(Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2010 г.) Дело № 2-227/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 31 мая 2010 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цивилева И.А.,
при секретаре Тукановой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, представляющего интересы Автозамена: Фамилия И.О., о признании неправомерным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании принятия мер к постановке на учет,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Артинского района Свердловской области, представляющий интересы Автозамена: Фамилия И.О., обратился с заявлением о признании неправомерным отказа Администрации Артинского городского округа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании принятия мер к постановке на учет.
В судебном заседании представитель прокуратуры Гаина Л.П. пояснила, что в прокуратуру Артинского района обратился участник Великой отечественной войны Автозамена: Фамилия И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с заявлением о том, что Главой Артинского городского округа ФИО6 ему было отказано в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В ходе прокурорской проверки установлено было установлено, что Автозамена: Фамилия И.О. является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, о чем свидетельствует удостоверение серии И № выданного ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом <адрес>. С марта 1977 г. Автозамена: Фамилия И.О. проживал совместно со своей семьей в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в доме Автозамена: Фамилия И.О. произошел пожар, был уничтожен жилой дом и надворные постройки. После пожара КонстантиновТ.И. переехал на постоянное место жительства в д. Конево по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался по адресу <адрес> в доме своей дочери, хотя фактически в доме своей дочери не проживал. ДД.ММ.ГГГГ Автозамена: Фамилия И.О. обратился с заявлением к главе Артинского городского округа о постановке па учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он получил письменный отказ за подписью Главы Артинского юродского округа ФИО6 в связи с тем, что заявитель является членом семьи собственника помещения. Данный отказ считает неправомерным, просит обязать администрацию АГО поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшений жилищных условий.
Автозамена: Фамилия И.О. в судебном заседании подтвердил его требования, изложенные прокурором.
Представитель Администрации Артинского городского округа ФИО7, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что отказ поставить Автозамена: Фамилия И.О. на учет в качестве нуждающегося в улучшений жилищных условий правомерен, поскольку основания для такого решения не имеется. Автозамена: Фамилия И.О. представил жилищной комиссии соответствующие документы, которые недостаточны для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку договора найма Автозамена: Фамилия И.О. заключено с иными лицами не было, а занимаемая им площадь соответствует учетной норме предоставления жилья.
Суд, выслушав прокурора, Автозамена: Фамилия И.О., представителя Администрации АГО, свидетелей по делу, оценив в совокупности представленные доказательства, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Судом установлено, что Автозамена: Фамилия И.О. является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, о чем свидетельствует удостоверение серии И № выданного ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Артинского района Свердловской области.
С марта 1977 г. Автозамена: Фамилия И.О. проживал совместно со своей семьей в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в доме Автозамена: Фамилия И.О. произошел пожар, был уничтожен жилой дом и надворные постройки. После пожара КонстантиновТ.И. переехал на постоянное место жительства в д. Конево по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался по адресу <адрес> в доме своей дочери, хотя фактически в доме своей дочери не проживал. ДД.ММ.ГГГГ Автозамена: Фамилия И.О. обратился с заявлением к главе Артинского городского округа о постановке па учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он получил письменный отказ за подписью Главы Артинского юродского округа ФИО6 в связи с тем, что заявитель является членом семьи собственника помещения. Данный отказ считает неправомерным, просит обязать администрацию АГО поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшений жилищных условий.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на предоставление жилья из государственного или муниципального жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Факт нуждаемости Автозамена: Фамилия И.О. в улучшении жилищных условий подтверждается справкой ГПН о том, что ДД.ММ.ГГГГ в результате замыкания электропроводки произошло загорание частного жилого дома по адресу <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>, в результате пожара огнем уничтожен жилой дом и надворные постройки на общей площади 140 кв.метров, справкой СОГУП “Областной центр недвижимости” Отдел “Артинское БТИ”; уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> Красноуфимский отдел от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав записи о регистрации прав за Автозамена: Фамилия И.О. отсутствуют,
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относиться ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениям, предоставляемых по договорам социального найма признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения но договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. В данном случае Автозамена: Фамилия И.О. является членом семьи собственника, хотя фактически по данному адресу не проживает.
Данные обстоятельства в суде подтвердили свидетели ФИО9 и ФИО8, показавшие, что Автозамена: Фамилия И.О. после пожара с 2001 г. постоянно проживает с ним в д. Конево, а в <адрес> только зарегистрирован
С учетом ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органами местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии со ст. 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, изданным Главой Артинского городского округа ФИО6, создана жилищная комиссия Администрации Артинского городского округа, было утверждено положение о жилищной комиссии АГО.
Согласно п. 3 Положения, к ведению комиссии относятся, в частности, принятие решений об очередности предоставления жилья гражданам, состоящим в списках на получение жилья, улучшение жилищных условий…
В соответствии с п.п. 6.5 Положения решение комиссии считается правомочным при условии присутствия на заседании не менее 2/3 всего состава комиссии.
Как явствует из выписки из заседания № рабочей группы жилищной комиссии АГО от ДД.ММ.ГГГГ, рабочей группой численностью 4 человека было принято решение об отказе в постановке на учет Автозамена: Фамилия И.О. в качестве нуждающегося в улучшений жилищных условий.
По мнению суда, рабочая группа приняла решение по вопросу, напрямую к ее ведению не относящемуся.
Письмом Главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, письмом заместителя председателя комиссии ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет Автозамена: Фамилия И.О. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Признать отказ Главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, отказ заместителя председателя комиссии ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет Автозамена: Фамилия И.О. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать Администрацию Артинского городского округа в лице жилищной комиссии Администрации Артинского городского округа поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Автозамена: Фамилия И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Цивилев И.А.