(Мотивированное решение от 5 августа 2010 г.) Дело № 2-271/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 4 августа 2010 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цивилева И.А.,
при секретаре Беляковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Артинской поселковой администрации об обязании установки защитных противопожарных полос,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Артинской поселковой администрации об обязании установки защитных противопожарных полос.
В судебном заседании представитель прокуратуры Деткова М.С. пояснила, что прокуратурой Артинского района Свердловской области была проведена проверка исполнения лесного законодательства в части защиты населенных пунктов, расположенных в лесных массивах на территории Артинского городского округа. Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ территория п. Арти, прилегающая к лесным массивам, а именно по ул. Первомайская у д.д. 112, 114, 116, 118, 120, 122, по ул. Нефедова д. 144, по ул. Садовая д. 118, у построек двухэтажных домов по ул. Геофизическая д.д. 1 и 2 не обеспечена защитой минерализованной полосой не менее 3 метров. В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения городского округа относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии с п. 5 ст. 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Под мерами пожарной безопасности в соответствии с п. 1 Федерального закона № 69-ФЗ понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в т.ч. по выполнению требований пожарной безопасности. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос). Несоблюдение требований пожарной безопасности ответчиком может повлечь тяжкие последствия в виде пожаров, уничтожения имущества и угрожать жизни людей.
Представитель Артинской поселковой администрации ФИО3 как Глава администрации, в судебном заседании пояснил, что с предъявленными прокурором требованиями он не согласен, поскольку не считает Артинскую поселковую администрацию надлежащим ответчиком по делу. По его мнению, прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства, к исполнению которого поселковая администрация не имеет никакого отношения. Сами населенные пункты, указанные прокурором, находятся на территории земель лесного фонда, следовательно, обязанность выполнять предписанные противопожарные мероприятия должна быть возложена либо на ГОСУ “Красноуфимское лесничество”, либо на Уральское отделение Академии наук (относительно улицы Геофизическая). Кроме того, на выполнение соответствующих мероприятий у администрации не имеется денежных средств, поскольку ранее они предусмотрены не были.
Представитель третьего лица – Администрации Артинского городского округа ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснил, что действительно, действующим законодательством обязанность по выполнению требований пожарной безопасности возложена на органы местного самоуправления. Администрация АГО полагает, что такие мероприятия, как установка противопожарных защитных полос должна быть возложена на территориальные органы местного самоуправления на местах, в данном случае, на поселковую администрацию. Сами дома в силу особенности действовавшего ранее законодательства в советский период оказались расположенными, по сути, на территории земель лесного фонда, что не снимает обязанность с органов местного самоуправления выполнять предписанные меры пожарной безопасности.
Представитель инспекции Госпожарнадзора ФИО5 суду пояснил, что проводимая прокуратурой Артинского района проверка исполнения лесного законодательства была проведена также и в части исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности прилегающих к лесным массивам населенных пунктов. Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03) установлено, что такие мероприятия как установка противопожарных защитных полов вокруг домов, населенных пунктов возлагается на органы местного самоуправления на местах.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Из Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что территория п. Арти, прилегающая к лесным массивам, а именно по ул. Первомайская у д.д. 112, 114, 116, 118, 120, 122, по ул. Нефедова д. 144, по ул. Садовая д. 118, у построек двухэтажных домов по ул. Геофизическая д.д. 1 и 2 не обеспечена защитой минерализованной полосой не менее 3 метров.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения городского округа относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии с п. 5 ст. 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Под мерами пожарной безопасности в соответствии с п. 1 Федерального закона № 69-ФЗ понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в т.ч. по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно п.п. 1.1, 2.3 Положения об Артинской поселковой администрации Администрации Артинского городского округа, утвержденного решением Думы Артинского городского округа от 87 октября 2009 г. № 87, поселковая администрация АГО является территориальным органом Администрации АГО и осуществляет возложенные на нее полномочия в сфере решения вопросов местного самоуправления Артинского городского округа в соответствии с Уставом Артинского городского округа и данным Положением. К полномочиям поселковой администрации по решению вопросов местного значения относятся, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос).
Суд пришел к заключению, что невыполнение Артинской поселковой администрацией указанных прокурором мер пожарной безопасности может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, уничтожения их имущества.
Согласно приказа Минприроды Свердловской области № 791 от 9 апреля 2010 г. с 15 апреля 2010 г. на территории Свердловской области объявлен пожароопасный период.
Со слов представителя Госпожарнадзора ФИО6 в настоящее время действующие силы пожарной охраны на территории района находятся в состоянии повышенной боевой готовности для отражения возможных угроз возгорания как населенных пунктов, так и лесов.
Доводы главы Артинской поселковой администрации относительно отсутствия у администрации обязанности выполнять такие меры пожарной безопасности как установка защитных полос, судом не могут быть приняты во внимание как убедительные.
Действительно, в постановлении Администрации Артинского городского округа от 23 ноября 2009 г. № 720 “Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Артинского городского округа” идет речь о таких мерах пожарной безопасности (установка емкости с водой у каждого дома, наличие огнетушителей, багров, топоров и проч.), какие бы позволили предотвратить или минимизировать пожар, последствия пожара непосредственно для жилых домов.
Тогда как в силу прямого указания в Правилах пожарной безопасности (ППБ 01-03) органам местного самоуправления предписывается разработка и выполнение таких мероприятий, которые препятствовали бы перебросу огня при лесных и торфяных пожарах на дома.
Государственные органы, имеющие в своем ведении земли лесного фонда, которым является ГУ СО “Красноуфимское лесничество” не являются органами, которые в силу указанных требований закона правомочны осуществлять такие меры пожарной безопасности как установка защитных полос в районе жилых домов поселка Арти. Об этом сообщает прокурору в письме от ДД.ММ.ГГГГ № директор ГУ СО “Красноуфимское лесничество“ ФИО7.
Со слов представителя прокуратуры Детковой М.С. была проведена проверка исполнения лесного законодательства, при которой также проверялись принимаемые ответственными лицами меры пожарной безопасности в лесах, населенных пунктах, прилегающих к лесным насаждениям. Поэтому ссылка представителя поселковой администрации об отсутствии оснований для проверки соблюдения пожарной безопасности со стороны поселковой администрации при проведении мероприятий по соблюдению лесного законодательства, необоснованна.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Иск прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Артинской поселковой администрации удовлетворить.
Обязать Артинскую поселковую администрацию установить защитные противопожарные полосы не менее 3 метров на территории поселка Арти Свердловской области, прилегающие к лесному массиву по ул. Первомайская у д.д. 112, 114, 116, 118, 120, 122, по ул. Нефедова д. 144, по ул. Садовая д. 118, у построек двухэтажных домов по ул. Геофизическая д.д. 1 и 2.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Цивилев И.А.