Дело № 2-88/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 30 марта 2011 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цивилева И.А.,
при секретаре Тукановой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, представляющего интересы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 и ФИО4 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Артинского района Свердловской области, представляющий интересы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, обратился с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договорам социального найма.
В судебном заседании представитель прокуратуры Артинского района ФИО7 пояснила, что поводом для обращения прокурора в суд послужили следующие обстоятельства.
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеют статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. У ФИО5 родители лишены родительских прав в отношении него на основании решении суда, у ФИО4 родители ФИО9 и ФИО10 умерли, ФИО1 родители ФИО11 и ФИО12 также умерли, у ФИО2 родители ФИО13 и ФИО14 на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, у ФИО3 родители ФИО15 и ФИО16 были лишены родительских прав на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ В период 2005-2008 г.г. указанные лица были поставлены на учет в Администрации Артинского городского округа как нуждающееся в социальном жилье. В 2010 году данные граждане обратилась в прокуратуру Артинского района с заявлением о защите их жилищных прав, указав, что администрация Артинского городского округа поставила их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но до настоящего времени им жилье так и не предоставили. Поскольку ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО4 имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют возможности защитить свои нарушенные права, не обладая познаниями в юриспруденции, не имея средств для квалифицированной юридической консультации, обратилась в прокуратуру за защитой прав и законных интересов, что является основанием предъявления иска прокурором в соответствии с требованиями ст.45 Гражданско-процессуального кодекса. В собственности указанные лица своего жилья не имеет.
Сами ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО4 в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные представителем прокуратуры.
Представители ответчика – Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебном заседании участия не принимали. Ответчик был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, что подтверждает телефонограмма, адресованная в адрес Министерства, кроме того был уведомлен публично, путем размещения информации о времени рассмотрения дела на веб-сейте суда. Из представленного представителем ответчика ФИО17 отзыва явствует, что Минстрой Свердловской области не поддерживает требования прокурора об обязанности предоставления жилого помещения указанным лицам. Действительно, Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно утвержденному Правительством области Порядку обеспечения в 2011-2015 г.г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующие средства областного бюджета направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц. Получателем средств по данному коду распределения является СОГУ “Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства”, которое производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 г. должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в Фонд. Указанный Фонд направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещения с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием с органами государственной власти. Поскольку у Минстроя области нет таковых полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, то, по мнению представителя, в удовлетворении иска следует отказать. Представитель ответчика просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель Администрации Артинского городского округа ФИО18 пояснил, что также не согласен с иском прокурора. По его мнению, со стороны Администрации в отношении лиц, в отношении которых обратился прокурор, не допущено нарушения каких-либо жилищных прав, поскольку они на основании распоряжения Главы Артинского городского округа поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации. Данные полномочия органу местного самоуправления – Артинскому городскому округу не передавались, ввиду чего, а также учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за их счет, Администрация не считает себя надлежащим ответчиком по делу. Поскольку функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, то на этот орган и может быть возложена обязанность по выделению средств и предоставлению жилого помещения ФИО5 и др.
Представитель органа опеки и попечительства ФИО19, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержала доводы прокуратуры Артинского района, действующей в интересах указанных граждан.
Суд, выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Поскольку ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО4 имеют статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет возможности защитить свои нарушенные права, не обладая познаниями в юриспруденции, не имея средств для квалифицированной юридической консультации, обратилась в прокуратуру за защитой прав и законных интересов, что является основанием предъявления иска прокурором в соответствии с требованиями ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При этом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте с 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ).
Судом установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеют статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
У ФИО5 родители лишены родительских прав в отношении него на основании решения Артинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО4 родители ФИО9 и ФИО10 умерли, ФИО1 родители ФИО11 и ФИО12 также умерли, у ФИО2 родители ФИО13 и ФИО14 на основании решения Артинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, у ФИО3 родители ФИО15 и ФИО16 были лишены родительских прав на основании решения Красноуфимского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Как видно из распоряжения Главы Артинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо, оставшееся без попечения родителей. ФИО4 в 2006 г. также был поставлен на аналогичный учет. Распоряжением главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 и ФИО8 были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Аналогичным постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был поставлен на соответствующий учет.
ФИО5 в 2007 г. окончила МО “Пристанинская основная общеобразовательная школа”, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании. ФИО1 в 2007 г. окончила ГОУ НПО “Свердловское областное агропромышленное училище” по специальности формовщик, что подтверждается дипломом. ФИО2 в 2009 г. завершил обучение в ГОУ НПО “Артинское профессиональное училище”, что подтверждается дипломом. ФИО8 в 2006 г. окончил МОУ “Артинская средняя общеобразовательная школа №”, о чем свидетельствует аттестат об основном общем образовании.
Как видно из справок, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Красноуфимский территориальный отдел), в собственности у ФИО5, ФИО4, ФИО1, ФИО2ФИО8 собственного жилья не имеется.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При этом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте с 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 г. № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов о распределении жилых помещений осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области после получения от СОГУП “Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства” сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (п. 12).
Согласно ч. 2 ст. 50, частей 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по месту жительства лица (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.
В соответствии с постановлением Главы Артинского городского округа № 382 от 10 августа 2007 г. “Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе” на территории Артинского городского округа установлена норма предоставления жилого помещения в размере не менее 18 кв. метров.
Указанные нормы, по сути, описывают механизм обеспечения истца жильем, при том, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в данном случае подлежит возложению на орган местного самоуправления, как орган, осуществляющий учет и постановку на учет соответствующую категорию лиц, но за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае – Свердловской области.
Поскольку никто из ответчиков не оспаривал само право истца на предоставление жилого помещения, оспаривалась лишь конкретная обязанность того, либо иного субъекта, то при установлении обязанности органа местного самоуправления предоставить жилое помещение с учетом описанного выше механизма предоставления жилья, жилое помещение на условиях социального найма подлежит предоставлению ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
Как указано выше, такой правовой механизм по обеспечению истца жильем, по предоставлению жилья разработан, утвержден и действует в Свердловской области. Таким образом, требования закона в этой части исполнены в полной мере. Вместе с тем, существует безусловная обязанность органа местного самоуправления учесть всех нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Вследствие чего обязанность по предоставлению жилья с учетом разработанного правового механизма подлежит возложению на орган местного самоуправления.
Вместе с тем, учитывая, что обязанность органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения указанным лицам должна быть реализована совместно с обязанностью о приобретении такового жилого помещения, суд в целях реального исполнения судебного решения считает необходимым также возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению социального жилья для лиц, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Артинского района Свердловской области, представляющего интересы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 и ФИО4 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить полностью.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не меньше 18 кв. метров, благоустроенное, в черте поселка Арти Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств областного бюджета для ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 и ФИО4, имеющих статус лиц, оставшихся без попечения родителей – отдельно для каждого лица.
Обязать муниципальное образование “Артинский городской округ” предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 и ФИО4 на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение площадью не меньше 18 кв. метров, благоустроенное, в черте поселка Арти Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Свердловской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Цивилев И.А.