Решение по делу 2-253_2011 от 05.05.2011 г. (вст. в зак. силу 16.05.2011 г.)



Дело № 2-253/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти 05 мая 2011 г.

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,

с участием представителя заявителя Беляевой Г.А., представителя заинтересованного лица Козлова С.В.,

при секретаре Подъячевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 об оспаривании действий Администрации Артинского городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратилась в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на действия Администрации Артинского городского округа, далее Администрация, о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В заявлении ФИО1 указала, что в декабре 2010 года она обратилась в Администрацию Артинского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий» ей было отказано в постановке на учет на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, как лицу намеренно ухудшившему свои жилищные условия. Заявительница считает, что ей незаконно отказали в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и просит признать незаконным распоряжение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий» и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она не намеренно ухудшала жилищные условия.

В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО5 подтвердила заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации Артинского городского округа Козлов С.В. заявленные требования не признал, указав, что отказ ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является законный и обоснованным и произведен в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и пакетом документов.

Распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий» ей было отказано в постановке на учет на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, как лицу намеренно ухудшившему свои жилищные условия.

Часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которого нуждающимися в жилье признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В Артинском городском округе постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье и (или) улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Главы Артинского городского округа от 10.08.2007г. № 382 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе», распоряжением Администрации Артинского городского округа от 13.03.2009г. № 83 «Об утверждении административного регламента по постановке граждан на учет и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилье и (или) улучшении жилищных условий в Администрации Артинского городского округа» с последующими изменениями.

Для решения вопроса признания гражданина нуждающимся в жилье и (или) улучшении жилищных условий необходимы документы, которые в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ подаются гражданином при подаче заявления о постановке на учет, и которые подтверждают право данного гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение о постановке на учет или об отказе в принятии на учет, на основании ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и представленного пакета документов. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (части 4,5 статьи 52 ЖК РФ).

Согласно подпункта 10 и 11 пункта 1 статьи 31 Устава Артинского городского округа к полномочиям Администрации Артинского городского округа относится ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Полномочия о рассмотрении заявления граждан о постановке их на учет в качестве нуждающимися возложены на Рабочую группу Жилищной комиссии Администрации Артинского городского округа, далее Рабочая группа, которая создана Постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О рабочей группе Жилищной комиссии Администрации Артинского городского округа по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье и (или) улучшении жилищных условий и снятии с такового учета».

Согласно раздела 3 Положения о Рабочей группе, Рабочая группа вправе принимать решения о постановке граждан на учет и об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье.

На основании решения Рабочей группы выносится распоряжение Администрации о постановке на учет или об отказе от постановки на учет.

Как следует из Выписки из протокола заседания Рабочей группы № от ДД.ММ.ГГГГ Рабочая группа на основании документов, представленных заявителем, при проверке данных документов и оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся ФИО1 выявила, что ФИО1 заключила договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего ей на праве собственности жилого дома по адресу <адрес>, д. <адрес>, общей площадью 51 квадратный метр, за 150000 рублей, что подтверждается справкой о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной государственным регистратором Красноуфимского территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, полученной по запросу Администрации.

После чего было вынесено распоряжение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий».

Суд, исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, считает, что в судебном заседании нашло подтверждение, что своими действиями ФИО1 намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Согласно справки о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной государственным регистратором Красноуфимского территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФИО1 заключила договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего ей на праве собственности жилого дома по адресу <адрес>, д. <адрес>, общей площадью 51 квадратный метр, за 150000 рублей.

Как следует из заявления в суд ФИО1, собирать документы для постановки на учет в качестве нуждающейся она начала в декабре месяце 2010 года, сразу после продажи жилого дома. Это же подтверждается справкой ведущего специалиста юридического отдела Администрации в чьи функции входит прием документов от граждан для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье, справкой Манчажской сельской администрации №. которая была выдана ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и показаниями представителя заявительницы ФИО5 (дочь ФИО1) которая пояснила, что обращалась за пакетом документов для постановки на учет ФИО1 в декабре 2010г.

