Устава, свидетельств о постановке на налоговой учет, о регистрации в качестве юридического лица, двух лицензий, отзыва удовлетворено.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ОАО «А» по доверенности Ч.О.Ю., показал, что с протоколом не согласен, т.к. у ОАО «А» имеются лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов и по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, которыми разрешено использование токсичных, высокотоксичных веществ или других веществ, представляющих опасность для окружающей среды, воспламеняющих, окисляющих, горючих взрывчатых веществ. Лицензии по сбору отходов необходимы для специализированных организаций, ОАО «А» к данным организациям не относится.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «А», государственный инспектор по охране природы по приволжскому федеральному округу, ведущий специалист-эксперт отдела геологического контроля и охраны недр, контроля и надзора за обращениями с отходами Департамента Росприроднадзора по ПФО А.О.Е. в суд не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Рассмотрев материалы административного дела, и заслушав представителя ОАО «А» Ч.О.Ю., судья установил следующие обстоятельства:

<дата> сотрудниками департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в ОАО «А».

В ходе проверки выявлены нарушения ст.30 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 г. № 7-ФЗ, п.30 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности от 02.05.2011 года № 99-ФЗ., а именно, что ОАО «А» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности в части использования кислоты аккумуляторной серной отработанной-2 класса опасности в производственном процессе кислования волокна, масла автомобильные отработанные-3 класса опасности в технологическом процессе для смазки подшипников, не имея лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности -использование указанных видов отходов.

По результатам проверки <дата> было направлено предписание в адрес ОАО «А», где предписывается осуществлять деятельность в части обращения с отходами производства и потребления в соответствии с требованиями природоохранного законодательства при наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

<дата> в отношении ОАО «А» составлен протокол об административном правонарушении N05-139/2011.

<дата> материалы административного дела поступили в Арзамасский городской суд для рассмотрения по существу.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) -это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 указанного закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Данный документ утратил законную силу в связи с изданием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с ч. 1 ст. 12 которого лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

13) эксплуатация химически опасных производственных объектов;

30) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

ОАО «А» создано путем преобразования государственного предприятия «А» в соответствии с указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества от 01.07.1992 г. №721, «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных муниципальных предприятий, сданных в аренду» от 14.10.1992 г. №1230, «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16.11.1992 г. №1392, является его правопреемником.

Основными видами деятельности ОАО «А» являются: производство воляльно-войлочной продукции; розничная торговля товарами народного потребления; выполнение строительно- монтажных работ, выработка и продажа тепловой энергии, что подтверждается уставом ОАО «А».

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданному Межрайонной инспекцией МНС России <адрес> <дата>, ОАО «А» зарегистрировано в качестве юридического лица.

ОАО «А» в результате своей хозяйственной деятельности использует кислоту аккумуляторную отработанную в производственном процессе для окисления войлока и масло отработанное в технологическом процессе для смазки подшипников, что подтверждается справкой ОАО «А» <дата>.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года N 785 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» кислота аккумуляторная серная отработанная - код 52100101 02 01 2 - классифицируются по 2 классу опасности для окружающей природной среды; масла автомобильные отработанные - код 54100202 02 03 3- классифицируются по 3 классу опасности для окружающей природной среды.

Из объяснений представителя ОАО «А» Ч.О.Ю. усматривается, что кислота аккумуляторная отработанная и масла машинные отработанные не утратили своих потребительских свойств. Кислота аккумуляторная относится к токсичным химическим веществам и используется в производстве валяльно-войлочной продукции в процессе кислования полуфабриката. Масла машинные относятся к воспламеняющим веществам и используются в качестве смазки подшипников оборудования.

ОАО «А» имеет лицензию <дата> на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов (опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды в соответствии с Федеральный законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору <дата>. Лицензия действует до <дата>.

Под химически опасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п.3 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению лицензирования эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденных приказом Минприроды России <дата> ).

ОАО «А» имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору <дата>. Лицензия действует до <дата>.

Согласно Перечня работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектах, к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> входят

1. Получение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением использования муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.2010 N 44)

3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением переработки муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.2010 N 44)

4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, хранения муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.2010 N 44)

5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением транспортирования муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.2010 N 44)

6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

7. Использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

В соответствии с действующими лицензиями ОАО «А» может осуществлять деятельность, связанную не только тс использованием взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, но и деятельность, связанную с переработкой, хранением, транспортировкой и уничтожением этих объектов и в получении дополнительной лицензии по использованию отходов I - IV класса опасности- нет необходимости.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, лицензионными требованиями и условиями осуществления указанной деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.

Для получения лицензии является обязательным представление в лицензирующий орган документов, в том числе:

- подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям (подпункт "д" пункта 5 Положения о лицензировании);

- копии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт "е" пункта 5 Положения о лицензировании).

Анализируя нормы законодательства, судья приходит к выводц, что таким требованиям будет соответствовать специализированные организации, для которых деятельность с отходами является основной.

Как уже было указано выше, видами деятельности ОАО «А» являются производство валяльно-войлочной продукции; розничная торговля товарами народного потребления; выполнение строительно- монтажных работ, выработка и продажа тепловой энергии,

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Судья полагает прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении «А» по ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава правонарушения.

Руководствуясь ст.29.9 ч.1 п.2, ст. 24.5 ч.2 п.2 КоАП РФ, судья

                                         ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по административному делу в отношении «А» по ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через суд г. Арзамаса в срок 10 дней со дня его вручения или получения по почте.

                        Судья                Леснова В.А.