При подаче документов для постановки на учет ФИО1 скрыла тот факт, что ухудшила свои жилищные условия, как видно из заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она указала, что в течение 5-ти лет, предшествующих дню подачи заявления, действий по ухудшению своих жилищных условий она не совершала, что также дает основание полагать, что она намеренно это совершила.

Средства от продажи жилого дома ФИО1 также не направила на улучшение своих жилищных условий, хотя имела возможность приобрести жилье рядом со своими детьми, если на то имелась необходимость, куда направлены данные денежные средства представитель заявительницы пояснить не смогла.

Доводы ФИО1 относительно того, что она продала дом, поскольку ей требуется посторонний уход суд также не находит обоснованными, поскольку как указано в справке ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания населения», ей необходимо социально-бытовое обслуживание на дому, которое и оказывается специалистами этого центра. Поэтому данная служба имела обязанности предоставлять ФИО1 данную услугу, в том числе и посторонний уход, независимо от ее места жительства, в том числе в д. ФИО9, а ФИО1 соответственно имела право воспользоваться услугами данной службы по месту жительства.

Доводы, что жилой дом стал подвергаться разрушению и разбору со стороны местных жителей ничем не подтверждены, заявлений в органы внутренних дел о преступных действиях лиц нет, акты обследования отсутствуют. Кроме того, в силу положений ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника.

Кроме все прочего, как пояснила представитель ФИО1 заявление о постановке на учет связано с предоставлением ветеранам и членам семьи умерших ветеранов жилья в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", это усматривается и из документов, приложенных к заявлению о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, которые подтверждают статус лица на обеспечение жильем в соответствии с данным Указом, ранее ФИО1 не обращалась для постановки на учет.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ). В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

В силу ст. 53Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Совокупный анализ ст. 53, ч. 8 ст. 57 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что при совершении сделки по отчуждению жилого помещения, вследствие которой возникла нуждаемость в жилом помещении, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено не ранее, чем по истечении 5 лет с момента совершения такой сделки.

Нуждаемость в жилом помещении применительно к предоставлению жилья по договорам социального найма определяется с учетом предшествующих действий граждан в отношении принадлежащих им жилых помещений.

Анализ всех вышеуказанных обстоятельств дает основание полагать, что объективно ФИО1 совершила действия, ухудшившие ее жилищные условия, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с последующим получением жилья на условиях социального найма или свидетельства на приобретение жилья.

Кроме всего вышеизложенного, суд установил, что у ФИО1 нет оснований для признания ее нуждающейся в жилье, поскольку она обеспечена жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством, что подтверждается совокупностью следующих доказательств.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилье ставятся граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма, согласно Постановлению Главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе» установлена 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

На момент подачи заявления ФИО1 проживала и сейчас проживает у своего сына по адресу <адрес>. Общая площадь данной квартиры согласно справке Артинского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № составляет 58,7 квадратных метров.

Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Согласно подпункту а пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.

Одним из собственников данной квартиры является сын ФИО1, что подтверждается справкой Артинского БТИ, свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Вселение ФИО1 в жилое помещение в качестве члена семьи собственника, постоянное проживание в квартире согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации свидетельствует о законном приобретении права пользования данной квартирой.

Количество проживающих в данной квартире составляет три человека: заявитель ее сын и супруга сына, что подтверждается справкой Манчажской сельской администрации.

Поскольку, исходя из количества проживающих лиц по данному адресу и общей площади этого жилого помещения, выдержан минимальный размер площади жилого помещения, согласно которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то также отсутствуют основания для признания ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Заявление ФИО1 Зои Андреевны об оспаривании действий Администрации Артинского городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.

Признать действия Администрации Артинского городского округа об отказе в постановке на учет ФИО1 Зои Андреевны в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, законными.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Прибытков И.Н.

Копия верна: Прибытков И.Н.